10 октября
1858 года родился Морис Бразил ПРЕНДЕРГАСТ (в Сент-Джонсе, провинция Ньюфаундленд и Лабрадор, Канада), американский художник-постимпрессионист.
Типичный сюжет его живописи – праздные, отдыхающие, нарядно одетые люди. Прендергаст считается одним из лучших американских акварелистов своего времени, хотя в поздние годы он всё более тяготел к живописи маслом.
* * * * *
Выходец из семьи торговца, он ребёнком в 1868 году переехал с родителями в Бостон (США). После девяти лет обучении Морис бросил школу и устроился на работу в коммерческую фирму, занимавшуюся рекламой. Ему всегда хотелось быть художником, и все свободные минуты юноша посвящал рисованию.
Юношей он познакомился с художницей и меценаткой Сарой Чоуэйт Сирс, которая оказала ему покровительство и материально поддержала во время учёбы в Париже, куда Прендергаст отправился в 1892 году. Сначала он обучался в Академии Коларосси, а затем в Академии Жюлиана, где и познакомился с канадским художником Дж.В. Моррисом, под влиянием которого начал выполнять небольшие панно с изображением элегантно одетых женщин и игривых детей на приморских курортах Дьепп и Сен-Мало.
Вернувшись в Париж, Морис Прендергаст начал работать в сложном современном стиле, будучи вдохновлен работами постимпрессионистов, в частности, Пьера Боннара и Эдуарда Вюйара. Знакомство с Д.В. Моррисом и другими влиятельными художниками того времени прочно и надолго ввело его в группу постимпрессионистов.
В 1895 году Прендергаст вернулся в Винчестер (штат Массачусетс). Работая в технике акварели, масла и монотипии, он по-прежнему изображал мужчин, женщин и детей в праздное время, гуляющими в парке, на пляже или по улицам города. В 1898 году он отправился в Венецию и вернулся через год с серией венецианских акварелей.
В 1907 году он вернулся во Францию, где оказался под сильным влиянием Сезанна и фовистов. Интегрируя эти новые влияния в свою работу, художник рисует более «решительные» картины, используя яркие цвета и отрывистые мазки.
После очередной поездки в Венецию в 1911-1912 годах Прендергаст вернулся в США и обосновался в Нью-Йорке. В 1915 году он организовал выставку в Галерее Кэрролла. Несмотря на то, что критики испытывали смешанные чувства к его творчеству, все же он смог найти поддержку в лице Джона Куинна, Лилли Блис и доктора Альберта Барнса.
В 1920-е годы Прендергаст считался участником группы американских художников, получившей название «школа мусорных вёдер», хотя по своей манере был гораздо тоньше и деликатней.
Последние годы своей жизни он провел в Новой Англии и в Нью-Йорке, не отходя от мольберта.
Скончался Морис Бразил ПРЕНДЕРГАСТ 1 февраля 1924 года в Нью-Йорке.
10 октября
(по др. данным – 30 октября)
В 1905 году родился Георгий Николаевич КАРЛОВ (во Владивостоке), известный русский советский художник-анималист, иллюстратор. Заслуженный деятель искусств (1944).
Признанный мастер в изображении животных, он успешно работал в жанре графики, карикатуры, книжкой иллюстрации. Является автором книги-учебника «Изображение птиц и зверей» и «Рисование животных и птиц», которая обобщает его большой опыт художника-анималиста, восполняет пробел в литературе об изображении животных.
* * * * *
Сын надворного советника, дворянин, Георгий рано потерял отца и в 12-летнем возрасте в суровые годы гражданской войны, голода и разрухи остался страшим мужчиной в семье. Недоучившийся кадет, он не только сумел сам, своей волей и своим талантом, научиться рисовать, но и изучал пластическую анатомию животных, жизнь животных.
Георгий Карлов, будучи подростком, в период Гражданской войны потерял глаз, но, несмотря на это увечье, стал известным художником-анималистом. В годы Великой Отечественной войны большими тиражами выходили его карикатуры на гитлеровских вояк, а после войны он участвовал в создании антифашистских музеев в бывших нацистских лагерях уничтожения.
Нелегкое детство, тяжелые годы войны, людское горе и страдания, которые вставали перед чутким взором художника, научили его особенно ценить в человеческой жизни самое радостное и безоблачное время – детство.
Георгий Николаевич благодаря воле и усердию стал прекрасным художником-анималистом, удивительно точно передающим пластику животных. Не меньшую славу он снискал и как иллюстратор книг, известный широкой аудитории в первую очередь остроумными картинками к знаменитому роману Ильфа и Петрова «12 стульев». Мастерство сатирического художника проявилось и в серии рисунков к рассказам «Баллада о пылающем сердце» и «Удачный улов».
Более 40 лет своей творческой жизни Карлов посвятил детской печати, создав яркие и запоминающиеся образы животных – героев русских сказок, стихов и басен. В общей сложности художник проиллюстрировал более 400 книг для детей, выходивших в издательствах России, Украины и Молдавии. Он был блестящим иллюстратором книг К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова и других классиков детской литературы, книг «Будем знакомы», «Отчего и почему», «Приключения Тяфа», «Тяп и Ляп» и др.
Не одно поколение детей выросло на замечательных книжках со смешными и остроумными рисунками, которые свидетельствуют о неповторимом почерке талантливого анималиста и юмориста. Сам художник называл свои рисунки «мультяшками», вкладывая в это слово весь искренний восторг, которым награждали эти книжки юные почитатели его таланта.
Скончался Георгий Николаевич КАРЛОВ в 1991 году в поселке 43-й км Пушкинского района Московской области.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_октября #К__
10 октября
1909 года родился Бруно Артурович ФРЕЙНДЛИХ (в Петербурге), советский актёр театра и кино. Народный артист СССР. Искусство актёра отличает высочайшее мастерство, благородство, интеллектуализм.
Отец актрисы театра и кино Алисы Фрейндлих.
* * * * *
Учился в Ленинградском театральном техникуме, в Ленинградском институте повышения квалификации. В 1931-1941 годах — актёр театров Ленинграда, Ташкента, Боровичей, в 1941-1945 годах — актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1946-1948 годах — актёр БДТ имени Горького, с 1948 года — актёр Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр).
Александринской сцене Бруно Артурович отдал более полувека. Не случайно его называли «патриархом Александринского театра». Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира) и многие другие.
В кино с 1947 года, первая роль Фрейндлиха — Сергей Костров в фильме «Возвращение к жизни». Актер много снимался, создавая самые разноплановые образы: шут Фесте («Двенадцатая ночь»), Рощин («Разные судьбы»), старик («Объяснение в любви»), Патрик Гордон («Россия молодая»).
Скончался Бруно Артурович ФРЕЙНДЛИХ 7 июля (по другим данным 9 июля) 2002 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
10 октября
В 1848 году родился Иван Иванович ТВОРОЖНИКОВ (в деревне Большое Жуково, Тверская губерния), русский художник, замечательный мастер портрета и жанровой живописи.
Его картины внешне просты по сюжету и приемам, но производят (особенно портреты детей и жанровые сценки) глубочайшее впечатление, заставляя вспомнить лучшие образцы русской реалистической живописи и классические произведения немецкой, английской и фламандской школ.
* * * * *
Выходец из семьи крепостных крестьян, он в 8-летнем возрасте был отдан в местную школу. Обучали в ней только чтению, письму и счету. Страсть к живописи у Вани пробудилась после того, как он побывал с родителями в Николо-Тешиловской церкви, где в то время работали художники, расписывающие стены храма.
В возрасте 12 лет отец отправил мальчика в Петербург на заработки. Служил половым в трактире, рассыльным в учреждении, дворником, но как ни тяжела была работа, он рисовал каждую свободную минуту. В 1865 году Иван поступает в Петербурге в рисовальную школу общества поощрения художников, а через три года был принят в Академию художеств.
В период учебы его наградили золотой медалью второго достоинства за картину «Давид играет на гуслях перед царем Саулом» (библейский сюжет). Будучи академистом, Творожников написал иконостас для одной из церквей Астрахани и там же – два портрета императора Александра II, которые государю во время его посещения этого города понравились. Закончил молодой художник свое обучение в Академии художеств малой и большой золотыми медалями.
Получил Творожников и звание классного художника I-й степени. С пенсионерской же поездкой, которая ему полагалась за большую золотую медаль, вышел небольшой конфуз: художнику необходимо было сдать теоретический академический курс, осилить который он просто не мог. Видимо, с досады Творожников забросил библейскую и историческую тематику в своем творчестве и обратился к набирающему силу в России жанровому направлению в живописи. После картины «Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5-го июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости» (1884) он пишет «Сцены быта из деревенской жизни» (1886), «Продавец душеспасительных книжек» (1888), «Бабушка и внучка», «Мальчик с хворостом» (обе – 1889). Наверное, от такой переориентации художника русская живопись последних лет XIX века не проиграла.
В первые же годы Творожников много работал в области церковной живописи. Его произведения имеются во многих храмах. Он расписывал храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге. Однако, раз и навсегда, остался верен избранной теме – изображению нелегкой крестьянской доли. Картина «Книгоноша» принесла художнику известность.
Чаще всего у него героями становятся обездоленные люди, лишенные крова: нищие старики и дети.
В 1906 году художник получил звание академика. Преподавал в Академии художеств, затем вернулся на родину в деревню, там жил и работал.
Скончался Иван Иванович ТВОРОЖНИКОВ в 1919 году в крайней бедности и от полного истощения.
В 1937 году дом, в котором жил и неоднократно бывал Творожников, перевезен из деревни Жуково в поселок Редкино Конаковского района, в 1974 году на доме установлена мемориальная доска.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_октября #Т__
10 октября
В 1882 году родился Жорж БАРБЬЕ (в Нанте), французский живописец, дизайнер, модельер и иллюстратор, один из крупнейших графиков первой трети XX века.
Входит в число создателей стиля "арт деко" среди таких мастеров, как Леон Бакст, Поль Ириб, Жорж Лепап и Эрте, чьи работы превратили арт деко в респектабельный и образцовый стиль межвоенных десятилетий.
* * * * *
Он изучал живопись в Высшей национальной школе изобразительного искусства в Париже. Первая выставка Жоржа Барбье состоялась в Салоне юмористов в 1910 году. Следующая, в галерее Буте де Монвиль, принесла художнику известность.
Прославился своими эскизами сценических костюмов для Русского балета Дягилева. Работал также для кино и для крупных французских журналов мод, где не только публиковал свои художественные работы, но и критические заметки. Иллюстрировал выставочные каталоги и многие литературные произведения, в том числе сочинения Ш. Бодлера и П. Верлена. Был автором моделей для изготовления ювелирных украшений. Жорж Барбье занимался оформлением мюзик-холлов, театров и синематографов, создавал оригинальные экслибрисы.
Своим творчеством он оказал влияние на развитие такого художественного направления в искусстве ХХ столетия, как арт-деко.
Скончался Жорж БАРБЬЕ 16 марта 1932 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_октября #Б__
10 октября
В 1901 году родился Альберто ДЖАКОМЕТТИ (в Боргоново, коммуна Стампа в Швейцарии, кантон Граубюнден), швейцарский скульптор, живописец и график.
Один из самых величайших скульпторов в истории человечества он, избегая эпатажа и громких деклараций, воплощал в пластических композициях свои чувства.
* * * * *
Интерес к искусству возник у него уже в раннем детстве, когда Альберто начал заниматься лепкой и живописью. Выходец из семьи швейцарского живописца Джованни Джакометти, он первый художественный опыт получил в мастерской отца.
Альберто еще ребенком осознал силу своего дара: «В детстве я был бесконечно счастлив и наслаждался мыслью, что могу нарисовать все, что я вижу». В его распоряжении находилась семейная библиотека с богатейшим собранием художественных изданий, и он целенаправленно занимался рисунком и живописью, копировал произведения старых мастеров по иллюстрациям в книгах.
В период 1919-20 годов Альберто Джакометти обучался живописи в Женеве, в Школе изящных искусств, а также в Школе искусств и ремёсел по классу скульптуры. Путешествуя по Италии (1920-1921), познакомился с классикой итальянского искусства и памятниками Древнего Рима: работы старых мастеров – Тинторетто, Джотто, Мантеньи – стали для юного художника серьезным этапом в осознании собственной творческой индивидуальности.
С 1922 года жил и работал в Париже, где сблизился с Андре Бретоном, Луи Арагоном, Пикассо, Миро, Максом Эрнстом, Сартром, Беккетом и др. Учился в студии «Гранд Шомьер» в Париже у Э.А. Бурделя. Летние месяцы проводил в Швейцарии.
Еще в 1930-е годы Джакометти был принят и обласкан парижской богемой, в 1940-е годы благодаря выставкам в Галерее Пьера Матисса (Нью-Йорк), он приобрел популярность в Америке, а с 1950-х годов стал бесспорным лидером европейского авангардного искусства.
Воплощая в пластических композициях свои чувства, скульптор признавался: «В основном я работаю ради эмоций, которые испытываю, только когда нахожусь в процессе созидания». Фанатическая поглощенность творчеством позволяла ему попросту не замечать времени, сутками не испытывать голода, потребности в отдыхе и сне.
В послевоенный период Альберто Джакометти был отмечен многими критиками как выдающийся художник-экзистенциалист. Его тонкие фигуры, представляющиеся одинокими в огромном пространстве космоса, в целом выражают чувство изолированности личности, характерное для французского авангарда.
В скульптуре зрелого Джакометти занимала проблема соотношения объёмов и масс, загадка человеческой фигуры, в живописи и рисунке – проблема пространственной глубины, загадка человеческого лица.
В последние годы жизни скульптор получил множество наград. Большие ретроспективные выставки его творчества прошли в Музее изящных искусств в Цюрихе (1962) и в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1965).
Скончался Альберто Джакометти 11 января 1966 года в городе Кур (столица кантона Граубюнден, Швейцариия), похоронен в Боргоново.
* * * * *
Работы скульптора высоко ценятся на рынке произведений искусства. В 2010 году на лондонском аукционе Sotheby's за рекордную для произведений искусства на тот момент сумму в 65 млн. фунтов стерлингов (более $104 млн.) была продана скульптура Альберто Джакометти «Шагающий человек I».
А его «Указующий человек» стал самой дорогой скульптурой в мире. 180-сантиметровая бронзовая фигура в мае 2015 года продана за $141,3 млн. Рекорд установлен на торгах Christie’s в Нью-Йорке.
Альберто Джакометти изображен на купюре достоинством 100 швейцарских франков.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_октября #Д__
10 октября
В 1684 году родился Антуан ВАТТО /полное имя – Жан Антуан Ватто/ (во фламандском Валансьене), французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Его творчество открыло новые пути к художественному познанию современной жизни, к обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче искусства рококо, в развитии которого наследие Ватто (особенно его орнаментальные панно) сыграло важную роль.
Отличительными чертами художника являлись: изумительная живопись, трепетная и нежная; тончайшая гамма мимолетных настроений; виртуозное композиционное мастерство – мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.
Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства. Благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, он занял место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 году там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.
* * * * *
Первые уроки живописного ремесла получил от местного престарелого живописца Жерэна. Около 1700 года Антуан ушел из родного города в Париж, сопровождая театрального художника Метейе. Он нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, где за тупую и изнурительную работу получал ничтожную плату и «тарелку супу ежедневно».
Антуану повезло познакомиться с Жаном Мариэттом, торговцем картин и знатоком живописи. В доме Мариэттов он встретил своего первого настоящего учителя – Клода Жилло. У него молодой художник научился любить театр, которому впоследствии посвятил большую часть своего творчества.
Позже Ватто поступил помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. Вместе с ним много работал над орнаментальными росписями, приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка. Одновременно он продолжил копировать и изучать произведения старых мастеров.
Мечтая попасть в Рим, Ватто поступает в Академию художеств. Но на конкурсе в Академии он получил лишь вторую премию, и в 1709 году вернулся в Валансьенн, где взял в ученики Жана-Батиста Патера.
В 1710 году уже как крупный, творчески зрелый мастер Ватто возвращается в Париж. Основная тематика, которой он в это время посвящает свои произведения, – военная.
Военные сцены выдвинули Ватто в число художников, пользующихся успехом. Особенным спросом картины пользовались у участников фламандских походов.
Одновременно в творчество Ватто начинают прочно входить темы, связанные с жизнью театра и актеров. Художник сам создает мизансцены, декорации заменяет пейзажным фоном. Иногда это одинокая фигура музыканта, певца или танцора на фоне пейзажа («Финетта», «Безразличный»), иногда – несколько артистов или друзей художника в театральных костюмах («В одежде Мецетена», «Актеры итальянской комедии»).
Наблюдая театральные постановки на лоне природы, модные в то время в столице развлечения вельмож, концерты, пантомимы, маскарады, Ватто создает поэтические произведения – «Галантные празднества».
В 1717 году художник написал одну из лучших своих картин – «Паломничество на остров Киферу», за которую от Королевской академии получил специально для него придуманное звание «художника галантных празднеств». К 1718 году относится великолепная картина Ватто – «Капризница», чрезвычайно показательная для мастера утонченной эмоциональностью образа, точным и изысканным рисунком, гармонией колорита.
В конце 1719 года Ватто едет в Англию. Здесь он вновь пишет театр – картину «Итальянские актеры», одну из последних своих театральных композиций. Актеры стоят перед зрителями, будто прощаясь с ними, словно отдавая последний поклон после последнего акта живописной пьесы художника.
«Итальянские актеры» были куплены у Ватто лечившим его доктором Мидом. Ватто вернулся в Париж летом 1720 года безнадежно больным.
Он, собрав все свои душевные силы, в последний год жизни создал самые значительные картины: «Жилля», «Портрет скульптора Патера», «Вывеску Жерсена» и свои самые лучшие рисунки.
Близкие друзья пытались помочь больному художнику, устроив его в прекрасном доме в окрестностях Парижа. Там Жан Антуан Ватто и скончался 18 июля 1721 года.
* * * * *
Рисунки Ватто, как и его картины, отличает поэтическое очарование. Они выполнены обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствуют о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В рисунках запечатлены разнообразные типы французского общества, переданы тончайшие оттенки эмоций; лёгкие штрихи и волнистые линии воссоздают нюансы пластической формы, движение света, впечатление воздушной среды.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_октября #В__
10 октября
1738 года родился Бенджамин УЭСТ (в Спрингфилде, штат Пенсильвания), англо-американский художник, известный своими крупномасштабными историческими полотнами.
* * * * *
Выходец из семьи трактирщика, он был десятым ребёнком в семье.
Уэст позже говорил, что когда он был ребёнком, индейцы показали ему, как писать картины, смешивая глину с берегов рек с медвежьим жиром в горшке. В живописи Уэст был самоучкой. В 1746-1759 годах работал в Пенсильвании, рисуя по большей части портреты.
В 1756 году Бенджамин Уэст отправился в Филадельфию для обучения живописи. Изучал технику Волластона по написанию переливающихся шёлковых и атласных тканей, а также перенял некоторые манеры его письма, в частности – изображение людей с большими миндалевидными глазами, что ценилось клиентами. Он был близким другом Бенджамина Франклина, написал его портрет. Франклин был крёстным отцом второго сына Уэста.
В период 1760-1763 годов Уэст совершил поездку в Италию, посетил многие итальянские города, изучая искусство, что позволило расширить тематику его картин. В Италии он создавал копии картин Тициана и Рафаэля.
В 1763 году переехал в Англию, где поступил на службу к королю Георгу III, писал портреты членов королевской семьи, создал два портрета самого короля. В Лондоне он подружился с известным английским живописцем Джошуа Рейнолдсом, вместе с ним участвовал в создании Королевской Академии художеств, основанной в 1768 году.
В 1770 году Уэст написал одну из самых своих известных и противоречивых картин – «Смерть генерала Вольфа», выставленную в экспозиции Королевской Академии художеств. Сначала картина получила негативную оценку художников, посчитавших её оскорблением исторической живописи (люди на картине были одеты в современную, а не в античную одежду), но она стала пользоваться большим успехом, с неё делали копии другие живописцы, и в итоге картину одобрили. Существует несколько её вариантов.
В 1772 году Георг III назначил Уэста историческим живописцем при дворе с ежегодным жалованием в 1000 фунтов стерлингов (занимал должность до 1801 года). С 1791 года и до самой смерти был инспектором картин в коллекции короля.
После смерти Рейнолдса в 1792 году Уэст стал вторым президентом Академии художеств и занимал этот пост до 1805 года.
Скончался Бенджамин УЭСТ 11 марта 1820 года в Лондоне.
10 октября
1863 года родился Владимир Афанасьевич ОБРУЧЕВ (в селе Клепенино, ныне Тверская область), русский и советский геолог, палеонтолог, геоморфолог, географ, писатель-прозаик и фантаст. Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий.
Академик АН СССР, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии.
Его основные направления работы – геологическое строение Сибири и ее полезные ископаемые, тектоника, неотектоника, мерзлотоведение. Обручев был утвержден первым штатным геологом Сибири. Результатом многих лет исследований явился фундаментальный труд – «История геологических исследований Сибири» в пяти томах.
Он с детства свободно владел несколькими европейскими языками, что выгодно отличало его в дальнейшем в кругу так называемой «красной профессуры» в научной среде СССР.
* * * * *
Учился в Вильно в Городском училище, а по его окончании поступил в Императорский Петербургский горный институт. По выпуску из Института в 1886 году Обручев получил предложение своего преподавателя геолога и географа И. Мушкетова принять участие в экспедиции в Центральную Азию.
В дальнейшем в своих экспедициях открыл несколько хребтов в горах Наньшань, хребты Даурский и Борщовочный, исследовал нагорье Бэйшань. В 1892-1894 годах участвовал в качестве геолога в четвёртой экспедиции Григория Потанина.
В период 1890-х годов Обручев занимался проектированием Закаспийской и Транссибирской железной дорог, стал первым штатным геологом Сибири. В изучении геологии и геоморфологии считал себя преемником белорусского уроженца, российского геолога, геоморфолога и палеонтолога Яна Доминиковича Черского, которого знал лично.
После Российской революции 1905 года Обручев состоял в Конституционно-демократической партии, возглавляя её Томский комитет.
Преподавал в Томском технологическом институте и был первым деканом его горного отделения.
С 1918 по 1919 год – профессор Таврического университета в Симферополе.
В период 1921-1929 годов – профессор Московской горной академии. По инициативе Владимир Афанасьевич на базе Геологического музея Петра I в 1930 году основан Геологический институт.
Был Председателем Комиссии по изучению вечной мерзлоты, в дальнейшем директором Института мерзлотоведения АН СССР.
С 1942 по 1946 год – академик-секретарь Отделения геолого-географических наук АН СССР, затем – Почётный президент Географического общества СССР.
Обручев вёл просветительскую работу среди молодёжи, в т.ч., поддерживая контакты со школьными коллективами удалённых районов СССР (переписывался с Н.М. Ревякиным, создателем Хужирского краеведческого музея на Байкале).
А вот для мальчишек он был, прежде всего, автором двух увлекательных романов, вошедших в сокровищницу советской научной фантастики: «Плутония» (1915; о путешествии учёных во внутреннюю полость Земли и открытия подземного мира, населённого доисторическими существами) и «Земля Санникова» (1924).
Интересный факт. Как посчитал его сын, за всю свою долгую жизнь Обручев написал в общей совокупности более 70 томов (!), по 550 страниц в каждой, напечатал 3 872 работы не считая переизданий и переводов.
Скончался Владимир Афанасьевич ОБРУЧЕВ 19 июня 1956 года в Москве, будучи знаменитым ученым с мировым именем, внесшим свой вклад в геологию, палеонтологию, другие смежные науки. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
10 октября
В 1813 году родился Джузеппе ВЕРДИ /полное имя – Джузеппе Фортунато Франческо Верди/ (в Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство), итальянский композитор, мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы.
Основу его творческого наследия составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. И в первую очередь: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад», «Сила судьбы» (для Петербургского театра), «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Фальстаф»; «Реквием».
Когда-то 19-летний Джузеппе, придя к дирижеру Миланской консерватории, получил безоговорочный отказ: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…» Это было в 1832 году, а уже через несколько десятилетий Миланская консерватория стала считать за честь называться именем отвергнутого ею «бесталанного» музыканта.
* * * * *
Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились у него очень рано. До 10 лет Джузеппе учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.
Однако Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала». Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 году в «Ла Скала». В том же году были изданы 3 вокальные сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни.
Из тяжелого душевного кризиса Верди вывела работа над оперой «Набукко». Поставленная в 1842 году, она имела громадный успех. Это окрылило композитора; каждый следующий год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Верди популярным в Италии, то «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.
В 1847 году Верди совершает первое заграничное путешествие. В 1851 году появляется «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется»), а через 2 года – «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора.
В дальнейшем им были созданы оперы «Сицилийская вечерня», «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад», а также «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию (1861 и 1862). По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос».
В 1868 году египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских произведений.
Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» (1873-1874) – великолепного творения 60-летнего маэстро.
Над оперой «Отелло» композитор работал в течение 8 лет. Её премьера, состоявшаяся в феврале 1887 года, вылилась в национальное торжество. В год своего 80-летия Верди создает еще одно блестящее творение – «Фальстаф».
Скончался Джузеппе Верди 27 января 1901 года в Милане.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_октября #В__
10 октября
В 1861 году родился Фритьоф Ведель-Ярлсберг НАНСЕН (неподалеку от Кристиании, ныне Осло), норвежский полярный исследователь, учёный – доктор зоологии, основатель новой науки – физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп. Лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год, удостоен наград многих стран, в т.ч. и России.
Для полярников-исследователей и спортсменов огромную роль играют технологические открытия Нансена. Он впервые в широком масштабе использовал опыт выживания эскимосов, а ряд его изобретений (лёгкие бамбуковые нарты с металлическими полозьями и аппарат для варки пищи и одновременной растопки питьевого льда с КПД = 90%) используются до сих пор.
* * * * *
В школе Фритьоф не проявлял каких-то конкретных способностей, отличался упрямством и самоуверенностью, охотно участвовал в драках. Неусидчивость не мешала занятиям любимыми предметами: математикой и физикой. Еще, будучи молодым, он был известен как спортсмен-лыжник и конькобежец.
В Кристианийский университет поступил в 1880 году, избрав в качестве специальности зоологию, которая привлекла его возможностью экспедиционной работы. Спустя 2 года Нансен завербовался на промысловое судно «Викинг», направлявшееся в Арктику, и вскоре своими глазами увидел ледяные горы Гренландии. Это зрелище натолкнуло его на мысль о собственной экспедиции – первом пешем переходе через Гренландию.
В 1888 году норвежский герой Нансен получил мировую известность, возглавив рискованную экспедицию. Он стал первым человеком, пересекшим ледники Гренландии поочередно на лыжах и санях. Его книга «На лыжах через Гренландию», вышедшая в 1890 году на английском, датском и немецком языках, стала лыжной «библией» во всем мире.
На средства, полученные от норвежского правительства, Нансен построил круглодонный корабль «Фрам» («Вперед»), рассчитанный на сильное давление льда, и летом 1893 года отплыл с экипажем из 12 человек. Корабль продвинулся к Северному полюсу на 450 миль, но застрял. Нансен и один из членов экипажа двинулись дальше на собачьих упряжках. Несмотря на неимоверные трудности, они впервые дошли до точки 86°13,6' северной широты. Историю экспедиции Нансен описал в двухтомном труде, который в английском переводе вышел под названием «Крайний Север».
Хотя Нансену не удалось достигнуть полюса, по выражению председателя Королевского географического общества, «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, а только лишь океанский бассейн. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли.
Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, известные как «правила Нансена» и получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, он впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов, а также описал феномен «мёртвой воды».
В 1895-96 годах Нансен со своим товарищем осуществил 18-месячное путешествие по полярному льду на лыжах, санях и байдарках, а затем успешно возвратился в Норвегию, где его принимали как героя.
С началом I-й мировой войны Нансен поступил на государственную службу. В 1917 году его направили в США для переговоров о поставках в Норвегию предметов первой необходимости. Норвегия решительно высказалась в пользу Лиги Наций, и Нансен, возглавлявший Норвежское общество поддержки Лиги, стал в 1920 году в ней первым представителем Норвегии.
Последнее десятилетие жизни Нансена связано с Лигой Наций. С 1921 года он был её верховным комиссаром по вопросам беженцев. Велик его вклад в налаживание связей Европы и Советской России, оказание помощи голодающим Поволжья.
В 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира за свою работу по репатриации и натурализации лиц, перемещённых в результате I-й мировой войны, и урегулированию связанных с этим конфликтов. Важнейшей его инициативой стали «Нансеновские» паспорта, позволяющие беженцам без гражданства найти приют в других странах.
Скончался Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен 13 мая 1930 года в Осло, в годовщину норвежской независимости.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_10_октября #Н__