5 ноября В 1878 году родился Кузьма Сергеевич ПЕТРОВ-ВОДКИН (в Хвалынске, Саратовская губерния), ру...
5 ноября
5 ноября
В 1878 году родился Кузьма Сергеевич ПЕТРОВ-ВОДКИН (в Хвалынске, Саратовская губерния), русский и советский художник, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В начальный период его творчества ощутимо сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.
Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы.
Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.
* * * * *
Первые робкие опыты привели 15-летнего юношу в Классы живописи и рисования Ф.Е. Бурова (Самара). В 1895 году с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица.
Однако спустя 2 года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе.
Годы пребывания в МУЖВЗе отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных на Парижском салоне (1908), а затем и на родине.
В 1909 году в редакции журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения «Мир искусства», с которым был связан до его роспуска (1924).
В предреволюционные годы начинается работа Петрова-Водкина над темой «Материнства», проходящей через всю его жизнь. В таких его полотнах, как «Мать», «Утро», «Матери» мастер поэтически показывает величие и чистоту русской женщины-матери.
В первые революционные годы Петров-Водкин работает очень напряженно. Он преподает в Академии художеств, оформляет улицы и площади Петрограда к революционным праздникам, делает обложку первомайского номера журнала «Пламя». Лучшее его полотно этого периода – «Петроград в 1918 году».
После Октябрьской революции по-настоящему развернулось и дарование Петрова-Водкина как портретиста. Особенно известен его строгий по форме портрет поэтессы Анны Ахматовой (1922), ряд портретов жены и др. С огромной настойчивостью пишет мастер свои полотна о революции: «После боя» и «Смерть комиссара», которые стали заметным событием в культурной жизни Советской страны.
Петров-Водкин в разные годы изредка оформлял театральные постановки, книги, но сам он не придавал решающего значения этой своей деятельности. Многое для понимания особенностей творчества и личности художника дает знакомство с его теоретическими статьями.
Он был одним из реорганизаторов системы художественного образования. В 1918-33 годах преподавал в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Скончался Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 15 февраля 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_ноября #П__
В 1878 году родился Кузьма Сергеевич ПЕТРОВ-ВОДКИН (в Хвалынске, Саратовская губерния), русский и советский художник, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В начальный период его творчества ощутимо сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.
Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы.
Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.
* * * * *
Первые робкие опыты привели 15-летнего юношу в Классы живописи и рисования Ф.Е. Бурова (Самара). В 1895 году с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица.
Однако спустя 2 года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе.
Годы пребывания в МУЖВЗе отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных на Парижском салоне (1908), а затем и на родине.
В 1909 году в редакции журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения «Мир искусства», с которым был связан до его роспуска (1924).
В предреволюционные годы начинается работа Петрова-Водкина над темой «Материнства», проходящей через всю его жизнь. В таких его полотнах, как «Мать», «Утро», «Матери» мастер поэтически показывает величие и чистоту русской женщины-матери.
В первые революционные годы Петров-Водкин работает очень напряженно. Он преподает в Академии художеств, оформляет улицы и площади Петрограда к революционным праздникам, делает обложку первомайского номера журнала «Пламя». Лучшее его полотно этого периода – «Петроград в 1918 году».
После Октябрьской революции по-настоящему развернулось и дарование Петрова-Водкина как портретиста. Особенно известен его строгий по форме портрет поэтессы Анны Ахматовой (1922), ряд портретов жены и др. С огромной настойчивостью пишет мастер свои полотна о революции: «После боя» и «Смерть комиссара», которые стали заметным событием в культурной жизни Советской страны.
Петров-Водкин в разные годы изредка оформлял театральные постановки, книги, но сам он не придавал решающего значения этой своей деятельности. Многое для понимания особенностей творчества и личности художника дает знакомство с его теоретическими статьями.
Он был одним из реорганизаторов системы художественного образования. В 1918-33 годах преподавал в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Скончался Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 15 февраля 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_ноября #П__