14 ноября
В 1911 году родился Леонид Владимирович СОЙФЕРТИС /имя при рождении – Вениамин/ (в местечке Ильинцы, Киевская губернии, Российская империя), советский художник, талантливый график, лучший советский карикатурист, многолетний автор публикаций в сатирическом журнале «Крокодил». Народный художник СССР. Член-корреспондент Академии художеств СССР.
* * * * *
Обучался в Харьковском художественном училище, с 1929 года работал в газетах и журналах. В 1930 году переехал в Москву, где учился на отделении повышения квалификации художников при Московском государственном художественном институте (1933-1936) у А.А. Рудакова, П.И. Львова, М.С. Родионова.
В 1934 году вступил в Союз художников СССР и стал постоянным сотрудником журнала «Крокодил». Его полные зоркой наблюдательности и мягкого юмора бытовые зарисовки 1930-40-х годов объединены в серию «Старая Москва» (1938-1940).
Леонид Владимирович – автор рисунков в советской периодической печати. В годы Великой Отечественной войны – сотрудник фронтовой газеты, он не просто очевидец, репортер, но и участник обороны Кавказа, Одессы и Севастополя (выпустил «Севастопольский альбом», 1941-1942). Окончил войну в Берлине. Его по праву считают «летописцем военных будней».
Сердечная интонация, умение видеть вещи в необычном ракурсе, придать им объемное метафорическое звучание очень пригодились Сойфертису и в послевоенные годы. Изменилась жизнь, изменились и герои его работ. С 1960-х годов он работал иллюстратором, был одним из авторов рисунков в юмористическом журнале «Крокодил».
В 1960-80-е годы в его творчестве особо проявилось такое качество – создавать портреты, но не людей, а ситуаций. В листах Сойфертиса буквально все: предметы, пейзажи, аксессуары, а главное – персонажи, их фигуры, позы, телодвижения пластически безошибочно найдены.
Произведения художника – лаконичные, экспрессивные карандашные и перовые, жанровые рисунки, карикатуры – находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства.
Скончался Леонид Владимирович СОЙФЕРТИС 15 января 1996 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #С__
14 ноября
1866 года родился Александр Алексеевич БОРИСОВ (в деревне Глубокий Ручей, Вологодская губерния), русский художник, первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель, внёсший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера.
* * * * *
В 15 лет он устроился учеником в иконописную мастерскую Соловецкого монастыря. Будучи послушником, Александр обучался рисованию и иконописи. На работы юноши обратили внимание посещавшие Соловки президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович и известный собиратель живописи генерал А. Боголюбов. Благодаря их протекции Александр Борисов приехал в Петербург, где учился в Академии художеств у И. Шишкина с 1888 по 1892 год. Его творческие достижения были отмечены двумя малыми и одной большой серебряными медалями. Борисов был также учеником и продолжателем живописной традиции А. Куинджи.
Летом 1894 года он сопровождал С.Ю. Витте на пароходе «Ломоносов» в поездке по Северу. В 1900 году Борисов и 8 его спутников отправились на Новую Землю. Экспедиция длилась 14 месяцев. На обратном пути они были вынуждены покинуть затёртое льдами судно и по льдам отправиться к Новой Земле. Оказавшаяся здесь случайно ненецкая промысловая артель спасла их.
Благодаря Александру Борисову на карте Новой Земли увековечены имена многих русских художников: появились мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина, а также ледник Третьякова. Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен, созданных Борисовым по возвращении с Новой Земли. Результаты экспедиций также описаны в его книге «В стране холода и смерти» (1907).
В 1902 году по приглашению Венского общества художников Александр Алексеевич устраивает выставку в столице Австрии. Успех позволил ему провести выставки в Берлине, Гамбурге, Кельне, Дюссельдорфе и Париже. Французское правительство наградило художника орденом Почетного легиона. В 1907 году в Лондоне выставку Борисова посетил знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен и вручил художнику от имени правительств Швеции и Норвегии орден Святого Олафа, а британское правительство наградило орденом Бани.
Вернувшись в Россию Борисов поселился на родине, близ Красноборска. В эти годы он создает произведения, посвященные не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В результате путешествия по тундре, берегам Белого моря и Ледовитого океана на Новую Землю художник стал в своих пейзажах первооткрывателем Крайнего Севера для русского изобразительного искусства.
Скончался Александр Алексеевич БОРИСОВ 17 августа 1934 года близ Красноборска.
14 ноября
1862 года родился Сергей Иванович ЯГУЖИНСКИЙ (в Москве), русский живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства.
Работал как портретист, пейзажист; занимался книжной иллюстрацией.
* * * * *
Выходец из семьи землемера, он первоначальные навыки в рисовании получил от отца. В дальнейшем обучался в Центральном Строгановском училище технического рисования (1875-1881), МУЖВЗ (1881-1889) у Е.С. Сорокина, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова.
Живя в Москве, Ягужинский работал в самых разных областях. Он был не только талантливым портретистом и пейзажистом. Сергей Иванович выполнял иллюстрации к русским народным сказкам, произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя (1902), рисунки для тканей и обоев, эскизы для мебели и предметов бытового обихода, наглядные пособия по географии России. Благодаря его таланту рисовальщика и оформителя этикетки на самых разных товарах превращались в настоящие произведения искусства.
Он оформил меню торжественного обеда, посвященного 300-летию царствования Дома Романовых (1913). Участвовал в оформлении литературно-художественного сборника «Полвека для книги: К 50-летию издательской деятельности И.Д. Сытина» (1916).
После Октябрьской революции 1917 года работал как плакатист; писал панно для агитпоездов. Состоял сотрудником Главмузея Наркомпроса. Иллюстрировал издания ГИЗа. В конце 1920-х годов ослеп.
Ягужинский был участником выставок: Московского общества любителей художеств (1898, 1908); Вятского художественного кружка (1911–1912); художественного кружка «Среда» (1918). Провел персональную выставку в Москве (1937).
С начала 1890-х годов давал частные уроки рисования. В период 1893-1919 годов вел курс акварели в Центральном Строгановском училище технического рисования (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова); с 1900 года был членом учебного комитета училища.
Сергей Иванович обучал студентов искусству акварели, был автором двух пособий по рисованию – «Контурное рисование без помощи сетки» и «Сборник примеров рисовать с натуры».
Преподавал в Классах изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста, гимназии Кирпичниковой и других учебных заведениях. Среди его учеников: Д.И. Митрохин, М.К. Соколов. Член общества преподавателей графических искусств (1906-1917).
Работая над иллюстрациями к сказкам по заказу русского предпринимателя И.Д. Сытина, Ягужинский стремился к ярким цветовым комбинациям, сохраняя при этом четкий контурный рисунок. Успех книжек с его работами у публики был полным. И, кстати, это подвигнуло Сытина на издание не только отечественных, но и зарубежных сказок.
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее.
Скончался Сергей Иванович ЯГУЖИНСКИЙ в 1947 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
14 ноября
В 1836 году родился Михал Эльвиро АНДРИОЛЛИ (в Вильно), выдающийся польский художник, график, иллюстратор и архитектор, работавший в Литве, Польше, Франции; представитель романтизма. Прославился своими иллюстрациями для культовых литературных произведений Шекспира, Готье, Купера и др.
Андриолли также автор живописных портретов, многочисленных рисунков, религиозных композиций, в частности, картин для костёлов в Ковно, пейзажей, писавшихся им в Наленчуве. Творчество художника отличается заметным влиянием романтизма, технической лёгкостью, точностью в отражении исторических деталей, богатством фантазии.
* * * * *
Его отец, итальянец Франческо Андриолли, служил в армии Наполеона и, попав в плен к русским, впоследствии поселился в Вильно. Живописец, резчик и ваятель, он работал скульптором (реставрировал скульптуры кафедрального собора).
Своего сына он отправил в Москву учиться медицине. Но тот против воли отца перешёл вслед за своим другом, художником Викентием Слендзинским, учиться в Училище живописи и ваяния Московского художественного общества. Преподавателями живописи у них были Сергей Зарянко и известный русский художник Алексей Саврасов. Одновременно с ними в училище получал художественное образование другой будущий знаменитый живописец – Василий Перов.
В 1857 году Андриолли поступил учиться в императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Затем совершенствовался в Академии Святого Луки в Риме.
Вернувшись в Литву, он участвовал в Восстании 1863 года. После поражения восстания скрывался в Вильно, Ковно, Москве, но был арестован и после суда отправлен отбывать заключение в Ригу. Сумел выбраться за границу и через Швецию и Данию уехал в Англию. Обосновался в Лондоне, затем перебрался в Париж.
На родину вернулся как эмиссар Комитета польской эмиграции; в 1866 году был схвачен и сослан в Вятку, где пробыл с 1868 по 1871 год. Там Андриолли постоянно был чем-нибудь занят: расписывал кафедральный собор (помощником у него был будущий известный русский художник В.М. Васнецов); писал портреты архиереев, купцов и знатных вятичей; гравировал свои рисунки; смастерил парусную лодку и т.д. «Я никогда не видел его скучным или без дела», – вспоминал Васнецов.
Он давал частные уроки рисования. Среди его учеников был и младший брат Виктора Васнецова, будущий художник-академик Аполлинарий Васнецов.
Со свойственным Андриолли энтузиазмом он принимал деятельное участие в судьбе начинающего художника, хлопотал о посылке юноши в Петербург для обучения живописи на пожертвования духовных лиц или губернатора, советуя ему бросить учение в духовном училище. Однако поездка за счёт «благотворителей» не состоялась.
Художник, помилованный в 1871 году, переехал в Варшаву, где занимался иллюстрированием печатавшихся на польском языке периодических изданий. Одновременно Андриолли работал над рисунками к произведениям классиков польской литературы Адама Мицкевича, Юлиуша Словацкого, Ю.И. Крашевского и других польских писателей и поэтов.
В период 1883-86 годов он работал в Париже, где проиллюстрировал ряд произведений У. Шекспира, Т. Готье и собрание сочинений Дж.Ф. Купера. Иллюстрации к романам Купера «Шпион», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия» – одна из вершин творчества художника. Андриолли удалось создать возвышенно-романтические образы героев и в то же время необычайно точно передать атмосферу эпохи и детали быта американских колонистов и индейцев.
Вернувшись на родину, художник продолжал работу как над журнальной и книжной графикой, так и над монументальной живописью – расписал несколько церквей в Ковно. Последние годы жизни Андриолли провел в основном в своем доме в пригороде Варшавы, на берегу реки Свидер. Этот дом был выстроен и оформлен по собственному проекту художника и вызвал большой интерес местного общества, так что Андриолли получил множество заказов на проекты подобных домов.
Скончался Михал Эльвиро АНДРИОЛЛИ 23 августа 1893 года в Наленчуве (Российская империя).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #А__
14 ноября
В 1907 году родилась Астрид Анна Эмилия ЛИНДГРЕН /урождённая Эрикссон/ (в Виммербю), шведская детская писательница, автор всемирно известных книг для детей, в том числе «Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинный чулок.
На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.
* * * * *
В детстве Астрид была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений.
Любовь к книгам и чтению, возникла на кухне у подруги Кристин, приобщившей Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова. Её способности стали очевидными уже в начальных классах.
После окончания школы она уехала в поисках работы в Стокгольм. Сменив несколько должностей (секретарь, стенографистка, редактор), удачно вышла замуж.
Первая повесть Линдгрен – «Пеппи Длинный Чулок» – увидела свет в 1945-52 годах. Её появлению способствовала тяжёлая болезнь любимой дочери, для которой и была создана чудесная сказка. Причина, подтолкнувшая начинающую писательницу отправить работу в издательство, до сих пор остаётся тайной. Успех пришёл к книжке мгновенно. Ей присудили несколько призов, а ошеломлённому автору предложили работу в детском издательстве.
Линдгрен написала более 100 книг, часть из них переведена на многие языки мира. Её произведения изданы почти в 60 странах.
«Карлсон, который живёт на крыше» (1955-1968) появился также отчасти благодаря дочери автора, которая рассказывала о весёлом человечке, влетающем к ней через окно и исчезающем при виде взрослых. Обращалась Линдгрен и к романтическим историям («Братья Львиное Сердце», 1979; «Ронни, дочь разбойника», 1981), и к детским детективам («Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», 1946), и даже к своего рода плутовским повестям, главный герой которых – озорной Эмиль из Лённеберги (1963-1970).
В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим от Королевства Швеции медаль за литературные достижения. Ей присуждено огромное количество наград и премий, в том числе Международная золотая медаль X.К. Андерсена, которую называют «малой Нобелевской», премия имени Льюиса Кэрролла, Международная золотая медаль Льва Толстого, награды ЮНЕСКО, «Серебряный медведь» (за фильм «Ронни, дочь разбойника»).
Скончалась Астрид Анна Эмилия Линдгрен 28 января 2002 года в Стокгольме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #Л__
14 ноября
В 1907 году родился Уильям СТЕЙГ /Стайг/ (в Бруклине), американский художник-мультипликатор, график, скульптор и писатель, автор многих книг для детей и юношества.
* * * * *
Еще будучи ребёнком он уделял много времени и чтению, и рисованию. Его любимой книгой детства был Пиноккио. Юношей Уильям много занимался спортом, был членом всеамериканской студенческой команды по водному поло. Стейг проучился 2 года в Сити-колледже, затем 3 года в Национальной академии дизайна, и после этого поступил в школу изящных искусств при Йельском университете — законченного высшего образования он так и не получил.
Чтобы помочь нуждающейся семье во время Великой депрессии Стейг начинает зарабатывать рисованием карикатур для различных изданий. Художник создал более 1600 рисунков, напечатанных в различных американских изданиях, за что влиятельный журнал Newsweek присвоил ему титул «King of Cartoons».
В 1968 году Стейг, отзывавшийся о себе, как о «вечном, не повзрослевшем ребёнке», пишет свою первую книгу для детей. Она была хорошо принята и критикой, и читателем.
Стейг написал более 30 детских книг.
В 1990 году он написал сказку про Шрека. В 2002 году по ней был создан первый полнометражный компьютерный мультфильм, завоевавший «Оскара». Стейг активно консультировал создателей мультфильма.
Написание детских книг было для Уильяма очень серьезным делом всей его жизни. Стейг любил детей больше, чем обычный, среднестатистический человек. Сам писатель говорил, что с ними он расслабляется и чувствует себя гораздо лучше, чем со взрослыми, ведь дети очень искрение и простодушные.
Скончался Уильям Стейг 3 октября 2003 года в Бостоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #С__
14 ноября
1954 года родился Янни ХРИСОМАЛЛИС (в городе Каламата, Греция), основатель музыкальной группы «Yanni», исполняющей инструментальную музыку.
* * * * *
В 14-летнем возрасте он бьет национальный рекорд страны по плаванию вольным стилем, мечтает стать олимпийским чемпионом и о музыке даже не думает. В 18 лет уезжает в США на учёбу в университет Миннесоты.
В это время Янни познакомился с университетской рок-группой «Chameleon» и увлекся музыкой. После окончания учёбы остался в группе клавишником и, будучи музыкантом-самоучкой, который не умеет читать и писать ноты, разрабатывает собственную систему ритма и нотной грамоты, по которой безупречно исполняет и сочиняет свою музыку.
Понадобилось немного времени, чтобы заявить о себе как о студийном музыканте, ярком композиторе и продюсере. На счету Янни Хрисомаллиса множество альбомов и сборников, а также синглы и саундтреки.
В ноябре 1993 года он дает концерт на своей родине, в стенах древнего Акрополя в Афинах, вместе с Лондонским королевским филармоническим оркестром.
В 1997-1998 годах совершает гастрольный тур по всему миру и выпускает очередной концертный альбом «Tribute» (1997), который был сыгран и записан в стенах Тадж-Махала (Индия) и в императорском дворце в Запретном городе (Китай), куда доступ иностранцам долгое время был запрещен. Путешествие по Востоку явно отразилось на его композициях – к греческой мелодике добавились индийские, арабские и японские мотивы.
Несмотря на то, что в творчестве Янни ХРИСОМАЛЛИСА бывают перерывы в несколько лет, он является одним из самых популярных представителей инструментальной музыки в мире, а его альбомы стабильно входят в двадцатку европейских хит-парадов.
14 ноября
В 1765 году родился Роберт ФУЛТОН (в Литтл-Бритене, графство Ланкастер, штат Пенсильвания), американский инженер и изобретатель, создатель одного из первых пароходов и проекта одной из первых подводных лодок.
Также Фултон создал проект чугунного моста, опубликованный в 1796 году в Лондоне, но он не был реализован на родине. Однако в 1806 году на основе этого проекта шотландский инженер Вильям Гесте в Санкт-Петербурге построил Полицейский мост через реку Мойку, ныне – Зелёный мост. Этот мост сохранился, пережив несколько расширений без изменения конструкции.
* * * * *
В школе Роберт не блистал успехами, предпочитая проводить свободное время в местных оружейных мастерских, занимаясь рисованием, черчением и изготовлением фейерверков. В 12-летнем возрасте он увлёкся паровыми двигателями, а уже в 14 – успешно испытал свою лодку, оснащённую колёсным двигателем на ручном приводе.
С 1782 года Фултон жил в Филадельфии, работая поначалу помощником ювелира, а затем – художником и чертёжником. В возрасте 21 года он, воспользовавшись советом Бенджамина Франклина, уехал в Англию, где изучал искусство рисовальщика и архитектуру у знаменитого Бенджамина Уэста.
Первые планы постройки парохода Фултон представил правительствам США и Великобритании уже в 1793 году. Переехав через 4 года во Францию, стал экспериментировать с торпедами, а в 1800 году представил Наполеону практическую модель подводной лодки «Наутилус». В этом же году, по просьбе посла США Роберта Ливингстона, Фултон начал эксперименты с паровыми двигателями. Паровое судно длиной 20 м и шириной 2,4 м было испытано на реке Сена 9 августа 1803 года, достигнув скорости 3-х узлов против течения.
Воодушевленный успехом, изобретатель заказал более мощный паровой двигатель в фирме Болтона и Уатта. В 1806 году двигатель был доставлен в Нью-Йорк, куда переехал и Фултон, чтобы руководить постройкой судна. В том же году он создаёт проект подводного судна.
В первое плавание пароход Фултона вышел 17 августа 1807 года. И хотя его часто называют «Клермонт», на самом деле, Фултон дал ему имя «Пароход Северной Реки» («North River Steamboat»), а «Клермонтом» называлась усадьба его партнера Ливингстона, которую пароход посетил во время первого плавания по реке Гудзон. Затем пароход продолжил путь до Олбани.
Роберт Фултон запатентовал свой пароход 11 февраля 1809 года и в последующие годы построил ещё несколько паровых судов. В 1814 году он заложил 44-пушечный военный пароход «Фултон I», также известный как «Демологос», но сам не дожил до окончания постройки.
С 1813 года Фултон стал бы обладателем эксклюзивного права на постройку пароходов в России: император Александр I предоставил ему монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург-Кронштадт, а также на других российских реках на 15-летний срок. Но Фултон не смог воспользоваться договором, т.к. не выполнил основного условия договора – в течение 3-х лет он не ввел в строй ни одного судна и этот контракт достался шотландскому промышленнику Чарльзу Берду.
Скончался Роберт Фултон 24 февраля 1815 года, похоронен в Нью-Йорке. В его честь назван родной городок в штате Пенсильвания и 2 два округа в штатах Нью-Йорк и Огайо.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #Ф__
14 ноября
В 1936 году родился Антонио ГАДЕС /настоящее имя – Антонио Эстеве Роденас/ (в городе Эльда, провинция Аликанте), испанский танцовщик фламенко (байлаор), хореограф, актёр, сценарист.
Один из величайших деятелей в испанских танцах и фламенко.
Антонио Гадес один из наиболее титулованных танцоров Испании. Он получил признание и престижные премии, одна из них – Национальная Премию Танца в 1988 году за «вклад в установление связи между традицией фламенко и веяниями современности, в испанском танце».
«Антонио Гадес это тот, кто возродил мужской танец, он изменил представления о танце как таковом. Он внес некий неуловимый штрих... придумывать новые формы, находить новые течения».
* * * * *
В 11 лет бросил школу, чтобы не сидеть на шее родителей. Чистил обувь на улице, подносил сумки хозяйкам, был мальчиком на побегушках в гостинице и ассистентом у тореадора.
Однажды его, пританцовывающего около уличного музыканта, увидел продюсер Гарри Флеминг, который разыскивал талантливых танцовщиков для своего кабаре. Так Тони попал в одно из знаменитых ночных кабаре Мадрида. Там его приметила знаменитая испанская танцовщица Пилар Лопес, руководившая известной на всю страну танцевальной труппой. Пилар учила его не только азам испанского танца, но и основам классического балета. По её совету он изменил свое имя на звучный псевдоним – Антонио Гадес.
В 1961 году он создал собственную труппу и дебютировал в качестве актера. Гадес много гастролировал, выступал на самых престижных сценах Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Москвы и других городов мира, в том числе вместе Алисией Алонсо и Рудольфом Нуриевым.
Обретя при жизни почти легендарную славу, был удостоен практически всех самых престижных балетных премий.
Антонио Гадес имел дружественные отношения с Фиделем Кастро и его братом Раулем.
В 1978 году он был назначен директором Национального балета Испании, в который привлек лучших артистов и хореографов. Но, не сработавшись с руководством министерства культуры, через 3 года ушёл в отставку.
В кинематографе Антонио Гадес дебютировал в 1963 году, снялся в двенадцати картинах. Он и его труппа – главные участники фильмов «Кровавая свадьба», «Кармен» и «Колдовская любовь», поставленных известным испанским режиссёром Карлосом Саурой. Фильмы купили не только европейские и американские кинопрокатчики, но и ведущие телеканалы мира.
Гадес был провозглашен Королём фламенко. Его спектакли наполнены звоном гитары, щёлканьем кастаньет, стуком каблучков и необычным пением.
Скончался Антонио Гадес 20 июля 2004 года в Мадриде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #Г__
14 ноября
В 1876 году родилась Екатерина Васильевна ГЕЛЬЦЕР (в Москве), русская советская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов. Народная артистка РСФСР. Лауреат Сталинской премии I-й степени. Супруга балетмейстера Василия Дмитриевича Тихомирова.
Её сценическая манера представляет собой синтез безукоризненной техники исполнения, музыкальности, выразительности танца и внимание к внутренней жизни сценического образа.
Период, когда она царила на сцене, балетоманы окрестили «эпохой Гельцер».
* * * * *
Дочь известного танцовщика В.Ф. Гельцера, она в 1894 году с отличием окончила Московскую балетную школу и была зачислена в балетную труппу Большого театра.
В первом своем театральном сезоне Гельцер участвовала в трех балетах, ее исполнение классических вариаций сразу привлекло внимание критики и заслужило успех у публики. Второй год работы принес ей участие уже в десяти балетах, но Гельцер мечтала о сольных партиях.
В те годы московский балет был намного слабее петербургского, и дирекция охотно отпускала молодых артистов для стажировки в Мариинском театре. Екатерина занималась у известного балетмейстера и педагога Иогансона, который считался одним из лучших.
На сцене Мариинского театра Гельцер танцевала 2 сезона, исполняя роли фей в «Спящей красавице» и некоторые другие партии. А во втором сезоне произошло событие, которого она так долго ждала: ей была поручена большая партия в балете «Раймонда». Также выступала во многих постановках балетмейстера М.И. Петипа, что наложило большой отпечаток на творчество балерины.
Однако, несмотря на успех, завоеванный в Петербурге, Гельцер стремилась в Москву, и в 1898-1935 годах была артисткой Большого театра. Яркая представительница национальной школы классического танца, она в своём творчестве следовала реалистическим традициям русского балета.
В послереволюционные годы Екатерине Васильевне приходилось много танцевать, нести основной балетный репертуар. В период трудных 1920-30-х годов Гельцер много ездила по стране с гастролями – побывала в Екатеринбурге, Омске, Иркутске, Красноярске, Харбине и Владивостоке.
Она хорошо знала Францию и была там не менее 20 раз (в 1910 году принимала участие в гастрольных поездках за рубеж, выступала в антрепризе С.П. Дягилева).
В 1931 году в Берлине она встретилась с Альбертом Эйнштейном, который пригласил ее в гости. Накануне условленного дня балерина купила в книжном магазине «Теорию относительности» и весь вечер провела за чтением. И – к ее великому огорчению – мало что поняла… Привыкшая к откровенности, она смущенно призналась в этом хозяину. Великий ученый рассмеялся: «А вам и не надо извиняться. Меня даже студенты-физики не сразу понимают…»
Последние выступления Екатерины Васильевны состоялись в 1942-44 годах. В дальнейшем она работала как педагог-консультант. Покинув сцену, Гельцер никогда не порывала с искусством балета, была почетным членом художественного совета Большого театра и неизменной участницей госэкзаменов хореографического училища. В возрасте 65 лет она танцевала «Полонез» и «Мазурку»! И с таким совершенством, так эмоционально, что зрители неизменно просили повторить номер.
«Балет – это искусство вечной молодости. Я – единственное исключение», – признавалась балерина.
В ноябре 1962 года Екатерине Васильевне исполнилось 86 лет. Ее поздравили делегации от всех ведущих столичных театров. А 12 декабря она почувствовала себя неважно. Последние слова балерины были о ее любимом искусстве, которому она никогда не изменяла…
Скончалась Екатерина Васильевна Гельцер 12 декабря 1962 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #Г__
14 ноября
В 1907 году родилась Астрид Анна Эмилия ЛИНДГРЕН /урождённая Эрикссон/ (в Виммербю), шведская детская писательница, автор всемирно известных книг для детей, в том числе «Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинный чулок.
На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.
* * * * *
В детстве Астрид была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений.
Любовь к книгам и чтению, возникла на кухне у подруги Кристин, приобщившей Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова. Её способности стали очевидными уже в начальных классах.
После окончания школы она уехала в поисках работы в Стокгольм. Сменив несколько должностей (секретарь, стенографистка, редактор), удачно вышла замуж.
Первая повесть Линдгрен – «Пеппи Длинный Чулок» – увидела свет в 1945-52 годах. Её появлению способствовала тяжёлая болезнь любимой дочери, для которой и была создана чудесная сказка. Причина, подтолкнувшая начинающую писательницу отправить работу в издательство, до сих пор остаётся тайной. Успех пришёл к книжке мгновенно. Ей присудили несколько призов, а ошеломлённому автору предложили работу в детском издательстве.
Линдгрен написала более 100 книг, часть из них переведена на многие языки мира. Её произведения изданы почти в 60 странах.
«Карлсон, который живёт на крыше» (1955-1968) появился также отчасти благодаря дочери автора, которая рассказывала о весёлом человечке, влетающем к ней через окно и исчезающем при виде взрослых. Обращалась Линдгрен и к романтическим историям («Братья Львиное Сердце», 1979; «Ронни, дочь разбойника», 1981), и к детским детективам («Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», 1946), и даже к своего рода плутовским повестям, главный герой которых – озорной Эмиль из Лённеберги (1963-1970).
В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим от Королевства Швеции медаль за литературные достижения. Ей присуждено огромное количество наград и премий, в том числе Международная золотая медаль X.К. Андерсена, которую называют «малой Нобелевской», премия имени Льюиса Кэрролла, Международная золотая медаль Льва Толстого, награды ЮНЕСКО, «Серебряный медведь» (за фильм «Ронни, дочь разбойника»).
Скончалась Астрид Анна Эмилия Линдгрен 28 января 2002 года в Стокгольме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #Л__
14 ноября
В 1840 году родился Оскар Клод МОНЕ (в Париже), французский живописец, один из основателей импрессионизма.
Признанный глава импрессионистского направления.
* * * * *
Его юность, как он сам отмечал впоследствии, была юностью бродяги. Моне проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой.
Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и используя их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В 15 лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист.
Его первым творческим наставником стал Э. Буден, он открыл талант мальчика и дал ему первые уроки живописи. Родители Клода видели способности своего сына, но они отчасти не хотели, а отчасти и не имели возможности оказывать ему материальную поддержку.
После военной службы в Алжире в 1862 году Моне поступил в студию живописи Ш. Глейра в Париже, где познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
В Академии Сюисса он познакомился с Писсарро и Сезанном. В 1860-х годах молодые художники познакомились с Золя и Мане.
Известность Моне (правда только позже, в 1890 году) принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный им в 1866 году – «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье». В 1870 году Камилла стала женой художника, у них родилось два сына.
Решающую роль в творчестве Клода Моне сыграла в 1869 году его работа в Буживале, где он писал кабачок «Ла Гренуйер» одновременно с Ренуаром. Созданные ими картины знаменовали рождение нового художественного направления – импрессионизма.
В конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».
Моне с новыми друзьями часто посещал лес Фонтенбло, рисовал на открытом воздухе. Но публика и художественные критики высмеивали картины нового течения в живописи, которые слишком отличались от традиционного стиля.
В 1883 году Клодом Моне и его коллегами – Мане, Ренуаром и Сислеем – были написаны самые известные произведения.
Моне много путешествовал, посещал Лондон и Венецию, но больше всего его внимание было сосредоточено на его знаменитом саду в Живерни, ландшафтным дизайном которого он занимался самостоятельно.
Последние годы жизни художника были омрачены ухудшением зрения, но согласие на успешно проведенную операцию катаракты, которой он избегал в течение 15 лет, боясь полностью ослепнуть, позволило ему продолжать работу до самого конца жизни.
Скончался Оскар Клод Моне 5 декабря 1926 года в Живерни.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #М__