20 июня
В 1786 году родилась Марселина ДЕБОРД-ВАЛЬМОР /урожденная Марселина Фелисите Жозефина Деборд/ (в Дуэ), известная французская поэтесса ХІХ века, крупнейшая поэтесса французского романтизма.
Кроме лирики, написала несколько романов. Автор повестей и сказок для детей.
* * * * *
Дочь художника-иконописца и гербовщика, разорившегося в период Революции, она в конце 1801 года вместе с матерью отправилась на Гваделупу через Бордо, где выступала как актриса. По возвращении во Францию Марселина играла в театрах городов Дуэ, Лилля.
Как поэтесса дебютировала в 1819 году сборником стихов «Элегии и романсы», отмеченным положительными рецензиями в ведущих журналах. При короле Луи-Филиппе она получила королевскую стипендию и несколько премий.
Марселина Деборд-Вальмор привлекла внимание Бальзака, Сент-Бёва, Бодлера, глубоко повлияла на поэзию Верлена и Рембо, а также Анну де Ноай и других французских поэтесс конца XIX – начала XX веков. Верлен включил её в число проклятых поэтов и оставил эссе о ней. Книги Деборд-Вальмор были в библиотеке Ницше. Очерк о ней написал Стефан Цвейг. Её прозе посвятил статью Арагон.
Многие стихотворения Марселины Деборд-Вальмор были положены на музыку композиторами М. Малибраном, Бизе, С. Франком, Р. Аном. Песни на её стихи исполняют современные французские певцы (Жюльен Клер, Бенжамен Бьоле, Паскаль Обиспо и др.).
В 1993 году в Дуэ была создана «Ассоциация Деборд-Вальмор». Рукописи поэтессы хранятся в библиотеке её родного города. Её именем названа улица в XVI-ом округе Парижа.
Два томика стихотворений Деборд-Вальмор были в библиотеке Пушкина; несколько раз указывалось, в том числе – В. Набоковым, а позднее Л. Сержаном и Ю. Лотманом, что одна из элегий Деборд-Вальмор, возможно, стала «источником» письма Татьяны к Онегину.
Её роман «Мастерская художника» (1833) заинтересовал Лермонтова: испещрённый пометками экземпляр он подарил Е.А. Сушковой. Подражание Марселине Деборд-Вальмор – стихотворение «Когда б он знал» (1830) – принадлежит Евдокии Ростопчиной. С Деборд-Вальмор сопоставляли Марину Цветаеву (Волошин, Пастернак в письме к Рильке).
Стихи поэтессы переводили Валерий Брюсов, Михаил Лозинский, Владимир Потнов, Геннадий Русаков, Юрий Ороховацкий, Инна Шафаренко, Ирина Кузнецова, Любовь Боровикова и др.
----------------------------------------------—
Смотри подробнее по ссылке:
http://duchelub.livejournal.com/74487.html
----------------------------------------------—
Скончалась Марселина ДЕБОРД-ВАЛЬМОР 23 июля 1859 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_июня #Д__
20 июня
В 1848 году родился Йозеф Вацлав МЫСЛЬБЕК (в Праге, Австро-Венгрия), самый известный и один из крупнейших чешских скульпторов XIX столетия. Член Чешской академии наук и искусств.
Создатель школы чешской скульптуры начала XX века.
Страстные произведения скульптора способствовали культурному и политическому возрождению чешского народа.
* * * * *
Будучи выходцем из бедной семьи, он по финансовым соображениям рано бросил школу. Учился на печатника, затем на скульптора. Работал в Праге и в Вене.
В 1866 году он познакомился с Вацлавом Левы, крупнейшим чешским скульптором, и до смерти последнего оставался его учеником. В период 1875-96 годов Мысльбек — профессор в Высшей художественной школе Праги, в 1896-1919 годах — профессор пражской Художественной академии.
В 1873 году Мысльбек открывает в Праге свою художественную мастерскую, где специализируется на изготовлении бюстов политических и религиозных деятелей своего времени. Над главной работой своей жизни, памятником Святому Вацлаву, скульптор трудился почти 30 лет. Эта конная статуя была установлена в верхней части Вацлавской площади, у здания Национального музея и является одним из символов Праги. Праги. Среди других его выдающихся произведений выделяют скульптуру «Музыка» в фойе пражского Национального театра.
Скульптурные композиции работы Мысльбека можно увидеть в самом центре чешской столицы, в таких её местах, как Собор Святого Вита, на Вацлавской площади и на пражских мостах.
Скончался Йозеф Вацлав МЫСЛЬБЕК 2 июня 1922 года в Праге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_июня #М__
20 июня
В 1833 году родился Леон БОННА /полное имя – Леон Жозеф Флорантен Бонна/ (в Байонне), французский живописец, коллекционер.
В период 1846-53 годов жил в Мадриде, где его отец владел книжным магазином. Там начал обучаться живописи у Раймундо де Мадрасо, а продолжил в Париже в Школе изящных искусств у Леона Конье.
Как лауреат Римской премии полученной в 1869 году, Бонна использовал эту возможность и отправился на учебу в Рим. По возвращении в Париж преподавал в Школе изящных искусств, а в 1905 году стал её директором.
Леон Бонна был одним из наиболее известных портретистов своего времени. Дорогу к светскому признанию живописцу открыл «Портрет актрисы Паска», хранящийся ныне в Лувре. Он писал многих знаменитых людей, в числе наиболее известных его работ портреты Виктора Гюго, Александра Дюма-сына.
Андре Моруа в своих «Литературных портретах» упоминает дружбу Бонна и Мопассана.
Известный французский писатель Анри Перрюшо писал: «Для того чтобы заказать Бонна портрет, было мало одного желания. Не каждый, кому приходила в голову такая фантазия, мог добиться этого. Портрет у Бонна – удел избранных, он стоит очень дорого».
Прилично зарабатывая живописью, он был страстным коллекционером и много тратил на покупку произведений искусства. После смерти Леона Бонна 8 сентября 1922 года, по завещанию мастера, его родной город Байонна получил крупную коллекцию художественных произведений, в состав которой входило одно из лучших собраний рисунка XIX века.
«Русским Леоном Бонна» можно назвать мастера портрета Алексея Харламова. Он поступил на учебу в мастерскую Леона Бонна в 1872 году и именно под влиянием французского метра сформировался его собственный стиль.
В мастерской Леона Бонна учился также Анри де Тулуз-Лотрек.
В 1887 году у Бонна учился Принц Евгений, герцог Нерке – четвёртый и младший сын шведского короля Оскара II и его жены Софии. Принц Евгений известен не только как один из крупнейших шведских пейзажистов конца XIX – начала XX века, но и как мастер монументальной живописи.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_июня #Б__
20 июня
1819 года родился Жак ОФФЕНБАХ /наст. имя – Якоб Эберст/ (в Кёльне, Германия), французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся и по сей день.
* * * * *
Музыкальная одарённость мальчика побудила отца, бедного служителя иудейской религии, привезти сына в 1833 году в Париж для обучения в консерватории игре на виолончели.
Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте. Позднее Оффенбах выступал вместе с такими выдающимися пианистами как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон и др.
Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. В 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль).
В 1847 году он получает место дирижёра во Французском Театре. К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Оффенбах сотрудничает с театром Флоримона Эрве. Понемногу исключительный мелодический дар Жака находит признание. В 1850 году он становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия».
Годом рождения жанра оперетты становится 1855 год – Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов, многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха.
В 1858 году сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более 4-х персонажей и ставить только одноактные пьесы. Композитор ставит масштабный спектакль «Орфей в аду», художником-оформителем которого стал молодой Гюстав Доре. Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.
За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили: «Женевьева Брабантская» (1859); «Песенка Фортунио» (1861, по новелле Альфреда де Мюссе); «Прекрасная Елена» (1864); «Синяя Борода» (1866); «Парижская жизнь» (1866); «Великая герцогиня Герольштейнская» (1867); «Перикола» (1868); «Трапезундская принцесса» (1869); «Разбойники» (1869). Оперетты Оффенбаха ставились повсюду.
Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал в Вене новый центр опереточного искусства. Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в т.ч. монархов, видных политиков и других знаменитостей.
В 1870 году развязана франко-прусская война, театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие – в предательстве. Он на год покидает Францию и путешествует по Европе. В 1875 году Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.
А уже в 1876 году Жак Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех. Через год появляется новая оперетта, «Мадам Фавар», она хорошо принята парижанами.
Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Гофмана). Он написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.
Скончался Жак ОФФЕНБАХ 4 октября 1880 года в Париже.
Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро, известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах.
20 июня
1887 года родился Курт ШВИТТЕРС (в Ганновере, Пруссия), немецкий художник, работавший преимущественно в технике коллажа и ассамбляжа и оказавший значительное влияние на развитие современного искусства.
Творчество Швиттерса повлияло на американское авангардное искусство (Р. Раушенберг и др.).
* * * * *
Обучался в дрезденской Академии художеств. После I-й мировой войны начал эксперименты в области абстрактного искусства, наклеивая на поверхность произведения обертки от папирос, обрывки билетов и другие клочки бумаги с текстом, заменявшие обычные краски.
В один из своих коллажей Швиттерс включил заглавные буквы MERZ, вырезанные из рекламного плаката. Позже он часто использовал вырезанные буквы, слова и предложения.
Позднее он стал называть все свои конструкции ничего не значащим словом MERZ, которым он назвал также журнал, издававшийся в 1923-32 годах.
В конце 1910-х годов художник создавал большие рельефы, составленные из колес, деревянных планок, гвоздей и проволочной сетки. Эти ассамбляжи, в отличие от камерных коллажей, выглядели как монументальные произведения.
В 1920-х и 1930-х годах Швиттерс расширил сферу приложения творческих сил, создавая целые колонны. Впоследствии он применил концепцию «merzbau» («merzстроительство») при создании огромного ассамбляжа из предметов, который занял большую часть трехэтажного дома.
Первое «merzbau» Швиттерса, находившееся в Ганновере, погибло при бомбардировке во время II-й мировой войны. Когда нацисты пришли к власти, художник уехал в Норвегию, затем эмигрировал в Англию.
Скончался Курт ШВИТТЕРС 8 января 1948 года в Кендале (Великобритания).
20 июня
1861 года родился сэр Фредерик Гоуленд ХОПКИНС (в Истборне, графство Сассекс), английский биохимик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1929 года (совместно с Христианом Эйкманом) за «открытие витаминов, стимулирующих процессы роста».
Член Лондонского королевского общества (1905) и его президент в 1930-1935 годах, почётный член Академии наук СССР (1934).
* * * * *
Любивший одиночество и склонный к рассуждениям, Фредерик проводил много времени за чтением Диккенса и сочинением стихов. В возрасте 8 лет ему впервые было разрешено использовать микроскоп отца для изучения живых организмов, которых он вылавливал в море.
В 1871 году Фредерик был отправлен в лондонскую городскую школу, где его успехи по химии и английскому языку были отмечены наградами. Но он предпочитал школе посещение музеев и библиотек, поэтому ему предложили покинуть ее.
В возрасте 27 лет, получив наследство, поступил в Медицинскую школу при больнице Гая. Окончив химический и медицинский факультеты Лондонского университета, в 1894 году получил степень доктора медицины. В период 1894-98 годов работал химиком-аналитиком в Лондонском госпитале, затем преподавал анатомию и физиологию в Кембриджском университете, где занимался исследованиями по физиологической химии. В 1914 году стал профессором биохимии Кембриджского университета.
Основные труды Хопкинса посвящены метаболизму белков и биохимии питания. В 1921 году открыл глутатион-трипептид, состоящий из остатков глицина, цистина и глутаминовой кислоты, играющий важную роль в окислительно-восстановительных процессах в клетке. С помощью цветовой реакции на белки открыл аминокислоту триптофан (совместно с Д. Коулом). Выдвинул концепцию неполноценных белков и незаменимых аминокислот.
Талант Хопкинса как экспериментатора привлек в его лабораторию в Кембридже целую плеяду молодых исследователей; многие из его учеников стали выдающимися учеными. В 1925 году Хопкинс был возведен в рыцарское достоинство, через год награжден медалью Копли Королевского общества.
В 1929 году стал Лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине «за открытие витаминов, стимулирующих процессы роста» (вместе с Х. Эйкманом).
Скончался Фредерик Гоуленд ХОПКИНС 16 мая 1947 года в Кембридже.
20 июня
1615 года родился Сальватор РОЗА (в Ренелле, неподалеку от Неаполя), итальянский художник, актер, литератор, представитель предромантических веяний в искусстве барокко.
Его искусство оказало большое влияние на формирование романтизма.
* * * * *
Был воспитан в монастыре и готовился принять духовный сан, но вскоре почувствовал непреодолимое влечение к искусству и стал учиться сначала музыке, а потом живописи.
Наставниками Сальваторе были сперва его шурин, художник Франканцоне (ученик X. Риберы), затем сам Рибера и, наконец, баталический живописец Аньелло Фальконе. Кроме этих художников, развитию таланта Розы в значительной степени способствовало написание им этюдов с натуры без чьей-либо помощи.
Восемнадцати лет от роду он пустился странствовать по Апулии и Калабрии, попал в руки тамошних разбойников и прожил некоторое время среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе.
Сальватор Роза проявил себя и как мастер религиозной и мифологической живописи, а также одаренный портретист и пейзажист.
В 1634 году он переехал в Рим, где приобрел известность изображениями характеристичных, полных жизни сцен из быта пастухов, солдат и бандитов, но, благодаря своим сатирам и в особенности двум картинам: «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», до такой степени восстановил против себя римское общество, что должен был удалиться в Неаполь. Когда там вспыхнула революция Мазаниелло, он принял участие в ней.
В период 1650-1660 годов работал во Флоренции, при дворе великого герцога Джан Карло Медичи, по временам посещая Рим. Наконец, снова поселился в этом городе.
В последние годы своей жизни Роза усердно занимался гравированием. Всего им исполнено 86 офортов собственной композиции, из которых многие могут быть причислены к лучшим созданиям художника и в хороших оттисках очень ценятся любителями эстампов, таковы, например, «Св. Вильгельм пустынник», «Платон и его ученики», «Воин, сидящий на холме» и др.
Саркастичный фантазер, Роза сделал собственную жизнь предметом искусства: так, во Флоренции он образовал из кружка друзей салон пародийных театральных импровизаций под названием «Академия ушибленных». Сам выступал (с масками пройдох Ковьелло и Паскарьелло) в домашних инсценировках в духе комедии «дель арте», активно участвовал в городских карнавалах.
Снискал известность Роза и как музыкант. Написал ряд стихотворных сатир («Поэзия», «Живопись», «Война», «Музыка», «Вавилон», «Зависть»); эти сочинения были изданы лишь посмертно, в 1695 году, и тут же внесены в Индекс запрещенных книг.
Скончался Сальватор РОЗА 15 марта 1673 года в Риме.
20 июня
В 1949 году родился Лайонел Ричи (штат Алабама), американский поп-исполнитель, который наряду с Майклом Джексоном и Принсом царил на олимпе мировой поп-музыки в первой половине 1980-х годов.
Ричи получил известность в качестве вокалиста и саксофониста вокального трио «The Commodores», для которых он написал букет безупречных баллад в стиле «quiet storm» («Three Times a Lady», «Still» и др.). К концу 1970-х годов «The Commodores» был самым прибыльным проектом легендарного ритм-энд-блюзового лейбла Motown.
В 1980 году Лайонел написал и спродюсировал «Lady» – самый большой хит в карьере кантри-певца Кенни Роджерса, на протяжении многих недель лидировавший в «Billboard Hot 100». В следующем году он выпустил «Endless Love» – дуэт с музыкальной легендой Дайаной Росс. Эта тема из мелодрамы «Бесконечная любовь» стала самым успешным синглом в истории лейбла и одним из самых кассовых в истории поп-музыки 1980-х годов. После того как запись провела на вершине американских чартов 9 недель, Ричи принял решение покинуть «The Commodores» ради сольной карьеры, что и сделал в 1982 году после выхода его альбома «Lionel Richie».
Год за годом Ричи лидировал в американских чартах с чередой проникновенных баллад («Truly», «Hello»). На протяжении 9 лет не было ни одного года, чтобы на вершине составляемого журналом «Billboard» хит-парада синглов не отметилась песня, написанная Ричи для себя, либо других исполнителей.
Кульминацией его карьеры стал выход альбома «Can’t Slow Down» (1984), удостоенного «Грэмми» в самой почётной номинации – за лучший альбом года. В том же году Ричи выпала честь закрывать своим выступлением Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.
В 1985 году Ричи принял участие в работе над саундтреком к фильму «Белые ночи». Прозвучавшая в этом фильме песня «Say You Say Me» стала одним из его крупнейших хитов и собрала обильный урожай наград, включая «Оскар» за лучшую песню к фильму. В том же году он вместе с Майклом Джексоном написал заглавную песню благотворительного проекта «We Are the World», которая была признана самым продаваемым синглом года.
В 1987 году Ричи объявил о перерыве в своей творческой деятельности, и только в 1996 году на полки музыкальных магазинов поступил новый альбом «Louder Than Words».
Наиболее успешным из альбомов позднего Ричи был «Coming Home», вышедший в 2006 году.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_июня #Р__
20 июня
1927 года родился Вячеслав Михайлович КОТЁНОЧКИН (в Москве), советский режиссёр, художник и аниматор. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
* * * * *
В годы Великой Отечественной войны (с 1942 года) учился в артиллерийской спецшколе. Был направлен в противотанковое артиллерийское училище в Пензе, которое окончил в 1945 году.
Война закончилась раньше, чем закончилась учёба в училище. И тут произошла встреча, которая определила судьбу будущего аниматора. Котёночкин познакомился с выдающимся мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, узнав о том, что Вячеслав когда-то занимался в изостудии при Дворце пионеров и немного рисует, посоветовал ему попытаться поступить на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм».
Конкурс был огромный, но Котёночкину повезло, его приняли, и, что самое главное, он окончил эти курсы. Не всем зачисленным художникам это удалось – слишком специфическая эта профессия – художник-мультипликатор. Кроме того, что надо отлично рисовать, надо чувствовать движение, обладать актёрским талантом, быть музыкальным…
Началась работа на студии, Котёночкин участвовал как мультипликатор в огромном количестве фильмов, работал с разными выдающимися режиссёрами, классиками советской анимации, учился у них.
В начале 1960-х годов Вячеслав Михайлович пробует себя в качестве режиссёра. Дебют был удачным – один из первых его фильмов – «Следы на асфальте», получает серебряную медаль на фестивале в Будапеште.
Он принимал участие в создании более 80-ти картин. Увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов. Как режиссёр часто снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», делал анимационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» и «Всё для вас».
И вот в 1968 году выходит первая серия «Ну, погоди!». Ни до, ни после, ни один отечественный мультфильм не имел такого оглушительного успеха у зрителя. Мешками приходили письма, проводилось бесчисленное количество творческих встреч во всех уголках страны. Зрители просили продолжения. И фильм, который изначально не планировался как сериал, стал самым длинным мультсериалом советских времён.
В 1988 году он был удостоен Государственной премии СССР.
В 1999 году вышла книга воспоминаний прославленного режиссёра-мультипликатора «Ну, Котёночкин, погоди!».
Скончался Вячеслав Михайлович КОТЁНОЧКИН 20 ноября 2000 года в Москве.