11 мая
1824 года родился Жан-Леон ЖЕРОМ (в Везуле, департамент Верхняя Сона), французский художник, представитель академизма, живописец и скульптор (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Его по праву назвали «академиком академизма».
Писал картины разнообразного содержания, преимущественно изображающие быт античного мира и Востока; в конце жизни занимался также скульптурой, пластически реализуя образы своих картин.
Получив известность в монархической Франции, Жером вступил в оппозицию к движению импрессионистов и стал своего рода символом косности академического искусства.
После кончины был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе. После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века.
* * * * *
В самом начале он обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус, а в 17-летнем возрасте, для продолжения образования, переехал в Париж.
С 1841 года Жан-Леон совершенствует своё мастерство у выдающегося французского художника Поля Делароша, что и стало главной причиной выбора классицизма – стиля всех его работ, как в живописи, так и в скульптуре. В течение двух лет, вместе с учителем, он путешествует по живописным местам Италии. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Неудача в получении премии и гранта, для продолжения обучения, не останавливает талантливого художника.
Переломным в его карьере становится 1847 год: на Парижском салоне картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. В этот период (до 1853 года) он пишет ряд прекрасных полотен, продолжающих традицию. Увлечение античной и более древней историей накладывает свой отпечаток на творческий путь мастера. Посещая Палестину и Египет, художник с удивительной точностью воспроизводит жаркий климат и характерные особенности изображённых людей и животных. Удивительно точно художник передаёт в своих полотнах национальные особенности: черты лица и цвет кожи людей.
Талант и мастерство Жерома были высоко оценены в 1848 году – он получил одну из «Римских премий» за картину «Богородица, Младенец Иисус и Святой Иоанн». Но самым большим признанием его, как художника, были многие ученики и группа под названием «Неогреки», т.е. любители греческой неоклассики.
В 1865 году Жан-Леон Жером избран членом Французского института, через 2 года получил звание офицера Ордена Почётного легиона, а в 1869 году избран членом Королевской Академии художеств в Великобритании. Король Пруссии Вильгельм I наградил его Орденом Красного орла.
В последние годы жизни Жером занимался скульптурой. На Парижской Всемирной выставке 1878 года мастером были представлены скульптурные группы: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».
Скончался Жан-Леон ЖЕРОМ 10 января 1904 года в Париже, похоронен на кладбище Монмартр.
Творческий путь художника привёл его к успеху. Ведущие художественные музеи мира почитают за честь выставить картины этого мастера живописи.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Ж__
11 мая
В 1889 году родился Пол НЭШ (в Лондоне), талантливый английский художник, иллюстратор, дизайнер и критик, прославившийся своими выдающимися картинами на тему I-й мировой войны, изобличающих разрушение природы человеком.
В межвоенные годы Нэш стал активным представителем авангарда. Написал множество пейзажей, в которых представлены видения сна, а реальные предметы накладываются на выдуманные.
* * * * *
В 1933 году он сформировал группу «Unit One» («Объединение один»), целью которой была популяризация современного искусства, архитектуры и дизайна. Первая и единственная групповая выставка «Unit One» была проведена в 1934 году и сопровождалась выпуском книги «Unit One». Она состояла из текстов всех художников группы, фотографий их работ и вступления критика Герберта Рида. Кроме того, к группе принадлежали: Джон Армстронг, Джон Бигге, Эдвард Бурра, Барбара Хепуорт, Генри Мур, Бен Николсон, Эдвард Уодсворт и архитекторы Уэлльс Коат и Колин Лукас.
Наиболее передовыми в то время представлялись абстрактное искусство и сюрреализм, сам Пол Нэш в середине 1930-х годов работал в обоих направлениях. В 1936 году художник участвовал в организации Международной выставки сюрреалистов.
Во время II-й мировой войны он служил репортером при Министерстве обороны и не понаслышке знал про зверства фашистов, про разрушенные города, про человеческие трагедии. Его самая известная картина «Мертвое море» представляет собой скопление груды разбитых и искореженных немецких самолетов. Впечатление такое, как будто буря на море навсегда утихла и этот кошмар никогда не вернется!
Скончался Пол НЭШ 11 июля 1946 года в Боскомбе (графство Хемпшир).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Н__
11 мая
В 1720 году родился Карл Фридрих Иероним барон фон МЮНХГАУЗЕН (в Боденвердере), немецкий фрайхерр (барон), ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем.
Имя Мюнхгаузена – не выдуманного, а реального человека – стало нарицательным как обозначение лица, рассказывающего невероятные истории.
* * * * *
Выходец из древнего нижнесаксонского рода, он был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. В 15-летнем возрасте юноша поступил пажом на службу к владетельному герцогу Б.-В.Ф. Альбрехту II.
В 1737 году Мюнхгаузен в качестве пажа уехал в Россию к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны, вместе с которым участвовал в турецкой кампании. Он находился на военной службе у герцога до 1752 года.
Получив чин ротмистра, Мюнхгаузен взял годовой отпуск для раздела с братьями семейных владений и уехал в Германию. Он дважды продлевал отпуск, а затем в Россию так и не вернулся, в результате чего в 1754 году был отчислен как самовольно оставивший службу.
До конца жизни барон фон Мюнхгаузен жил в Боденвердере, который достался ему при разделе. Общался он по преимуществу с соседями, которым рассказывал поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи»; другим излюбленным местом для его рассказов был трактир в гостинице «Король Пруссии» в Гёттингене.
Молва о боденвердеровском помещике, потчующем гостей удивительными историями, гуляла по округе – Мюнхгаузен рассказывал их талантливо и остроумно. Для того чтобы послушать его, люди приезжали издалека.
Рассказы барона (въезд в Петербург на волке, запряжённом в сани, конь, разрезанный пополам в Очакове, конь на колокольне, взбесившиеся шубы, вишнёвое дерево, выросшее на голове у оленя) широко расходились по окрестностям и даже проникли в печать.
В 1785 году была опубликована книга Рудольфа Распе на английском языке «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России». В 1786 году Готфрид Бюргер переложил её с дополнениями на немецкий язык, разделив книгу на две части – «Приключения Мюнхгаузена в России» и «Морские приключения Мюнхгаузена». Этот вариант книги Р. Распе принято считать хрестоматийным.
Книга имела громадный успех в Европе и быстро стала популярной; именно она завершила оформление образа Мюнхгаузена как литературного персонажа. В Боденвердер стали стекаться зеваки, чтобы поглядеть на «барона-лжеца». Иногда Мюнхгаузену даже приходилось ставить вокруг дома слуг, чтобы отгонять любопытных.
В рассказах барона Мюнхгаузена был не только вымысел. В них была жизнь страны, неведомой и загадочной для многих земляков. Его истории сокрушали предрассудки, высмеивали чванливое невежество и местечковый национализм бюргеров. Мюнхгаузен был простым солдатом и честным человеком. Барон любил Россию (он всегда подписывался как ротмистр русской службы) и до самых своих последних дней сохранил в воспоминаниях о ней теплоту и сердечность. Прижизненная слава рассказчика и выдумщика принесла Мюнхгаузену лишь одни огорчения и неприятности. Родственники, обвинив барона в том, что он опозорил их имя, отвернулись от него.
Вдобавок последние годы Мюнхгаузена были омрачены семейными неурядицами.
Скончался Карл Фридрих Иероним барон фон МЮНХГАУЗЕН 22 февраля 1797 года в своем родном городе Боденвердере в одиночестве и всеми покинутый.
Но в литературе и в сознании потомков остался веселым и никогда не унывающим человеком. Даже перед смертью он отпустил последнюю свою характерную шутку: на вопрос ухаживавшей за ним единственной служанки, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «Их откусил на охоте белый медведь».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #М__
11 мая
1928 года родился Яаков АГАМ /урожденный – Яаков Гипштейн/ (в Ришон-ле-Ционе, Центральный округ Израиля), современный французский художник израильского происхождения, один из пионеров в так называемом оптическом и современном кинетическом искусстве.
* * * * *
В 1946-1949 годах под руководством М. Ардона он изучал искусство в Художественной школе «Бецалель» в Иерусалиме. Образование продолжил в цюрихской Школе прикладного искусства, где обучался у И. Иттена и Г. Зигфрида. Параллельно изучал в университете историю искусств и работал художником в рекламных агентствах. Большое влияние на его ранние работы оказало творчество Василия Кандинского.
В ноябре 1951 года Агам переехал в Париж и уже никогда его не покидал. В Париже он продолжил образование в «Мастерской абстрактного искусства» и в «Академии де ла Гран Шомьер».
С начала 1950-х годов Я. Агам проявляет интерес к различным кинетическим, механическим элементам и возможности их использования при создании художественных произведений. Так возникли его работы звуковых и осязаемых картин, которые меняются от прикосновения, а также произведения, в которых соединены световые, звуковые и водные элементы (например, звуковой фонтан "LaDefense", в Париже). Художник в своих работах часто использует акриловые краски, открывающие большие возможности для передачи световых эффектов и прозрачности цвета.
Яаков находится в постоянном поиске новых форм для художественного самовыражения, связывающих искусство и технику, форму и цвет. Он создаёт в стиле оп-арт рельефные, перфорированные, веерооборазные полотна, позволяющие наблюдателю при изменении своей позиции открывать для себя постоянно в этих работах что-то новое, стать для себя «первооткрывателем» художественного произведения.
Его работы выставлялись на художественных выставках по всему миру. А персональные выставки прошли в Париже, Амстердаме, Дюссельдорфе, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Мехико, Кейптауне, Токио, Буэнос-Айресе.
Творчество Яакова Агама получило широкое международное признание.
11 мая
В 1871 году родился Мариано ФОРТУНИ-и-МАДРАСО (в Гранаде), испанский дизайнер одежды, владелец собственного модельного дома (1906-1946).
Известен прежде всего как создатель так полюбившихся Саре Бернар и Айседоре Дункан «дельфосов» – длинных шёлковых платьев в античном стиле, подчёркивающих линии тела.
Его жизнь описана в романе Пере Жимферрера «Фортунь». Работы Мариано были источником вдохновения для Марселя Пруста.
Все модели Фортуни можно считать музейными экспонатами, настолько они ценны.
* * * * *
Оставшись в 3-летнем возрасте без отца, известного художника-ориенталиста, он в детстве жил с матерью в Париже и Венеции. В дальнейшем много путешествовал по Европе, был подающим надежды художником, скульптором, архитектором, фотографом, но предпочёл стать дизайнером.
В конце 1890-х годов Фортуни увлекся набойкой тканей и создал коллекции парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV-XV веков, а в 1901 году представил сшитые из этих материалов модели в Париже. Немного позднее он запатентовал способ плиссировки шёлка, которая с тех пор носит название «плиссировка Фортуни». Ещё несколько патентов принесли ему разработки в сфере декоративного и театрального освещения.
В Париже он познакомился с Рихардом Вагнером и поехал в Германию, где в Байройте немецкий композитор построил театр для постановок своих опер. В театральных постановках Вагнера всё было взаимосвязано между собой – декорации, песни, танцы, музыка, архитектура, поэзия. Здесь царила особая атмосфера, и было место, чтобы развернуться талантам Мариано.
Фортуни старался вникнуть во все детали, связанные с постановками в театре. Он побывал в каждой театральной должности, начиная от осветителя, архитектора, художника-декоратора и заканчивая деятельностью изобретателя, а затем и директора театра.
Одним из самых выдающихся изобретений для театра явились его эксперименты со светом, в ходе которых Фортуни выяснил, что свет может изменять оттенок, отражаясь от разных поверхностей, а также интенсивность и некоторые другие свои свойства. Он сумел при помощи света и своих изобретений создать в театральной постановке любое «небо» – от заката до рассвета.
Его театральные изобретения позволили создать многое в мировой драматургии, однако имя Мариано Фортуни осталось в памяти потомков, благодаря его дизайнерским изысканиям.
Именно живопись помогла ему научиться тонко чувствовать цвет. И это помогло дизайнеру в моделировании одежды и создании тканей. Этим занятиям способствовала и его жена, Генриетта Негрин, которая имела большой опыт в портняжном деле.
Мариано Фортуни был увлечён древнегреческим и венецианским стилем, а унаследованная им от отца любовь ко всему азиатскому подвигла его на большие открытия в дизайнерском искусстве.
В период 1901-33 годов он получил 18 патентов на свои изобретения, причём, в самых разных областях.
В частности абажуры для светильников Фортуни создавал из шёлка собственного изготовления – он производил его на специально открытой для этих целей в 1919 году на одном из венецианских островов фабрике. Вскоре в Париже и Лондоне появились шоу-румы Фортуни, в которых выставлялись ткани, одежда и светильники. Их невозможно ни с чем перепутать до сих пор – благодаря «фирменному» опаловому цвету абажуров, узнаваемым узорам и шёлковым шнурам с кистями и стеклянными бусинами.
Производство оригинальных ламп, к созданию которых приложил руку сам мастер, закончилось в конце 1920-х годов. До начала 1980-х годов, когда стали появляться первые реплики, ни одна из венецианских мастерских не решалась повторить «Фортуни» – из-за технической сложности и проблем с патентами.
Скончался Мариано Фортуни-и-Мадрасо 3 мая 1949 года в Венеции, похоронен в Риме на кладбище Кампо Верано.
* * * * *
Сегодня в Венеции, в доме этого выдающегося человека, который он приобрел в начале XX века, располагается музей. Именно здесь Фортуни прожил большую часть своей жизни и сделал многие свои открытия. Этот дом он называл своим «мозговым центром».
Теперь здесь часто проходят различные выставки.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Ф__ #М__
11 мая
В 1855 году родился Анатолий Константинович ЛЯДОВ (в Санкт-Петербурге), русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
Он считается одним из мастеров жанра миниатюры – многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут («Музыкальная табакерка»).
Среди самых известных сочинений Лядова – симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь».
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен», написанные им в 1887-90 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров – заклинаний, прибауток, присказок.
* * * * *
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал отец, известный дирижер русской оперы. Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста.
Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В.А. Антиповой, сестры матери. В 1867-78 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена, Ф. Беггрова и А. Дубасова, а с 1874 года – в классе композиции у Римского-Корсакова, сразу же оценившего дарование своего ученика: «Талантлив несказанно».
Несмотря на то, что учебный процесс протекал далеко не гладко, Лядов блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Заключительная сцена из «Мессинской невесты», по Шиллеру».
Будучи студентом, Лядов при содействии Римского-Корсакова вошел в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одаренного юношу в свой клан как преемника «новой русской школы».
В год окончания консерватории композитор получил приглашение на должность преподавателя в консерватории, где и работал до конца жизни. Среди его учеников: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, И.И. Чекрыгин, А.В. Оссовский и др.
Преподавание отнимало много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало: «Сочиняю мало и сочиняю туго. Неужели я только учитель?».
В своих привычках он оставался консервативным. Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы: «30 лет на одной квартире – зимой; 30 лет на одной даче – летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», – отмечал А.Н. Римский-Корсаков.
Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу: на Всемирную художественную выставку в Париж (1889), где исполнялись его сочинения, и в Германию (1910).
Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью.
Композитор занимался обработкой русских народных песен, всего их насчитывается 150. Лядов известен как фольклорист – им составлено несколько сборников русских народных песен. Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его жизни.
Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образами Метерлинка.
«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».
Скончался Анатолий Константинович Лядов 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка близ Боровичей (Новгородская губерния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Л__
11 мая
В 1764 году родился Григорий Иванович УГРЮМОВ (в Москве), русский живописец, художник исторического жанра и портретист; представитель классицизма.
Выходец из семьи купца-жестянщика он в 1770 году был принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Левицкий.
По окончании академического курса с малой золотой медалью, полученной за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне», Угрюмов отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыл 4 года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени.
Возвратился в Санкт-Петербург в 1790 году, где ему было поручено преподавание исторической живописи в Академии, с 1797 года – академик, через 3 года – профессор, с 1820 года – ректор исторической живописи.
На протяжении своей деятельности пользовался в России громкой известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий.
Особого внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797-1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793) и образа его работы в Казанском соборе («Св. Зосима и Савватий»).
Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И.В. Водовозова и доктора И.К. Каменецкого.
Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многим замечательным художникам, в том числе А. Иванову, Д. Иванову, В. Шебуеву, А. Егорову, О. Кипренскому и др.
Скончался Григорий Иванович Угрюмов 28 марта 1823 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #У__
11 мая
В 1810 году родился князь Григорий Григорьевич ГАГАРИН (в Санкт-Петербурге), русский художник-любитель, исследователь искусства, архитектор, обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, вице-президент Императорской Академии художеств.
До 13-летнего возраста находился при родителях в Париже и Риме. Учился 2 года в коллегии Толомеи в Сиенне. Свое образование пополнил в Париже, где слушал в университете лекции по математике, филологии, праву, философии и истории, прошел курсы строительного искусства и живописи. Продолжительное пребывание в молодости за границей способствовало развитию в нём любви к искусству. Брал уроки у К.П. Брюллова, занимался рисованием и живописью.
В 1826 году состоял при российских посольствах в Париже (в должности архивариуса), Риме и Константинополе; в течение двух лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене и, вернувшись в 1839 году в Петербург, вскоре за тем отправился на Кавказ.
Участвовал в Чиркеевском походе, в экспедиции князя А. Чернышёва в Дагестан. Кроме военных и административных обязанностей, за которые он получил сверх нескольких орденов, чины ротмистра, полковника и генерал-майора, Гагарин много работал для нужд кавказских городов.
С 1848 года Григорий Григорьевич жил в Тифлисе, ездил по Закавказью, запечатлевая виденное. Он построил в Тифлисе театр по собственному проекту, реставрировал фрески древних грузинских храмов, руководил художественной частью на гранильной фабрике. Дом его был своего рода культурным центром Тифлиса. В ходе нескольких путешествий на Восток увлекся византийским стилем иконописания и орнаментикой. В бытность свою на Кавказе расписал в этом стиле Сионский собор в Тифлисе, написал портреты М.К. Орбелиани, Д.А. Чавчавадзе (Русский музей).
В 1859 году был избран вице-президентом Академии художеств. Не желая и не умея противостоять натиску консервативно-бюрократических сил, был вынужден оставить этот пост в 1872 году.
Скончался Григорий Григорьевич Гагарин 30 января 1893 года в Шательро (Франция). Похоронен в своём имении Карачарово на берегу Волги, близ бывшего села Никольское-на-Сучке, сейчас в Конаковском районе,Тверской области.
В настоящее время Фонд Г.Г. Гагарина в Русском музее насчитывает около 4000 единиц хранения.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Г__
11 мая
В 1911 году родился Владимир Сергеевич ЛОКТЕВ (в Москве), русский советский композитор и музыкальный педагог, основатель детского Ансамбля песни и пляски. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
После окончания в 1942 году Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу хорового дирижирования, он стал бессменным руководителем одного из лучших и ведущих детских музыкальных коллективов столицы – Ансамбля песни и пляски Московского городского Дома (Дворца) пионеров и школьников.
Тысячи детей прошли в Ансамбле школу воспитания, многие из них нашли здесь свое призвание и в дальнейшем с успехом стали работать исполнителями, педагогами в лучших профессиональных художественных коллективах.
Ансамбль широко известен не только в Москве. Большую любовь и популярность коллектив завоевал во время гастрольных концертов во многих городах Советского Союза и за рубежом.
Первые исполнения своих произведений доверяли Ансамблю известные отечественные композиторы Д.Б. Кабалевский, А.Н. Пахмутова, М.Р. Раухвергер, А.В. Лепин, М.И. Коваль, Ю.М. Чичков. С Ансамблем сотрудничали и дружили поэты: С. Михалков, А. Сурков, С. Баруздин, Л. Ошанин, А. Пришелец, О. Высотская, А. Тверской, М. Левашев.
Скончался Владимир Сергеевич Локтев 28 ноября 1968 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Решением Исполкома Моссовета от 3 марта 1969 года Ансамблю было присвоено имя его основателя Владимира Сергеевича Локтева.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Л__
11 мая
В 1894 году родилась Марта Грэм (Аллегейни, Пенсильвания), американская танцовщица, педагог и хореограф, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца.
Величайший представитель современного танца в США, она разработала четкий «словарь движений» – «технику Грэм», которая теперь получила всемирное признание.
Ее новаторская техника, разработанная для выражения внутренних переживаний и намерений в танцевальной форме, представила первую реальную альтернативу классическому балету.
* * * * *
Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм – движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей.
В 1916 поступила в школу танца «Денишоун» (Р.Сен-Дени – Т.Шоуна) в Лос-Анджелесе и через несколько лет дебютировала в составе труппы «Денишоун» в спектакле на ацтекские мотивы «Ксочитл». Два года выступала в бродвейском шоу, затем преподавала в музыкальной школе.
В 1926-30 годах Грэм основала труппу «Репертуарный танцевальный театр» и школу. К своей знаменитой постановке «Весны священной» И. Стравинского в 1930 году она привлекла хореографа Л. Мясина и дирижера Л. Стоковского.
В 1932 году стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию.
Труппа Марты Грэм получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания, как труппы, так и школы Грэм стал «Центр современного танца Марты Грэм» в Нью-Йорке.
В 1957 году был снят фильм «Мир танцовщицы» («A Dancer World»), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэм и прекрасно представлена её труппа.
Она создала язык танца модерн. Из школы Марты Грэм вышли многие знаменитые современные модернисты-танцовщики, модернисты-хореографы, включая Мерса Каннингэма и Пола Тейлора. Она была не только танцовщицей и хореографом, но и сама заказывала известным композиторам музыку к своим балетам, в большинстве случаев сама создавала костюмы. Грэм была разносторонне одаренной творческой личностью, как бы Дягилев, Фокин и Бенуа в одном лице.
Она ставила танцевальные номера и для артистов других театров: Марго Фонтейн, Михаилу Барышникову, Рудольфу Нурееву. Вместе с ее труппой и в репертуаре труппы выступали звезды мирового балета – Макарова, Плисецкая, Барышников и Нуреев.
Марта Грэм считала, что движение должно быть средством самовыражения человеческой души (к сожалению, эту основополагающую часть учения Грэм последователи оставили без внимания, занимаясь в основном «перемещением тела в пространстве»). Она считала, что танец – это «инструмент самой жизни», язык души. Тело, по словам Грэм, хранит память о самых важных человеческих состояниях, именно в танце раскрывается суть человека.
Балетный мир ХХ века менялся, возникали и развивались новые направления, появлялись и исчезали новые кумиры. Но великая Марта Грэм и сегодня – великая Марта Грэм. Великая и бессмертная, потому что ее балеты – как и более поздние, так и созданные больше полувека назад – не устарели.
Она автор более 190 работ: «Весна в Аппалачских горах» на музыку А. Копленда; «Клитемнестра», первая полновесная современная балетная работа; «Акробаты Бога» – посвященная прославлению мира танца, на музыку К. Суримаха и др.
Марта Грэм танцевала в большинстве своих постановок вплоть до ухода со сцены в 1960-х годах.
Она оказала большое влияние на хореографов современного танца Роберта Коэна, Глена Тетли, Мерс Каннингхэм, Нормана Морриса, Пола Тэйлора и Роберта Норта.
Ее книга «Тетради Марты Грэм» (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэм как танцовщицы и хореографа.
В 1984 года танцовщица получила орден Почетного легиона.
Не стало великой Марты Грэм 1 апреля 1991 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Г__