10 июля
1874 года родился Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ (в деревне Верхние Караковичи, Смоленская губерния), русский и советский скульптор. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда.
Ещё до революции его называли «русским Роденом».
* * * * *
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), позднее в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Петербурге у профессора В.А. Беклемишева. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников АХ была уничтожена.
В 1897 году скульптор посещает Францию, Италию, Германию. Революционные события 1905 года застали Конёнкова в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне, работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Вещая старушка», «Дядя Григорий», «Нищая братия». Он одним из первых среди русских скульпторов рубежа XIX–XX веков обращается к изображению обнажённого женского тела («Крылатая», «Жар-птица», «Кариатида»).
Скульптор поддержал Октябрьскую революцию, его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. В 1923 году он принимал участие в оформлении Всероссийской сельхозвыставки в Москве.
В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой, а в конце 1923 года они отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное местожительства и работы в этот период – Нью-Йорк.
В 1928-1929 годах Конёнков совершает поездку в Италию, где встречается с А.М. Горьким и работает над его портретом. В Риме проходит его персональная выставка.
Во время II-й мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. Получили известность письма пророческого характера, которые накануне войны Конёнков писал И.В. Сталину. По личному приказанию Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР.
Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве.
Сергей Тимофеевич автор портретов И. Тургенева, В. Маяковского, К. Циолковского, Н. Зелинского, памятников А. Пушкину, Л. Толстому, В. Сурикову, надгробия М. Пришвину.
Конёнков выполнил обещание, данное Горькому во время их встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери – Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).
В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в т.ч. И. Баха и Н. Паганини. Из невоплощённых работ – проект памятника Александру II.
Скончался Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ 9 декабря 1971 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
10 июля
1834 года родился Джеймс Эббот Макнил УИСТЛЕР (в Лоуэлле, штат Массачусетс), англо-американский художник, один из ключевых тоналистов – предшественников импрессионизма и символизма, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии.
* * * * *
Долгое время Джеймс жил в России: его отец строил Николаевскую железную дорогу. Именно здесь юноша стал изучать французский язык и бывать в Академии художеств.
Вернувшись в США, Джеймс Уистлер поступил в военное училище, из которого вскоре был отчислен. В это время он начинает работать над гравюрами на металле. Дебютная серия таких работ была представлена публике в 1858 году.
В 1855 году Уистлер оказывается в Париже. Во Франции его наставником в искусстве живописи становится Шарль Глейр. Значительное влияние на молодого художника в это время оказывают прерафаэлиты, а также Курбе и Коро.
Отношение к творчеству Уистлера было неоднозначным. Бодлер высоко оценивал его работы, а Джон Рёскин, обладающий в то время большим авторитетом, высмеивал их, используя для этого местные газеты. Джеймс Уистлер предпочел разобраться с такой клеветой с помощью суда. Процесс был выигран, но средств к существованию у художника почти не осталось.
В 1879 году он удалился в Венецию, где в течение 14 месяцев занимался акварельными зарисовками и выполнил полсотни офортов. По возвращении в Лондон его избрали президентом Общества английских художников.
Первый период творчества отличался значительным влиянием японского искусства. Многое объединяло художника с импрессионистами. Но некоторые черты отделяли Уистлера от импрессионизма. Так, он предпочитал писать дома, заранее продумывая цветовую гамму своих работ. Цвет, по Уистлеру, становится основой картины, он должен сочетаться с ритмом линий.
Оригинальным цветовым решением отличаются его последние работы. Художник использовал сильно разведенные, прозрачные тона, свойственные акварельным краскам. Это, по мнению Уистлера, помогает точно передать изменчивость атмосферы. В оправдание своего искусства им написан трактат «Изящное искусство создавать себе врагов» (1890).
В конце жизни он – один из «светских львов» лондонского общества, вращался в одном кругу с Оскаром Уайльдом и Обри Бердслеем.
Скончался Джеймс Эббот Макнил УИСТЛЕР 17 июля 1903 года в Лондоне, похоронен на лондонском кладбище при церкви св. Николая в Чизуике.
10 июля
В 1895 году родился Карл ОРФ /имя при рождении – Карл Генрих Мария Орф/ (в Мюнхене), немецкий композитор и педагог, наиболее известен как автор сценической кантаты «Carmina Burana» (1937), что в переводе значит «Песни Бойерна».
Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования.
* * * * *
Выходец из семьи офицера, он рано проявил талант к музыке (кстати, его отец и мать играли на фортепиано). Карл научился играть на пианино в 5 лет, именно мама занялась его обучением. В 9-летнем возрасте он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего кукольного театра.
В период 1912-14 годов Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии, затем продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. Во время I-й мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма; в дальнейшем он работал в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.
В 1924 году Карл Орф совместно с Доротеей Гюнтер создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» в Мюнхене. Со следующего года и до конца жизни он являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, Орф разработал свою теорию музыкального образования.
Его «Кармина Бурана» была весьма популярна в Германии после её премьеры во Франкфурте в 1937 году и исполнялась множество раз (хотя нацистские критики называли её дегенеративной). Это первая часть трилогии, которая также включает «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite». «Carmina Burana» отражает композитора интерес к средневековой немецкой поэзии. Все части трилогии вместе называются «Trionfi».
Орф охарактеризовал своё произведение как праздник победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского. Музыка создана на стихи, написанные голиардами, из рукописи XIII века, найденной в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн (Buranum); этот сборник известен как «Carmina Burana» и назван так по имени монастыря.
Несмотря на элементы модерна в некоторых композиционных техниках, в этой трилогии композитор выразил дух средневекового периода с заразительным ритмом и простыми тональностями.
В педагогических кругах Карл Орф лучше всего известен своей работой «Шульверк» («Schulwerk», 1930-1935). Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным музыке детям исполнять части произведения с относительной лёгкостью.
Идеи Орфа совместно с Гунильд Кеетман были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». Термин «Schulwerk» – немецкое слово, означающее «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.
Скончался Карл ОРФ 29 марта 1982 года в Мюнхене, похоронен в барочной церкви Андексского аббатства.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #К__
10 июля
В 1905 году родился Лев Абрамович КАССИЛЬ (в Покровской слободе; ныне город Энгельс Саратовской области), русский советский писатель, сценарист, один из классиков детской литературы.
* * * * *
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу, которую окончил в 1923 году. За хорошую общественную работу в библиотеке-читальне Лев Кассиль получил командировку в высшее учебное заведение и поступил в Москве на физико-математический факультет Московского государственного университета, но к третьему курсу фактически стал профессиональным литератором – московским корреспондентом газет «Правда Востока» и «Советская Сибирь», сотрудником газеты «Известия» и журнала «Пионер».
В 1930-х годах вышли в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика», «Планетарий», «Лодка-вездеход», автобиографические повести «Кондуит» и «Швамбрания», принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы.
В годы Великой Отечественной войны Лев Кассиль выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала.
Став писателем, Кассиль не стал кабинетным человеком. Он вёл новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и праздничные радиорепортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на Олимпийских играх, ездил по Италии с лекциями о Маяковском, возглавлял объединение московских детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте. Автор идеи проведения Книжкиных именин, трансформировавшихся со временем в Неделю детской книги.
При таком уплотнённом распорядке дней он написал своё собрание сочинений, и каждые год-два у него выходила новая книга.
Кассиль написал много рассказов, посвященных Великой Отечественной войне. Он обладал огромным опытом военного корреспондента. Им были написаны книги о Маяковском, Циолковском, Чкалове и Шмидте.
В 1965 году писатель был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Скончался Лев Абрамович КАССИЛЬ 21 июня 1970 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #К__
10 июля
В 1640 году родилась Афра БЕН (в селении Уай близ Кентербери, графство Кент), английская романистка и драматург, один из крупнейших авторов эпохи Реставрации. Считается первой профессиональной писательницей в истории Англии.
* * * * *
Когда в декабре 1640 года, в одной из церквушек Уай (Wye), крестили дочь цирюльника Бартоломью Джонсона, никто и предположить не мог, что девочка станет первой женщиной драматургом в Англии, а ее имя - Афра Бен - будут помнить и через 300 лет.
Она росла в аристократической семье, изучала нидерландский и французский языки, занималась чтением французских романов. Ее готовили к монастырской жизни и все воспитание было направлено на подготовку набожной монашки. Ее детство и юность пришлись на годы революции и Пуританской диктатуры и именно эта молоденькая, начитанная и набожная девушка оказалась причастна к шпионажу в пользу движения Роялистов.
В 1663 году Афра посещает английскую сахарную колонию на реке Суринама. Там Афра знакомится с лидером рабов, чья история жизни легла в основу ее новеллы «Оруноко или Королевский Раб. Правдивая история», опубликованной в 1688 году. Это путешествие сильно повлияло на молодую женщину и всю дальнейшую жизнь. Афра Бен была отчаянным противником рабовладельческого строя.
К 1666 году она добилась влияния при дворе, выполняла секретные поручения Карла II в Антверпене во время англо-голландской войны; в тайной переписке пользовалась именем Астрея, ставшее затем её литературным псевдонимом. Тайная служба не принесла ей дохода: король постоянно задерживал плату за шпионские услуги, так что Афре Бен пришлось некоторое время провести в долговой тюрьме.
В 1669 году неизвестный поручитель внес необходимую сумму и Афра Бен была освобождена. Именно после этих драматических событий началась ее карьера драматурга и профессионального писателя. Пользуясь связями с лондонскими писателями и драматургами, она быстро завоевала успех как автор любовных повестей, театральных пьес, романов, стихотворений. Ее первой профессиональной работой стала пьеса «Принудительный брак», поставленная на театральном корте Лисл. Постановка не принесла серьезных доходов, но позволяла выручить некоторое количество денег.
На протяжении последующих 22 лет Афра Бенн зарабатывает свой хлеб на ниве драматургии, поэзии и в иных литературных жанрах.
Большую славу ей принесли прозаические сочинения: сатирические и любовные новеллы, романы «Любовная переписка дворянина и его сестры» и «Оруноко», считающийся вершиной её творчества.
Скончалась Афра БЕН 16 апреля 1689 года и была похоронена в Вестминстерском аббатстве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #Б__
10 июля
В 1902 году родился Сергей Яковлевич ЛЕМЕШЕВ (в деревне Старое Князево, Тверская губерния), русский советский оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1950).
Огромное дарование певца было исключительно гармоничным, светлым; его манера пения – легкой и естественной, отмеченной высоким вкусом.
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, он по окончании церковно-приходской школы был послан обучаться сапожному делу в Петербург; после Октябрьской революции 1917 года окончил общеобразовательную школу в Твери, одновременно посещал уроки в музыкальной школе.
В период 1921-25 годов обучался в Московской консерватории в классе Н. Райского; с 1924 года работал в Оперной студии под руководством К.С. Станиславского. Затем пел в театрах Свердловска, Харбина, Тбилиси.
В 1931 году Лемешев был приглашен в Большой театр, где дебютировал в партиях Царя Берендея ("Снегурочка" Римского-Корсакова), Ленского ("Евгений Онегин" Чайковского) и Джеральда ("Лакме" Делиба). До 1956 года был ведущим солистом театра, где спел множество партий: Левко ("Майская ночь"), Звездочет ("Золотой петушок"), Индийский гость ("Садко") в операх Н.А. Римского-Корсакова, Боян ("Руслан и Людмила" Глинки), Дубровский (одноименная опера Э.Ф. Направника), а также Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата") в операх Дж. Верди, Граф Альмавива ("Севильский цирюльник" Россини), Фауст (одноименная опера Ш. Гуно) и др.
Партию Ленского – вершину своего репертуара – Сергей Яковлевич в последний раз исполнил на сцене Большого театра в 1972 году, когда отмечалось 70-летие певца.
Лемешев много выступал как камерный певец, особенно с исполнением народных песен и вокальной лирики Чайковского (в 1938–1939 годах исполнил все его романсы).
Несколько раз пробовал силы в качестве оперного режиссера. В 1951-61 годах руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969-71 – кафедрой сольного пения в Московской консерватории. Исполнил главную роль в фильме «Музыкальная история», вел циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы.
Популярность Лемешева в Москве была огромна, его выступления привлекали толпы поклонников.
Скончался Сергей Яковлевич ЛЕМЕШЕВ 26 июня 1977 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
--------------------------------------------------------------
Подробнее материал "Лемешев Сергей Яковлевич — «Чтобы Помнили»" смотри по ссылке:
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=3342
--------------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #Л__
10 июля
В 1871 году родился Марсель ПРУСТ /полное имя - Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст/ (в Париже), выдающийся французский писатель, новеллист и критик, представитель модернизма в литературе.
Получил всемирную известность как автор 7-томной эпопеи «В поисках утраченного времени», одного из самых значительных произведений мировой литературы XX века.
* * * * *
С детства будущий писатель был окружен достатком и ни в чем не знал отказа, рос в состоятельной семье. Его отец занимал важный пост в министерстве здравоохранения. В Париже Марсель окончил лицей «Кондорс», затем продолжил образование в Школе политических наук в Орлеане, но учёбу не закончил.
В это время Пруст посещает модные литературные и художественные салоны, начинает писать «светскую хронику» в газете «Фигаро». В 1894 году он публикует первую книгу стихов в прозе, которая, однако, остаётся практически незамеченной. Пруст пробует себя в критике, пишет журналистские эссе и рассказы, занимается переводами. Однако, его не оставляет идея написать роман.
После смерти родителей Марсель получил богатое наследство, но тяжёлая форма астмы вынудила его вести затворнический образ жизни, продолжая много писать. В 1911 году он заканчивает первую версию своего знаменитого романа «В поисках утраченного времени», состоящего из трех частей.
Долгое время он не может найти издателя для своего объёмного произведения. В конце концов книга была выпущена за счёт автора издателем Бернаром Грассе. Во второй версии «Поисков...» было уже 5 частей: «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра» и «Обретенное время».
За роман «Под сенью девушек в цвету» 10 декабря 1919 года Прусту была присуждена Гонкуровская премия.
Сама же семитомная эпопея «В поисках утраченного времени» стала литературным памятником XX столетия.
Осенью 1922 года, возвращаясь из гостей, писатель простудился и заболел бронхитом. В ноябре бронхит перешёл в воспаление лёгких.
Скончался Марсель ПРУСТ 18 ноября 1922 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #П__
10 июля
В 1835 году родился Генрих Иосифович ВЕНЯВСКИЙ /имя при рождении – Генрик Венявский/ (в Люблине), знаменитый польский скрипач и композитор еврейского происхождения.
Особенной популярностью пользуются его «Легенда», «Фантазия на русские темы», «Московский сувенир», Фантазия на темы из «Фауста» Гуно.
Первый и второй скрипичный концерты Венявского были записаны рядом выдающихся исполнителей, в т.ч. Борисом Гольдштейном, Владимиром Пикайзеном, Олегом Крысой (концерт № 1), Исааком Стерном, Яшей Хейфецом, Игорем Ойстрахом, Идой Гендель и Джошуа Беллом (концерт № 2).
* * * * *
Раннему музыкальному развитию будущего артиста способствовала атмосфера дома Венявских – здесь часто звучала музыка в исполнении выдающихся мастеров.
В творческой судьбе Венявского большую роль сыграла мать – профессиональная пианистка. В 1843 году она привезла Генрика в Париж. Здесь он поступил в консерваторию в класс известного профессора Ж. Массара. Через три года окончил ее, получив первую премию на заключительном конкурсе. Уже тогда польский вундеркинд обнаруживал не только феноменальную беглость пальцев, но и покоряющее художественное чутье. Активная творческая энергия, желание постоянно совершенствоваться, непреодолимая тяга к сочинительству заставили Венявского в 1849 году вторично поступить в Парижскую консерваторию в класс композиции И. Колле.
С 1850 года Венявский начинает активную концертную деятельность. Его творческая жизнь прочно связана с русской художественной культурой. Именно в Москве и Петербурге дал он свои первые самостоятельные концерты. С громадным успехом проходят гастроли скрипача в Германии. Игру его все чаще сравнивают с исполнением других выдающихся скрипачей-виртуозов («Шопен скрипки», «Лист скрипки», «Второй Паганини» – как только не называли молодого Генрика Венявского).
Особенно тесные творческие и человеческие контакты установились у артиста с А.Г. Рубинштейном. По инициативе последнего Венявский на долгое время обосновался в Петербурге. В 1860 году он становится «солистом императорских театров», с открытием в 1862 году Петербургской консерватории Венявский становится первым в России профессором по классу скрипки и камерного ансамбля. Он внес ценный вклад в формирование русской скрипичной школы.
Беспорядочная жизнь, вино, карточная игра, женщины рано подорвали здоровье Венявского, – отмечает Л.Н. Раабен. – Тяжелая сердечная болезнь началась еще в России. Тем более пагубной для него оказалась поездка в США в 1872 году с Антоном Рубинштейном, во время которой они за 244 дня дали 215 концертов.
В 1874 году он вернулся в Европу уже совсем больным. Осенью того же года его пригласили в Брюссельскую консерваторию занять должность профессора по классу скрипки.
Когда 11 ноября 1878 года Венявский давал концерт в Берлине, силы уже изменили ему. Скрипач вынужден был играть сидя. На середине концерта припадок удушья заставил его прервать выступление.
В конце того же года Венявский вновь приехал в Россию, выступал в симфонических и камерных концертах с Дезире Арто в южных городах страны. К великому сожалению, эти гастроли оказались прощальными.
Скончался Генрих Иосифович ВЕНЯВСКИЙ 31 марта 1880 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #В__
10 июля
В 1921 году родился Харви БОЛЛ (в Вустере, штат Массачусетс), американский коммерческий художник, дизайнер, авторов всемирно известных Смайликов.
Смайлик (англ. smiley – «улыбающийся») или счастливое лицо (😊) – стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица; традиционно изображается в виде жёлтого круга с двумя чёрными точками, представляющими глаза, и чёрной дугой, символизирующей рот.
* * * * *
Будучи студентом учебного заведения Вустерского музея искусств (Worcester Art Museum School), он познакомился с одним из талантливых художников, который научил его многим хитростям изобразительного искусства.
Харви Болл состоял на военной службе в течение долгих лет. Дизайнерским делом он занялся сразу после окончания II-й Мировой войны. Работал в рекламной компании, пока в 1959 году не открыл собственную фирму.
В 1963 году Харви Болл создал Смайлики и его жизнь изменилась. Десятиминутная дизайнерская работа (примерно столько времени потребовалось Боллу, чтобы нарисовать первые смайлики) увенчалась значительным успехом. Целью создания занимательных значков было желание создать повсеместную благожелательную атмосферу, рождающую улыбки и отличное настроение.
Смайлики имели огромный успех – только в 1971-ом году их было продано в количестве 50 миллионов.
Несмотря на бум мирового уровня, который произвел Болл, его изобретение не было запатентовано, и потому создатель за свою работу получил только лишь 45 долларов. Впоследствии смайлики претерпели немало изменений – усилиями иных дизайнеров.
В 1999 году Харви Болл с опозданием сформировал свою собственную компанию "The World Smile Corporation", смайлики которой по-прежнему помогали людям улыбаться. Он начал лицензирование изображения счастливого лица с целью благотворительного финансирования. Прибыль использовалась на благотворительные цели по линии Всемирного фонда Харви Болла (World Smile Foundation), который спонсирует также ежегодный Всемирный день улыбки Болла, начавшийся в 1999 году с целью поощрения «добрых дел».
Скончался Харви БОЛЛ 12 апреля 2001 года в Вустере.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #Б__
10 июля
В 1726 году родился Александр Филиппович КОКОРИНОВ (в Тобольске), русский архитектор, первый директор Российской Академии художеств.
Обладал выдающимися дарованиями архитектора, был человек с обширными познаниями и в высшей степени одаренный чувством изящного и любовью к нему. Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму.
Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764-1788, совместно с Ж.Б.М. Валлен-Деламотом).
* * * * *
Его родители трудились на одном из сибирских заводов Демидовых. Кокориновы принадлежали к духовному сословию, чьим обязательным качеством являлась грамотность.
Приехав в Москву вместе с семьёй архитектора И.Я. Бланка, Александр продолжил обучение в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. В 1742 году был принят учеником на службу «архитектории».
С 1754 года жил в Санкт-Петербурге, построив в этом году великолепный дом для И.И. Шувалова на углу Невского и Малой Садовой и получив за это звание унтер-архитектора.
Близко узнав архитектора, Шувалов оценил его дарования. 15 октября 1758 года Кокоринов был назначен архитектором Академии художеств, 1 ноября 1760 года – инспектором, а 21 июня 1761 года ему была поручена дирекция над Академией. Во все время главного управления ею Шуваловым Кокоринов пользовался полной доверенностью известного мецената и, опираясь на него, энергично и умело работал на пользу вновь возникшего учреждения.
Он с большой любовью относился к воспитанникам Академии. В среде учеников Кокоринов заметил несколько молодых талантов – художника А.П. Лосенко, архитектор В.И. Баженова, скульптора Ф.И. Шубина, гравера Е.П. Чемезова. Рекомендация Кокоринова доставила всем им покровительство И.И. Шувалова и все удобства для их художественного развития.
В 1760 году Кокоринов женился на дочери Григория Акинфиевича Демидова, и таким образом получил возможность жить богато и занять самостоятельное положение в петербургском обществе. Талантливый, живой и общительный человек он в скором времени сделался любимцем этого общества. К нему постоянно обращались за всякого рода советами и указаниями по художественной части, а он старался всячески поддерживать в обществе вкус к изящному и вместе с тем доставлять работу русским художникам и распространять их произведения.
При Александре Филипповиче Академия художеств исполнила немало поручений по покупке и выписке из-за границы для частных лиц картин и статуй. Кокоринов был близок с основателем русского театра Ф.Г. Волковым и его труппой, охотно принимал участие в устройстве домашних спектаклей, проектировал декорации, костюмы и т.д.
В начале нового царствования императрицы Екатерины II Кокоринов закончил свой грандиозный и великолепный проект здания Академии художеств; к 1769 году готовы были чертежи всех деталей и планы. Иностранцы, посещавшие Петербург, долго не хотели верить, что это здание воздвигнуто по проекту русского архитектора.
Торжественная закладка спроектированного Кокориновым здания состоялась 7 июля 1765 года в присутствии императрицы и великого князя Павла Петровича с необыкновенной пышностью. Чрезвычайно красиво декорировано было и место закладки, и существовавшие академические здания, тоже по проекту архитектора.
В день закладки Кокоринов получил диплом на звание профессора архитектуры, в 1769 году был назначен ректором Императорской Академии художеств.
Под его наблюдением велись работы по сооружению нового здания. Эти работы и послужили источником всех неприятностей, омрачивших последние годы жизни архитектора.
Скончался Александр Филиппович Кокоринов 21 марта 1772 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Сампсониевском кладбище.
* * * * *
В Академии художеств хранится превосходный портрет Кокоринова работы Левицкого; с него существуют гравюры Олещинского на меди и Серякова – на дереве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #К__
10 июля
В 1830 году родился Камиль ПИССАРРО /полное имя – Жакоб Абраам Камиль Писсарро/ (на острове Сент-Томас, Датская Вест-Индия), французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.
Оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи. Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген.
Писарро – единственный участник всех 8 выставок импрессионистов.
Работы, прославившие его, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов.
Писсарро создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.
* * * * *
После шести лет работы в магазине своих родителей, Камиль отказался от карьеры коммерсанта и в возрасте 22 лет, уехал в Каракас с датским художником Фрицем Мельби постигать искусство живописи.
В 1855 году Писсарро приехал в Париж, где учился в Школе изящных искусств и академии Сюиса. Наибольшее влияние на художника оказал выдающийся мастер того времени – Камиль Коро.
В 1860-х годах Писсарро познакомился с ведущими художниками импрессионистами (Мане, Моне, Сислеем, Базилем).
В конце 1860-х годов художник переехал в Лувесьенн (в 20 милях от Парижа). Работая в непосредственной близости от Моне, Ренуара и Сислея, он начал пересматривать свой метод пейзажной живописи, уделяя особое внимание роли света и воздуха в изображении предметов.
С началом франко-прусской войны, Писсарро переехал в Лондон, где в начале 1870-х годов встретил Моне. Художники много работали – Моне рисовал в парках, а Писсарро в предместье, изучая эффекты солнца, снега и тумана.
После возвращения во Францию Жакоб Писсарро поселился в Понтуаз, где стал наставником для многих молодых художников, в т.ч. Поля Сезанна и Поля Гогена. Основные темы творчества Писсарро в то время это пейзажная живопись и сцены крестьянской жизни.
В 1885 году Писсарро знакомится с Сера и Сеньяком, открыв для себя новую технику рисования точками – пуантилизм.
В 1889 году, после отказа от пуантилизма и возвращения к традиционной для импрессионистов манере, Писсарро, по примеру Моне, пишет виды Парижа при различном освещении, в разное время суток. Серия картин, изображавших бульвар Монмартр, стала одним из лучших достижений импрессионистов по передаче эффектов освещения и воздушной среды.
В последние годы своей жизни Писсарро испытывал проблемы со зрением и отказался от работы на пленэре. Он продолжал работать в своей студии до самой смерти.
Скончался Жакоб Писсарро 12 ноября (по другим сведениям – 13 ноября) 1903 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_июля #П__
10 июля
1856 года родился Никола ТЕСЛА (в селе Смилян, тогда Австро-Венгерская империя, ныне в Хорватии), австро-американский физик и инженер, по происхождению серб, изобретатель в области электро- и радиотехники, выдающийся ученый, опередивший свое время.
Многие его называют властелином мира, повелителем молний, некоторый отожествляют его, как приближенного к высшему разуму. Он создал множество изобретений, которые до сих пор не могут быть повторены.
Будучи ученым, Тесла заглянул за грань разума и как он утверждал, черпал оттуда информацию. Он был сторонником эфиров, и одним из эфиров он называл некое «поле информации», где можно узнать абсолютно все о строении мира. Известны многочисленные его опыты и эксперименты, имевшие целью показать наличие эфира как особой формы материи, поддающейся использованию в технике.
Никола Тесла широко известен благодаря вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе, многофазных систем и электродвигателя, позволивших совершить так называемый 2-й этап промышленной революции.
Именем Теслы названа единица измерения плотности магнитного потока (магнитной индукции).
Среди многих наград учёного – медали Э. Крессона, Дж. Скотта, Т. Эдисона.
Современники-биографы считали Николу Тесла «человеком, который изобрёл XX век» и «святым заступником» современного электричества. После демонстрации радио и победы в «Войне токов» Тесла получил повсеместное признание. Ранние работы Тесла проложили путь современной электротехнике, его открытия раннего периода имели инновационное значение.
В США по известности он мог конкурировать с любым изобретателем или учёным в истории или популярной культуре.
* * * * *
Из многодетной семьи сербского православного священника, Никола рос необычным ребенком. Фантастические видения переполняли его мозг. Он много читал по ночам, и проглатывал книги с фантастической скоростью.
Его выбор пал на техническое образование – Политехнический институт в Граце, Пражский университет... На втором курсе университета, в 1880 году, его осеняет идея индукционного генератора переменного тока. Профессор Пешль, с которым Тесла поделился идеей, счел ее бредовой. Но заключение профессора только подстегнуло изобретателя, и в 1882 году была построена действующая модель.
Никола решает обсудить изобретение с великим Томасом Эдисоном, который был уже известен и состоятелен, и 6 июля 1884 года он прибывает в Нью-Йорк. Почуяв в молодом ученом конкурента, Эдисон предложил Тесле работу в своей компании в качестве инженера. Но Никола, работая на Эдисона, не прекратил совершенствования своей системы переменного тока и в октябре 1887 года получил на нее патент.
Через некоторое время изобретатели окончательно рассорились – Эдисон не выполнил обещания выплатить Тесле солидное вознаграждение за усовершенствование электрических машин постоянного тока, придуманных Эдисоном.
Никола стал вести самостоятельную деятельность. А между ним и Эдисоном разгорается конкурентная борьба, известная в Америке под названием «Война токов». Впоследствии взаимная неприязнь двух гигантов мысли привела к тому, что оба они отказались от номинирования на Нобелевскую премию, где им было предложено поделить её на двоих.
В 1888 году Тесла описал явление вращающегося магнитного поля, разработал многофазные электрические машины и схемы распределения многофазных токов, став пионером высокочастотной техники (генераторы, трансформатор и др.). 16 мая этого же года Тесла продемонстрировал свое изобретение в американском институте инженеров-электриков. Среди присутствующих в зале оказался миллионер Дж. Вестингауз, которого потрясло выступление Теслы. Он предложил изобретателю 1 млн. долларов за его патенты плюс авторские отчисления. Был заключен договор, и компания «Вестингауз Электрик» реализовала разработки Теслы, построив ГЭС на Ниагарском водопаде. Получив финансовую независимость, Тесла продолжил свои исследования. Он сделал множество открытий, обогатив знания в области теории полей, резонанса, радио...
В мае 1899 года Никола Тесла переехал в Колорадо, где нередки были сильные грозы в этих местах, и организовал лабораторию для изучения гроз. Сконструированное им специальное устройство позволило изучать изменения потенциала Земли, в т.ч. и эффект стоячих электромагнитных волн, вызванный грозовыми разрядами в земной атмосфере (более чем через 50 лет этот эффект был подробно исследован и позднее стал известен как «Резонанс Шумана»). Наблюдения навели изобретателя на мысль о возможности передачи электроэнергии без проводов на значительные расстояния.
Следующий эксперимент Тесла направил на исследование возможности создания стоячей электромагнитной волны. Он спроектировал «усиливающий передатчик». При пропускании через первичную катушку переменного тока в несколько тысяч вольт во вторичной катушке возникал ток с напряжением в несколько миллионов вольт и частотой до 150 тыс. герц.
При проведении эксперимента были зафиксированы грозоподобные разряды, исходящие от медного шара диаметром 1 м. Длина некоторых разрядов достигала почти 4,5 м, а гром был слышен на расстоянии до 24 км. В 1891 году получил американское гражданство.
В 1917 году Тесла предложил принцип действия устройства для радиообнаружения подводных лодок. Он также выдвинул теорию об энергетическом поле Земли, которое называл «эфиром».
Уже в преклонном возрасте он попал под машину. Переломы ребер спровоцировали воспаление легких.
Великий гений Никола ТЕСЛА скончался 7 января 1943 года в Нью-Йорке (США).
* * * * *
Мир не был готов к открытиям Теслы. Многие из его выдающихся работ потеряны для потомков, а большинство дневников и рукописей исчезли при невыясненных обстоятельствах. Некоторые считают, что Никола сжег их сам в начале II-й мировой войны, убедившись, что знания, заключенные в них, слишком опасны для неразумного человечества...
Знал ли Тесла наперед развитие науки? Было ли ему доступно то, что недоступно простым смертным? Увы, это уже навсегда останется в неизвестности.