1 января
1884 года родился Василий Алексеевич ВАТАГИН (в Москве), известный русский и советский художник-анималист, график и скульптор, ученый-зоолог, профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (МВХПУ). Народный художник РСФСР (1964). Действительный член АХ СССР (1957).
Основатель Дарвиновского музея А.Ф. Котс одним из первых обратил внимание на талант молодого художника. Практически с самого основания музея в 1907 году началось сотрудничество живописца и скульптора Ватагина и директора этого музея Котса. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея. За 40 лет работы в нем он создал более 400 живописных и около 100 скульптурных работ.
* * * * *
С детских лет Василий увлекался рисованием, а художественное образование начал получать в студии художника-акварелиста Н.А. Мартынова. В 1902 году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Дополнительно учился в студии живописца К.Ф. Юона.
С 1908 года начал самостоятельно работать с различными скульптурными материалами – деревом, камнем, фаянсом, костью и другими. В начале XX века много путешествовал по России, Европе, Азии. В 1909 году состоялась его первая персональная художественная выставка в Москве.
Будучи в Берлине, под руководством известного немецкого графика Капштейна освоил технику литографии. В этой технике выполнены многие его произведения: альбом «Индия»; альбом «Рисунки» – по материалам зарисовок в Московском Зоопарке; серия кавказских пейзажей.
В начале XX века Василий Алексеевич много путешествовал по России, Европе, Азии. Проявил он себя и как иллюстратор, оформив большое количество книг, среди которых произведения Р. Киплинга, Д. Лондона, Л. Толстого, Э. Сетон-Томпсона. Также Ватагин написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Записки анималиста».
Много лет художник был штатным сотрудником Дарвиновского музея, сотрудничал с Зоологическим музеем. Будучи зоологом, Ватагин всегда был исключительно точен, но при этом заботился еще и о том, чтобы звериный облик органично вписывался в окружающую обстановку. Об этом художник писал: «Удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к ландшафту – одно из условий анималистической живописи. При нарушении этих отношений в ту или иную сторону картина может быть “пейзажем с фигурой” или приблизиться к зоологической иллюстрации». Василий Алексеевич прекрасно справлялся с задачей изображения животного в природе, его звери живут в картинах – выращивают потомство, охотятся, отдыхают. Художник посвятил им всю жизнь.
В период 1963-1969 годов преподавал на керамическом факультете МВХПУ (бывшее Строгановское училище).
Произведения художника находятся в экспозициях многих музеев, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея. Крупнейшим собранием анималистической живописи, графики и скульптуры художника обладает Государственный Дарвиновский музей.
Скончался Василий Алексеевич ВАТАГИН 31 мая 1969 года в Москве, похоронен в городе Таруса Калужской области.
1 января
1939 года родился Пётр Гергардович ДИК (в селе Глядень, Алтайский край), советский художник-график, член Союза художников России (1977). Народный художник России (1999).
Работал в оригинальной технике – пастель и уголь по наждачной бумаге.
Главная тема творчества Дика совпадает с генеральной темой русской культуры – своими произведениями он касается проблем неблагополучия, неприкаянности, человеческой отчужденности и призывает к взаимопониманию, милосердию, душевному теплу. Скупыми средствами цвета, ритмом крупных пятен и обобщенных линий, сознательной недоговоренностью Дик умеет создать нужное настроение.
Он намеренно избегает детализации – ведь обобщенность видения это обобщенность суждения. Художник в своих произведениях мыслит широкими категориями, создавая эффект духовной насыщенности, эмоциональной плотности, чувственной полноты.
* * * * *
Окончил Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра, затем Московское высшее художественно-промышленное училище. С конца 1960-х годов жил во Владимире.
Вся его жизнь и творческая судьба связана с владимирской землей, пропитанной древнерусской культурой. Через изучение средневековой живописи он шел к постижению пластических и формальных сущностей: от натурного мотива и жанровости в ранние годы, к пластике внутреннего состояния в зрелом творчестве.
Графика Петра Дика – пастель по наждачной бумаге – созерцательная, тихая, таинственная, сумеречно-мерцающая. Его работы следует рассматривать как притчи о судьбе человеческой. Небольшие по размеру, они полны такой эмоциональной силы и внутренней значительности, что завораживают зрителя.
С 1992 года работы художника экспонировались в Дюссельдорфе, Берлине, Мюнхене, Санкт Аугустине, Гамбурге, Поммерсфельдене и Нюрнберге, только в Эрлангене состоялись четыре его персональные выставки. Работы художника приобретены Баварским государственным фондом художественных коллекций в Мюнхене.
Произведения художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного художественного музея-заповедника, музеев Новосибирска, Омска, Орла, Твери, Тулы, Тюмени, в коллекции редакции журнала «Наше наследие», в частных собраниях в России и за рубежом.
Скончался Пётр Гергардович ДИК 14 августа 2002 года в городе Ворпсведе (в Германии), накануне открытия своей персональной выставки (скоропостижно). Похоронен во Владимире.
1 января
1767 года родилась Мария ЭДЖУОРТ (в Блэк Буртоне, графство Оксфордшир), английская /ирландская/ писательница, зачинательница реалистического романа, эссеист и публицист. Пропагандировала педагогические идеи Просвещения (дидактические рассказы для детей).
О крушении патриархальных форм жизни рассказано в её социальном романе «Замок Рэкрент» (1800), который стал первым в Европе историческим и первым в Великобритании региональным романом. Он открыл длинный ряд романов и детских книжек в творчестве писательницы.
Веселые, захватывающие романы Эджуорт, посвященные жизни ирландского поместья и его обитателям, стали новым словом в литературе. В своих книгах, посвященных светскому английскому обществу, она создала образ здравомыслящей героини – в противовес образу героини романтической.
* * * * *
Дочь богатого ирландского землевладельца, писателя и изобретателя, радикала в политике Ричарда Эджуорта, она впервые дебютировала на литературном поприще «Письмами к любительницам изящной словесности» (1795) о праве женщин на образование. Их развитием стал написанный Марией вместе с отцом трактат «Практическое образование» (1798), который принес Эджуортам известность.
В период 1802-1803 годов писательница путешествовала с семьей по Бельгии и Франции. В 1813 году она познакомилась в Лондоне с Байроном. Большую же часть жизни провела в Ирландии. После смерти отца в 1817 году, Мария Эджуорт завершила и издала его «Мемуары».
Её известный исторический роман «Замок Рэкрент», как и роман «Вдали Отечества» (1812), получил высокую оценку Вальтера Скотта, с которым писательница вела многолетнюю переписку и которого посетила в его шотландском поместье Эбботсфорд.
Она также написала ещё несколько романов о жизни современного английского общества («Белинда», 1801; «Элеонора», 1806, и др.) и моралистических историй для детей («Нравоучительные сказки»).
Во время Великого голода в Ирландии писательница деятельно помогала бедным.
Скончалась Мария ЭДЖУОРТ 22 мая 1849 года в Мяхас-Триме (графство Лонгфорд, Ирландия).
1 января
Всех поздравляем с Новым 2019 годом!
Пусть в наступившем году Ваша жизнь будет наполнена прекрасными мгновениями, добром и благополучием.
От души желаем мирного неба над головой, крепкого здоровья, неиссякаемых жизненных сил и энергии.
Счастья Вам и Вашим близким!
1 января
В 1864 году родился Ци БАЙШИ (в Сянтане, провинция Хунань, Империя Цин), известный китайский художник, каллиграф и мастер резьбы по камню.
Знаменит своими образцовыми произведениями в жанрах «цветы-птицы» и «травы-насекомые», признанный мастер изображения креветок. Лауреат Международной премии Мира (1956).
* * * * *
Будучи выходцем из бедной крестьянской семьи, его в 9-летнем возрасте отправили учиться к деду, купив на сэкономленные большими усилиями деньги письменные принадлежности и книги.
Начав учиться каллиграфии, он стал интересоваться и живописью, делать первые свои рисунки. Однако материальное положение семьи вынудило Ци Байши уже через год бросить учёбу и вернуться помогать вести хозяйство – пасти скот, собирать хворост. Тем не менее, в свободное время он продолжал писать и рисовать. Поскольку денег на покупку бумаги не было, он рисовал на обороте листов, вырезанных из старых счетных книг.
Так как Ци Байши не отличался крепким здоровьем, то в 12 лет его отдали в обучение к столяру, где он также проявил творческие наклонности: вырезал фигурки животных, изготовлял табакерки и ксилографические лубочные картинки на традиционные китайские сюжеты о богах и героях.
Его кумиром был живший три века назад живописец Сюй Вэй. В одном из своих стихотворений Ци Байши пишет: «О, как я хотел бы родиться 300 лет назад, ведь тогда я мог бы растирать краски и готовить бумагу для Вечно Зелёного (псевдоним Сюй Вэя)!».
Уже в юности он стал учеником известного художника Ху Циньюаня и начал учиться китайской национальной живописи «гохуа». В период 1902-09 годов совершил туристические поездки по Китаю. В 1917 году приехал в Пекин, где и остался жить, окончательно посвятив себя живописи. Несмотря на то, что Ци Байши так и не получил даже базового образования, в возрасте 66 лет он был приглашен на должность профессора кафедры живописи в Пекинском университете искусств.
В 1953 году он стал первым председателем Союза китайских художников, а Министерство культуры КНР присвоило ему титул «Великого художника китайского народа». В 1954 году был избран депутатом Всекитайского Собрания народных представителей. В том же году стал одним из авторов картины «Гимн миру», подаренной коллективом китайских художников Всемирной ассамблее сторонников мира.
Скончался Ци БАЙШИ 16 сентября 1957 года в Пекине.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января #Б__
1 января
В 1888 году родился Чесли БОУНСТЕЛЛ (в Сан-Франциско, штат Калифорния), американский художник, дизайнер и иллюстратор. Его работы повлияли на научно-фантастическое изобразительное искусство и были источником вдохновения американской космической программы.
Как один из ранних художников в астрономической тематике вместе с французским художником Люсьеном Рюдо, он был назван «отцом современного космического искусства».
* * * * *
Его первая астрономическая картина была создана в 1905 году. Увидев Сатурн через 12-дюймовый телескоп в обсерватории Сан-Хосе, Чесли бросился домой, чтобы нарисовать то, что увидел (эта картина была уничтожена в огне из-за землетрясения 1906 года).
Боунстелл изучал архитектуру в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Бросив его на третьем курсе, он начал работать в качестве визуализатора и дизайнера в нескольких ведущих архитектурных фирмах того времени.
Художник участвовал в иллюстрировании основного инженерного проекта для моста Золотые Ворота. Когда из-за Великой депрессии в Соединённых Штатах не нашлось работы в архитектурной сфере, Чесли Боунстелл отправился в Англию. Но в конце 1930-х годов он переехал в Голливуд, где работал в качестве художника спецэффектов нескольких фильмов.
Вскоре Боунстелл понял, что может объединить свой опыт в моделировании и живописи со своим пожизненным интересом к астрономии. Результатом этого стала серия изображений Сатурна, наблюдаемого с поверхности нескольких его спутников, опубликованная в журнале «Life» в 1944 году. Ничего подобного публика не видела раньше: они выглядели так, как будто фотографы были отправлены в космос. Его картина Сатурна, видимого с Титана, стала, пожалуй, самым известнейшим астрономическим пейзажем. Она была создана с использованием глиняных моделей, фотографических трюков и различных техник живописи. В реальности Титан имеет плотный слой атмосферы, поэтому такой вид Сатурна вряд ли возможен на самом деле.
В дальнейшем он создал ещё ряд подобных картин, опубликованных во многих ведущих журналах. Последним вкладом мастера в Голливуде стали спецэффекты и техническая консультация многочисленных научно-фантастических фильмов Джорджа Пала.
Всего же Чесли Боунстелл нарисовал более 60 изображений для обложек научно-фантастических журналов, а также для многочисленных обложек книг.
Когда Вернер фон Браун организовывал симпозиум, посвящённый космическим полётам, он пригласил художника для иллюстрирования своих концепций будущих комических полётов. Тогда было продемонстрировано, что полёты в космос являются делом ближайшего будущего и возможны уже с использованием технологий середины 1950-х годов.
Скончался Чесли БОУНСТЕЛЛ 1 июня 1986 года в Кармэле (штат Калифорния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января #Б__
1 января
В 1925 году родился Вениамин Ефимович БАСНЕР (в Ярославле), советский и российский композитор. Народный артист РСФСР.
Наибольшую известность ему принесли оперетты, военные песни и киномузыка, в т.ч. «С чего начинается Родина» (из к/ф «Щит и меч»), «На безымянной высоте», «От разлуки до разлуки» (из к/ф «Тишина»), «Березовый сок» (из к/ф «Мировой парень»), «Целую ночь соловей нам насвистывал» (из к/ф «Дни Турбиных»), «Песня о рыжем щенке» (из к/ф «Учитель пения»), «Это было недавно, это было давно» (из к/ф «Друзья и годы»), «На всю оставшуюся жизнь» (из одноименного к/ф).
* * * * *
Обучался игре на скрипке в детской музыкальной школе. Первых значимым музыкальным впечатлением юного Вениамина стало исполнение им в Ярославле в 1938 году Пятой симфонии Шостаковича.
По окончании музыкального училища Баснер был приглашён в Ярославскую филармонию в качестве солиста. В феврале 1943 года паренька призвали в армию. Попал он в Костромское артиллерийское училище, мечтал стать офицером. Однако судьба распорядилась иначе: услышав, как играет на скрипке курсант, начальник училища приказал: «Победим немца без тебя – в музвзвод». В военном оркестре Баснер служил аранжировщиком, а также ремонтировал музыкальные инструменты.
После демобилизации в 1944 году, он поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по классу скрипки и композиции, по окончании которой начал выступать как солист и оркестровый музыкант.
Еще в студенческие годы произошла его встреча с Дмитрием Шостаковичем, чьи советы помогли быстрому становлению Баснера как композитора-профессионала. Вскоре его отношения с великим музыкантом переросли в большую личную дружбу.
Диапазон художественных интересов Вениамина Ефимовича исключительно широк и разнообразен. Тринадцать произведений для музыкального театра, три симфонии, два инструментальных концерта, симфонические сюиты, пять квартетов, вокальные циклы. Это далеко не полный перечень его сочинений академических жанров, успешно исполнявшихся на родине и за рубежом.
Не менее значителен его вклад в жанрах киномузыки и песни. Свыше 100 кинофильмов, более 300 песен стали особенно известны, обретя многомиллионную аудиторию во многих странах мира.
В последние годы жизни Баснер активно участвовал в создании еврейского музыкального театра «Симха» («Радость») в Петербурге, являлся его художественным руководителем. «Я русский композитор, еврей по национальности, – говорил Баснер. – Родился в центре России, всю жизнь впитывал русскую культуру, взгляды мои формировались на русской литературе и философии. Но меня всегда волновала судьба искусства еврейского народа, особенно музыки».
Композитор является автором ряда статей в музыкальных журналах СССР.
Скончался Вениамин Ефимович Баснер 3 сентября 1996 года в посёлке Репино под Санкт-Петербургом. Похоронен на Комаровском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января #Б__
1 января
1888 года родился Владимир Давидович БАРАНОВ-РОССИНЭ /наст. имя – Шулим Вольф Лейб Баранов; псевдоним – Даниэль РОССИНЭ/ (в селе Большая Лепатиха, Таврическая губерния), русско-французский живописец, рисовальщик и скульптор, мастер русского авангарда, изобретатель и музыкант.
* * * * *
Обучался в Одесском художественном училище (1902-1903), где познакомился с Н. Альтманом, затем в Академии художеств (1903-1907) в Петербурге. В период 1907-1910 годов участвовал в первых выставках русского авангарда: «Стефанос», «Звено», «Венок-Стефанос», «Импрессионисты».
Совершив в 1909-1910 годах большое путешествие по Европе, Баранов-Россинэ обосновался в Париже, где выставлялся в Осеннем салоне, Салоне независимых, а также на выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. Был связан с кругом поэта Г. Аполлинера, дружил с Р. Делоне и Соней Делоне, принимал активное участие в художественной жизни французского авангарда.
В 1912 году вместе с Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Александром Архипенко, Хаимом Сутиным становится обитателем знаменитого парижского дома «Улей», участвует в парижских салонах под псевдонимом Даниэль Россинэ.
Поиски в духе кубофутуризма привели его в 1913 году от живописи к созданию движущейся скульптуры, он стал одним из основоположников «кинетизма»*.
Во время I-й мировой войны жил в Норвегии, где состоялась первая персональная выставка Владимира Баранова-Россинэ (1916); в произведениях этого периода ощутимо влияние мистического творчества Э. Мунка.
После Февральской революции он вернулся в Россию. Как и многие другие художники русского авангарда, Баранов-Россинэ с энтузиазмом воспринял революционные перемены на родине и возлагал большие надежды на свободное развитие искусства. В 1918 году состоялась его персональная выставка в Петрограде.
Владимир Баранов-Россинэ принимал активное участие в художественной жизни страны: был членом Петроградской коллегии по делам искусств и художественной промышленности, сотрудничал в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса, участвовал вместе с Н. Альтманом в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции. Также он занимался педагогической деятельностью: руководил живописной мастерской в Петроградских свободных учебно-художественных мастерских; после переезда в Москву (1919) преподавал во ВХУТЕМАСе, где в 1920-1921 годах был профессором и деканом.
Воплощая идеи А. Скрябина о синтезе музыки и цвета, Баранов-Россинэ развил принципы светомузыки. Он сконструировал клавир «оптофон» (1923-1924; запатентован во Франции в 1926), каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран. В Москве, а впоследствии в Париже были устроены первые цветомузыкальные концерты.
В 1925 году с усилением нападок на левое искусство Баранов-Россинэ эмигрировал и поселился в Париже, где ежегодно выставлялся в Салоне независимых. В своем творчестве он продолжал экспериментировать: разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании петли Мебиуса, обращался к сюрреалистическим образам («Весна», 1930), создавал полихромные абстрактные фигуры из разнородных материалов («Политехническая скульптура», 1933) и т.д.
В этот период Владимир Давидович сделал целый ряд технических изобретений. В частности, хромофотометр (прибор для анализа качества драгоценных камней), «мультиперко» (прибор, позволяющий производить и очищать химические растворы; запатентован в 1934), хамелеон-метод (способ маскировки войск; запатентован в 1939).
В ноябре 1943 года Владимир Давидович БАРАНОВ-РОССИНЭ был арестован гестапо и депортирован. По некоторым свидетельствам, он погиб в 1944 году в одном из нацистских концентрационных лагерей.
Работы Баранова-Россинэ представлены в Музее современного искусства (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж), Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Петербург), Музее Людвига (Кельн) и в частных собраниях.
* * * * *
Примечание.
* «Кинетизм» (кинетическое искусство) – направление в изокультуре, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных составляющих его форм.
Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода ручных или механических трюков, оживлявших скульптуру, архитектуру, прикладные искусства (движущиеся фигуры часов и т.д.), в особенности в театральной сценографии.
Но только в XX веке, прежде всего в русле конструктивизма, «кинетизм» как течение обособляется окончательно в отдельных скульптурных объектах, приводимых в движение техникой, вручную или природными стихиями (мобили А. Колдера, конструкции Н. Шеффера), или в целых инвайронментах.
Нередко дополнительно используются звуковые и световые эффекты; прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компьютерными, расширяющими возможность зрительского сотворчества.
1 января
1618 года крещён Бартоломе Эстебан МУРИЛЬО /родился в конце декабря 1617 года/ (в Севилье), знаменитый испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.
Самая крупная коллекция произведений мастера хранится в Музее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество Святого Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с чётками».
* * * * *
Учился у Хуана де Кастильо, желание совершенствоваться привело Бартоломе в Мадрид, где его земляк, Веласкес, предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, ма́стерской техникой оказал сильное влияние на развитие Мурильо.
К середине 1640-х годов Бартоломе Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645; «Святое семейство», 1645-1650). Вскоре он создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал Мурильо лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе. Картина имела большой успех. На живописца со всех сторон посыпались заказы.
В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и избирается её первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов.
В 1660-1670-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: 20 картин для августинского монастыря и 11 картин для капеллы а Каридад. Среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.
Моделями для изображения мадонн художнику служили местные красавицы. Мурильо мастерски передавал женственность, нежность, национальный облик испанок.
Больших успехов достиг он в изображении пейзажа, который обычно служил фоном в его картинах. Они отличаются богатством светотени, гармоничным сочетанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздушного пространства.
Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Его талант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи: «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.
Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его работы, исполненные в мягкой живописной манере, изображают преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета и самого художника.
Скончался Бартоломе Эстебан МУРИЛЬО 3 апреля 1682 года в Севилье.
1 января
1863 года родился Пьер де КУБЕРТЕН (в Париже), французский спортивный и общественный деятель, барон, историк, педагог, литератор. Инициатор организации современных Олимпийских игр (проводятся с 1896 года). Президент Международного олимпийского комитета (МОК) в 1896-1916 и 1919-1925 годах.
* * * * *
Кубертен большое значение придавал занятиям спортом, как важной составляющей жизни молодых людей, одного из условий гармоничного развития личности. Сам он увлекался регби и исполнял обязанности рефери на финальном матче первого французского чемпионата между командами Гоночного Клуба Франции и «Stade Français».
Пьер де Кубертен много размышлял над идеей проведения международных соревнований в целях популяризации спорта. Заметив возросший интерес общества к Античным олимпийским играм, вызванный громкими археологическими открытиями в Олимпии, Кубертен разработал проект возрождения Олимпийских игр и выступил 25 ноября 1892 года в Сорбонне, всемирно известном Парижском университете, с докладом «Возрождение олимпизма».
Старания Кубертена увенчались успехом. На конгрессе в Соборне 23 июня 1894 года было принято историческое решение: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, представляемых возрождением Олимпийских игр, как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни». Также был учреждён МОК, в котором Кубертен занял должность генерального секретаря, решено проводить Игры каждые четыре года.
После обсуждения конгресс поддержал предложение друга Кубертена Деметриуса Викеласа о проведении Первых Олимпийских игр современности в Афинах, в знак преемственности Играм древности. Деметриус Викелас был избран президентом Олимпийского комитета.
Игры состоялись летом 1896 года и имели большой успех. После их завершения Кубертен занял освободившееся место президента МОК.
В дальнейшем Олимпийскому движению пришлось столкнуться с серьёзными трудностями, т.к. следующие Игры – 1900 года в Париже и 1904 года в Сент-Луисе – привлекли мало внимания на фоне проходившей одновременно с ними Всемирной выставки. Положение изменилось к 1906 году, когда состоялись так называемые Промежуточные игры в Афинах, и Олимпийские игры стали самым значительным спортивным событием.
Скончался Пьер де КУБЕРТЕН 2 сентября 1937 года в Женеве, остававшись Почетным Президентом МОК до конца своих дней.
* * * * *
Медаль Пьера де Кубертена вручается Международным Олимпийским комитетом за проявленное благородство и верность духу «fair-play» во время Олимпийских игр.
Многими спортсменами и зрителями эта награда признается важнейшей, даже более ценной, чем Золотая олимпийская медаль.
МОК также называет вручение Медали Пьера де Кубертена наибольшей честью, которой может быть удостоен спортсмен.
—-------------------------------------------------------
Смотри ПРОДОЛЖЕНИЕ ниже.
1 января
1863 года родился Пьер де КУБЕРТЕН (в Париже), инициатор современных Олимпийских игр...
Является автором знаменитой «ОДЫ СПОРТУ» :
—-------------------------------------------------------
Продолжение. НАЧАЛО смотри выше.
—--------------------------------------------------------
Пьер де Кубертен «ОДА СПОРТУ» (в переводе с франц. В.А. Новоскольцева)
I. О спорт! Ты — наслаждение!
Ты верный, неизменный спутник жизни.
Нашему духу и телу ты щедро даришь радость бытия.
Ты — бессмертен.
Ты здравствуешь и сегодня, после крушения затерянных в веках олимпиад
Ты торжествующий вестник весны человечества. Весны, когда зарождалось упоение от гармонии разума и силы.
Ты как эстафету передаешь нам это наследие предков.
Проходят века. Жизнь торжествует. Ты живёшь, неподвластный времени, спорт!
II. О спорт! Ты — зодчий!
Ты помогаешь находить пропорции совершеннейшего творения природы — человека, торжествующего в победе и сокрушающегося в неудаче.
Ты — мастер гармонии.
Ты делаешь нас сильными, ловкими, статными, исправляешь недостатки, с которыми мы рождаемся.
Ты особенный, необычный зодчий. Твой строительный материал — человек в движении.
Ты доказал, что вечное движение—не мечта, не утопия. Оно существует.
Вечное движение — это спорт.
III. О спорт! Ты — справедливость!
Ты указываешь прямые, честные пути, которые ищут люди для достижения целей, поставленных в жизни.
Ты — беспристрастен.
Ты учишь, что правила соревнований — закон.
Ты требуешь: «Ни один спортсмен, выполняющий упражнения перед зрителями и судьями, не должен преступать эти правила».
Ты определяешь границы между видами спорта. Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам.
Непоколебимо твоё требование справедливых оценок за истинные достижения.
IV. О спорт! Ты — вызов!
Ты требуешь борьбы. Вся сила наших мускулов сосредоточена в одном на взрыв похожем слове — спорт.
Ты — трубадур.
Твой пламенный, волнующий призыв находит отклик в наших сердцах.
Ты спрашиваешь у вышедших на старт: зачем же сила, опыт и ловкость, если не мечтать о победном финише?
Ты утверждаешь — надо мечтать. Надо сметь. Надо дерзать.
Ты убеждаешь, требуешь, приказываешь. Ты зовёшь людей помериться силой. Преодолеть себя.
V. О спорт! Ты — благородство!
Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.
Ты — безупречен.
Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности.
Ты провозглашаешь: если кто-нибудь достигнет цели, введя в заблуждение своих товарищей, достигнет славы при помощи низких, бесчестных приемов, подавив в себе чувство стыда, тот заслуживает позорного эпитета, который станет неразлучен с его именем.
Ты возводишь стадионы — театры без занавесей. Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы.
Ты начертал на своих скрижалях: «Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе».
VI. О спорт! Ты — радость!
Ты устраиваешь праздники для тех, кто жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борьбой насладиться.
Ты — ликование.
Ты горячишь кровь. Заставляешь учащенно биться сердце. Как радостно, как отрадно откликнуться на твой зов.
Ты раздвигаешь горизонты. Проясняешь дали. Вдохновляешь стартующих на близкий финиш.
Ты врачуешь душевные раны. Печаль или скорбь одного отступают в то мгновение, когда нужно побороть все перед многооким взглядом многих.
Доставляй же радость, удовольствие, счастье людям, спорт!
VII. О спорт! Ты — плодотворность!
Ты преградой встаёшь на пути пагубных недугов,
извечно угрожающих людям.
Ты — посредник.
Ты рекомендуешь страждущим, немощным, хворым лучшее из лекарств. Себя.
Ты примером своих сильных, здоровых, статных, мускулистых, закаленных, не поддающихся болезням приверженцев врачуешь отчаявшихся.
Ты горячишь кровь. Заставляешь учащённо биться сердце. Исцеляешь от недугов. Ты — красная строка в «Кодексе здоровья».
Ты утверждаешь: «В здоровом теле — здоровый ДУХ!»
VIII. О спорт! Ты — прогресс!
Ты способствуешь совершенству человека — самого прекрасного творения природы.
Ты — устремленность.
Ты предписываешь следовать правилам и требованиям гигиены. Сдерживаешь от излишеств,
Ты учишь человека добровольно, сознательно, убежденно поступать так, чтобы никакие высшие достижения, никакой рекорд не были результатом перенапряжения, не отразились на здоровье.
Никаких стимуляторов, кроме жажды победы и мудрой тренировки, не признаешь ты.
Ты убеждаешь, что прогресс физический и прогресс нравственный — два пути к одной цели.
IX. О спорт! Ты — мир!
Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами.
Ты — согласие.
Ты сближаешь людей, жаждущих единства.
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодёжь уважать друг друга.
Ты — источник благородного, мирного, дружеского соревнования.
Ты собираешь молодость — наше будущее, нашу надежду — под свои мирные знамена.
О спорт!
Ты — мир!
1 января
В 1449 году родился Лоренцо ди Пьеро де МЕДИЧИ «Великолепный» (во Флоренции), государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт, вошедший в историю под именем «Лоренцо Великолепного».
С его именем связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.
* * * * *
В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать, затем наставниками были прославленные гуманисты, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии.
Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства – Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело.
По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем – Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.
Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности, разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 году противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.
Лоренцо Медичи обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479 году, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.
Вёл активный образ жизни: любил рыцарские турниры и игры, охоту, писал стихи и песни. Крупный меценат, он превратил Флоренцию в крупнейший центр культуры эпохи Возрождения, собравший при своём дворе ведущих гуманистов, поэтов и художников той эры: Леонардо да Винчи, Донателло, Ботичелли, и Микеланджело. Собрал большую коллекцию книг, ставшую Библиотекой Медичи.
Скончался Лоренцо ди Пьеро де Медичи 9 апреля 1492 года во Флоренции.
«Никогда еще не только Флоренция, но и вся Италия не теряла гражданина, столь прославленного своей мудростью и столь горестно оплакиваемого своим Отечеством», – писал после смерти Лоренцо Никколо Макиавелли.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января #М__
1 января
В 1927 году родился Морис БЕЖАР /наст. имя – Морис-Жан Берже/ (в Марселе), французский танцовщик и хореограф, театральный и оперный режиссёр, один из самых выдающихся балетмейстеров и хореографов второй половины XX века. Член Французской академии художеств.
Он во многом перевернул традиционные представления о балете, а его труппа успешно гастролировала по всему миру несколько десятилетий.
* * * * *
В семилетнем возрасте потерял мать; рос болезненным, слабым ребенком и врач посоветовал ему занятия спортом. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету.
В 1941 году Морис начал обучаться хореографии, а через 3 года уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. В 1945 году он переезжает в Париж, где в течение нескольких лет берет уроки у знаменитых преподавателей Лео Статса, Любови Егоровой, мадам Рузан, а также у госпожи Волковой в Лондоне. В результате чего Бежар освоил множество разных хореографических школ.
В начале своей карьеры он сменил множество трупп: работал у Ролана Пети и Жанин Шарра, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне и в Королевском шведском балете в 1950-52 годах.
В Швеции Морис Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского.
В 1960 году он основывает труппу «Балет ХХ века», с которой становится всемирно известным хореографом, признанным мэтром современного танца.
Выступавший в новом для себя качестве художника-постановщика, Бежар предпринял эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место.
Он поставил в 1961 году балеты «Гала» на музыку Скарлатти, спектакль «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV-XVI веков, а также «Мучения Святого Себастьяна», который в 1988 году был поставлен с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло и танца в исполнении артистов балета. Эти эксперименты были оценены критикой и специалистами очень высоко, и в 1960 и в 1962 годах Морис Бежар был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.
В 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию «Мудра». Последние 20 лет Морис Бежар руководил Лозаннским балетом.
Он создал и поставил более 100 балетов, написал 5 книг. В числе наиболее известных его работ: «Бахти» (на индийскую музыку), «Жар-птица» (на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского), «Нижинский, клоун Божий» (на музыку Пьера Анри и П.И. Чайковского).
Долгие годы сотрудничества связывали его с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет «Айседора», а также несколько сольных номеров («Видение розы» и «Аве, Майя»). На протяжении многих лет Бежар работал и с В. Васильевым, а вместе с Е. Максимовой исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Первым из балетмейстеров Морис Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно. Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров.
В последние годы ему изменяли ноги – главное оружие балетмейстера. Морис Бежар репетировал и показывал руками, приезжая на работу в инвалидной коляске. Но обязательно выходил на поклон, опираясь на верных соратников-артистов. Преемника себе он выбрал еще несколько лет назад: им стал Жиль Роман – последний танцовщик почившего «Балета ХХ века» и первый танцовщик «Bejart ballet Lausanne».
Скончался Морис Бежар 22 ноября 2007 года в одной из больниц Лозанны (Швейцария).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января #Б__
1 января
В этот день 1700 года в соответствии с Указом российского царя Петра I от 20 декабря 1699 года о переходе России на новое летоисчисление осуществлен перенос празднования начала Нового года с 1 сентября на 1 января.
С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день.
История встречи Нового года на Руси очень интересная. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.
Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе, а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием.
По историческим хроникам на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов, переодеваться в чужие костюмы и так далее...
Празднества же окончились 6 января Крестным ходом на Иордань.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января
1 января
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ В РОССИИ
Новый год, праздник, который приносит в наш дом очарование сказки, ожидание чуда и запах еловых веток. Он ассоциируется со снегом, с пушистой, сверкающей ёлкой, морозцем, после которого так приятно очутится в теплом доме, пахнущем хвоей, с обязательным обильным столом, бенгальскими огнями и загадыванием желаний.
Разве можно представить себе этот праздник без пушистой, красивой, нарядной ёлки? Лесная красавица давно стала для нас символом Нового года. Но оказывается, что новогодняя ёлка по национальности – немка. Немцы считали ель священным деревом, которое олицетворяло бессмертие, вечную молодость, верность, долголетие и достоинство. В связи с этим особый интерес представляет исследование истории возникновения праздника Нового года и появление елки, как его главного символа, именно в России.
У славян в глубокой древности Новый год праздновался в марте. В конце X века, с принятием христианства, Русь унаследовала от Византии юлианский календарь, в котором Новый год начинался 1 сентября. И с этого времени на Руси новый год стали уже праздновать осенью, а не весной. Но окончательно этот осенний новый год утвердился только к концу XV века. И не успели ещё привыкнуть люди к осеннему Новому году, как через два столетия Новолетие перенесли уже на 1 января, т.е. праздник нового года стал зимним. Случилось это в начале XVIII века, когда Пётр I задумал изменить всё в России на европейский лад, в т.ч. и перенять праздник Нового года.
В России новогодняя елка впервые появилась после указа Петра I от 15 декабря 1699 года. Устанавливать ёлки предписывалось не внутри помещений, а снаружи – на крышах зданий, воротах, дорогах. Но постепенно она начала входить в русский обиход. И в 1852 году была установлена первая в России публичная ёлка – в Петербурге, в большом зале Екатерининского вокзала. Затем её стали устанавливать в общественных местах и на улице.
В настоящее время елка (натуральная или искусственная) – непременный атрибут Новогоднего праздника, создающий радужное настроение, декорирующий квартиры и дома, напоминающий о новогоднем чуде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января