22 июля
1860 года родился Поль Густав ФИШЕР (в Копенгагене), датский художник, чьи произведения были широко распространены и хорошо известны в Европе перед I-й мировой войной и по ее окончанию.
* * * * *
Учился у Меллера, продолжил образование в Королевской академии искусств.
Первый успех пришёл, когда он создал цикл работ отражающих городскую жизнь. Богатая палитра этих работ отличалась светлыми тонами и очень нравилась публике не только Копенгагена. Он много работает, участвует в выставках в Норвегии, Швеции.
Три года Фишер провел в Париже, путешествовал и работал в Германии, Италии. Примерно в это же время он также рисует яркие, солнечные сцены купания, некоторые с обнаженными женщинами.
Тогда же у него появился интерес к плакатам, вдохновленный Теофиль Стейнленом и Анри де Тулуз-Лотреком.
Он также работал с иллюстрациями к детским книгам.
Скончался Поль Густав ФИШЕР 1 Maя 1934 года.
22 июля
1911 года родился Эммануил Ноевич ЕВЗЕРИХИН (в Ростове-на-Дону), фотожурналист, классик советской фотографии.
* * * * *
Желание фотографировать появилось у него еще в школьные годы. В 15-летнем возрасте Эммануил превратил свое увлечение в работу и регулярно посылал негативы в ростовское отделение Телеграфного агентства Советского союза (ТАСС). В итоге ученик 7-го класса становится внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону, а чуть позже Евзерихин начал работать фотографом в Театре рабочей молодежи (ТРАМ). Уже тогда в его творчестве формировался уникальный, собственный стиль документальной фотографии.
Знаковым событием в жизни молодого фотографа стало знакомство на одной из конференций в Ростове-на-Дону с главным редактором журнала «Советское фото» С.В. Евгеновым, который и заприметил талант в юноше. Став главой образованной в 1931 году организации «Союзфото», он пригласил Евзерихина к себе в качестве фотокорреспондента.
Работая в Москве, Эммануил Ноевич получил возможность снимать главные события советской эпохи: VII-й Конгресс Коминтерна и VIII-й Всесоюзный чрезвычайный съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство Москвы 1930-х годов, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал выдающихся людей своего времени. Ведущие советские газеты и журналы того периода украшали свои передовицы и обложки снимками Евзерихина.
С началом Великой Отечественной войны появляется острая необходимость в военных фотокорреспондентах, и его приглашают в «Фотохронику ТАСС». С камерой наперевес Евзерихин прошел всю войну, снимая на многих фронтах. Он стал настоящим фотопоэтом Сталинградской битвы.
Эммануил Ноевич участвовал в операции по взятию Кенигсберга, в освобождении Минска, снимал бои за освобождение городов Польши и Чехословакии, в том числе и Праги. По окончании войны фотограф был награжден двумя Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II-й степени и медалями СССР.
Вернувшись с фронта, Евзерихин продолжил свою работу. В послевоенные годы он документировал восстановление страны на фотопленку. Возрождение заводов, строительство домов по всей стране, многочисленные праздничные демонстрации, крупномасштабные выставки – все это осталось потомкам на память благодаря работе фотографа. Многие его снимки стали своеобразным свидетельством эпохи, а места и предметы съемки стали классическими для советской фотографии.
Работая в ТАСС, мастер преподавал основы искусства фотографии в Заочном Народном Университете искусств, выступал с лекциями по стране.
Скончался Эммануил Ноевич ЕВЗЕРИХИН 28 марта 1984 года в Москве, похоронен на Донском кладбище.
22 июля
В 1878 году родился Януш КОРЧАК /наст. имя – Генрик Гольдшмит/ (в Варшаве), выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения.
В годы II-й мировой войны он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми – воспитанниками «Дома сирот», приняв вместе с ними смерть в газовой камере.
Корчаку принадлежит авторство свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», а также «Право ребёнка на уважение»).
* * * * *
В своих «Воспоминаниях» он пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в метрической справке Януша Корчака о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком – на польский манер.
Школьные годы будущего педагога прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором – французский и немецкий, в третьем – греческий.
После смерти отца в 1896 году их семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.
В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом следующего года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами. Получив диплом врача, он в период 1903-11 годов работал в еврейской детской больнице, а также воспитателем в летних детских лагерях. В 1904-05 годах принимал участие в Русско-японской войне.
В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями. В 1911 году он оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот», которым руководил до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.
В период 1914–1918 годов педагог находился в Киеве, где занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».
Вернувшись в Варшаву, Януш Корчак руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.
Он считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 годах, посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.
С приходом в Германии к власти Гитлера и ростом антисемитизма в Польше в нем пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1940 году Януш Корчак вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.
В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации «Дома сирот», он вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми пошёл на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинка.
Педагог отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться со своими детьми, 6 августа 1942 года он вместе с ними вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Януш КОРЧАК держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
--------------------------------------------—
Смотри «10 заповедей родителям от Януша Корчака…» по ссылке:
http://media-polesye.by/news/10-zapovedey-roditelyam-ot-yanusha-korchaka-cheloveka-voshedshego-v-gazovuyu-kameru-vmeste-s
--------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_июля #К__
22 июля
1946 года родилась Мирей МАТЬЕ (в Авиньоне), выдающаяся французская эстрадная певица, хорошо известная и любимая многими далеко за ее пределами.
Эта хрупкая женщина стала символом целой эпохи, визитной карточкой Франции. Не случайно именно с нее вылепили скульптуру Марианны – национальной героини.
Морис Шевалье, мэтр французской эстрады, сказал, что она «всегда ходит по солнечной стороне улицы».
Песни в исполнении Матье – это продолжение традиций мастерства Джуди Гарланд, Мориса Шевалье, Шарля Азнавура. Проникновенная лирика, доверительность и высокая вокальная культура – основные слагаемые успеха Матье. Самые большие престижные залы всего мира ей удалось превратить в уютное домашнее варьете, в котором гости видят друг друга и становятся близкими друзьями.
Короткую фирменную стрижку с челкой длиной до середины лба, задавшую некогда моду всему СССР, певица не меняла на протяжении всей карьеры, и по сей день это является её визитной карточкой.
* * * * *
Из семьи каменщика, она была старшей из 14 детей. Семья жила очень бедно и в 13-летнем возрасте Мирей бросив школу, устроилась работать на фабрику.
С детства девочка увлекалась пением и во многом была обязана этим своему отцу, прекрасному тенору. Она пела в церковном хоре, а также в дуэте со своим отцом, страстно любившим оперу. В 16 лет приняла участие в городском конкурсе и заняла 2-е место. В 1965 году она сумела победить на этом конкурсе, и мэрия Авиньона послала её в Париж для участия в телешоу «Игра фортуны» канала «Теле-Диманш».
Впервые Мирей Матьё появилась перед французскими телезрителями 21 ноября 1965 года с песней «Jezebel». Её выступление вызвало фурор – многим казалось, что на сцене вновь выступает Эдит Пиаф, – так похож был голос Мирей на голос легендарной певицы.
Через день после выступления на телевидении продюсер Джонни Старк подписал контракт с отцом Мирей, и через 4 недели девушка появилась на сцене Олимпии, самого престижного концертного зала Франции.
Она начала учиться ремеслу профессиональной певицы: вокалу, нотной грамоте, умению держаться на сцене, правильной речи и этикету. Первый диск Матье с песней «Mon credo» композитора Поля Мориа за полгода разошёлся во Франции тиражом в 1 млн. экз.
Мирей Матьё становится «послом французской песни». Продав более 100 млн. пластинок по всему миру и имея репертуар, состоящий более чем из 1000 песен на французском, немецком, английском, итальянском, испанском, провансальском, каталанском, японском, китайском, русском и финском языках, она пела перед самой разной публикой, во многих странах. Мирей была первым западным исполнителем, давшим концерты в Китае.
Летом 1967 года она впервые в составе французского мюзик-холла выступила в СССР, впоследствии неоднократно приезжала в Россию и после распада Советского Союза.
С начала 1970-х годов Матье не выступала во Франции, вернувшись на сцену «Олимпии» лишь в конце 1985 года. Следующие большие концерты певицы состоялись 5 лет спустя во Дворце Конгрессов по приглашению президента страны Франсуа Миттерана.
В 1990-х годах вышли альбом-посвящение Эдит Пиаф (1993) и «Vous lui direz…» (1996). Мирей Матье сама сочиняет песни, активно гастролирует.
Она награждена орденом Почетного легиона. В ноябре 2005 года певице была вручена специально созданная для нее почетная награда «Рубиновый Диск», приуроченная к 40-летию творческой деятельности.
4 ноября 2010 года Мирей МАТЬЕ был вручен орден Дружбы за большой вклад развитие культурных связей с Россией.
22 июля
1932 года родился Оскар де ла РЕНТА /наст. имя – Оскар-Аристид Рента-Фиальо/ (в Санто-Доминго, Доминиканская Республика), американский модельер доминиканского происхождения, основатель компании «Oscar de la Renta». На протяжении полувека одевал высший свет в платья, подобные произведениям искусства, а начиная с Жаклин Кеннеди – всех первых леди США (Нэнси Рейган, Лору Буш и Хиллари Клинтон).
Он знаменит своими платьями для светских мероприятий, а также роскошным свадебным платьями. Дважды был президентом Совета американских модельеров, создавал коллекции для дома «Пьер Бальмен», стал первым американцем, возглавившим парижский дом высокой моды.
Оскар де ла Рента – история бренда и платья. Дом «Oscar de la Renta» – это непринуждённость, грациозность, великолепие. Его страсть – дизайн, платья, интерьеры и его собственный сад в Каса де ла Мадера.
Это он ввёл в обиход такое понятие, как «жертва моды». В США существовала крылатая фраза: «на „Оскара“ оденемся от Оскара».
* * * * *
Выходец из семьи владельца страховой компании, он в 19-летнем возрасте поехал в Испанию, где учился в Мадридской академии искусств. Подрабатывал, рисуя модели женской одежды для газет и местных ателье.
В 1956 году жена американского посла Франческа Лодж, увидев его рисунки, заказала ему дизайн выпускного платья для своей дочери. Фотография Беатрис в этом бальном платье появилась на обложке журнала «Life», после чего Оскар увлёкся модой. Он стал рисовать для ведущих испанских домов моды, и вскоре был принят в качестве рисовальщика на работу к Кристобалю Баленсиаге, которого впоследствии рассматривал как своего учителя. В 1961 году Рента переехал в Париж, где стал ассистентом испанского модельера Антонио Кастилло, работавшего для дома моды «Ланвен».
После переезда в 1963 году в Нью-Йорк, Оскар стал работать в качестве модельера для модной империи Элизабет Арден. Через два года перешёл к Джейн Дерби, ведущему модельеру готовой женской одежды в США, тогда же начал выпускать одежду под маркой «Оскар де ла Рента для Джейн Дерби».
Американское гражданство Оскар де ла Рента получил в 1969 году, а в 1974 – к нему перешёл полный контроль над домом моды Дерби, который отныне стал работать под его именем.
В 1992 году он был приглашён создавать коллекции для дома моды «Пьер Бальмен», став первым американцем, возглавившим парижский дом высокой моды. Работал для этого дома до 2002 года.
В 2001 году его компания стала производить украшения, обувь и сумки и прочие аксессуары, коллекции подвенечных платьев. В 2012 году запустил производство детской одежды и товаров для дома.
Скончался Оскар де ла РЕНТА 20 октября 2014 года в городе Кент (штат Коннектикут, США).
На тот момент он являлся старейшим действующим модельером США.
22 июля
1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ (в городе Глубокое, Виленская губерния, Российская империя; ныне Витебская обл., Белоруссия), советский авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, доктор технических наук, профессор. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат трех Государственных премий, лауреат премии № 1 им. А.Н. Туполева.
* * * * *
Окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию, с июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.
В 1916 году был призван в армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в I-й мировой войне на Северо-Западном фронте; в марте 1918 года был демобилизован.
Вернувшись в родные края, работал учителем средней школы, инструктором промышленной кооперации.
В сентябре 1920 года снова приехал в Москву. После окончания Московского высшего технического училища им. Баумана распределён на работу инженером-конструктором в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства; в будущем стал основой конструкторского бюро (КБ) А.Н. Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Активно участвовал в разработке самолётов Туполева: АНТ-3, ТБ-1, АНТ-5, ТБ-3, Р-6, Р-7, И-5, АНТ-13, АНТ-14, АНТ-17. С октября 1930 года – начальник бригады АГОС; выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.
С мая 1932 года – начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная конструкторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М. Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис («Родина»), на котором женский экипаж М. Расковой, П. Осипенко и В. Гризодубовой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва–Дальний Восток.
С мая 1936 года – он уже заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР, работал над ближним бомбардировщиком ББ-1 (в серийное производство запущен не был).
С февраля 1939 года – главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
С апреля 1940 года – главный конструктор авиазавода № 289, на базе КБ которого выросло знаменитое на весь мир конструкторское бюро Сухого (ныне – ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года – директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени). В 1949-1953 годах стал заместителем главного конструктора в КБ А.Н. Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука; истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15; истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и др. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.
Всего под руководством Сухого разработано более 50 конструкций самолётов
На самолетах его конструкции установлены 2 мировых рекорда высоты (1959, 1962) и 2 мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).
Скончался Павел Осипович СУХОЙ 15 сентября 1975 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
22 июля
1882 года родился Эдвард ХОППЕР (в Найаке, штат Нью-Йорк), популярный американский художник, видный представитель американской жанровой живописи, один из крупнейших урбанистов XX века.
Он был равнодушен к формальным экспериментам. Современники, которые в соответствии с модой увлекались кубизмом, футуризмом, сюрреализмом и абстракционизмом, считали его живопись скучной и консервативной.
Хоппера называют «мечтателем без иллюзий» и «поэтом пустых пространств». Он рисовал пронзительно безжизненные интерьеры и пейзажи: железные дороги, по которым никуда не уехать, ночные кафе, в которых не укрыться от одиночества.
Один из биографов писал: «О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков».
* * * * *
Выходец из семьи владельца магазина он с детства любил рисовать. В 1899 году переезжает в Нью-Йорк и учится в школе художников по рекламе. Предполагая стать книжным иллюстратором, Хоппер трижды посещал художественные столицы Европы, но остался равнодушен к авангардным течениям в живописи.
Живопись не давала прибыли, поэтому он работал в рекламном агентстве, делал иллюстрации для газет.
Первую свою гравюру Хоппер выполнил в 1915 году. Всего он сделал около 60 офортов, лучшие из которых в период 1915-1923 годов. Здесь проявилась основная тема его творчества – одиночество человека в американском обществе и в мире.
К середине 1920-х годов Хоппер вырабатывает собственную художественную манеру, которой остаётся верен до конца жизни. В его фотографически выверенных сценах из современной городской жизни (зачастую выполненных акварелью) одиноко застывшие, безымянные фигуры и чёткие геометрические формы предметов передают ощущение безысходной отчуждённости и затаённой в повседневном угрозы.
Основным вдохновением Хоппера как художника становится город Нью-Йорк, а также провинциальные города. Герои его картин – это разочарованные, одинокие, опустошенные, застывшие люди, изображенные в барах, кафе, гостиницах («Комната – в гостинице», 1931; «Западный мотель», 1957).
В 1920-х годах имя Эдварда Хоппера вошло в американскую живопись. Он имел учеников, поклонников. Хоппер открыл новый жанр – портрет дома – «Дом Тэлбота», «Дом Адамса», «Дом капитана Килли», «Дом у железной дороги».
Успех принес Хопперу и материальный достаток, он оставляет свою работу в рекламном агентстве. В 1933 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал персональную выставку Эдварда Хоппера, которая принесла ему огромный успех и всемирную славу. После нее художника приняли в Национальную академию рисунка.
Не обращая на успех и внимание, он продолжал плодотворно работать до 1964 года.
Скончался Эдвард ХОППЕР 15 мая 1967 года в Нью-Йорке.
Многочисленные репродукции произведений Хоппера и их кажущаяся доступность (в сравнении с «высоколобым» авангардом французского искусства) сделали его одним из самых популярных художников в США.
22 июля
В 1946 году родился Борис Яковлевич /Янкелевич/ ЭЙФМАН (в Рубцовске, Алтайский край), российский хореограф, балетмейстер, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана. Народный артист России.
Окончив хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища, в 1962-66 годах руководил детской хореографической студией во Дворце пионеров.
В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Первой постановкой и дипломной работой Эйфмана стал балет «Гаяне» (музыка А. Хачатуряна).
В 1970-77 годах Эйфман был балетмейстером Ленинградского хореографического училища им. А. Вагановой (ныне Академия русского балета). Для студентов он поставил спектакли «Фантазия» (музыка А. Аренского), «Русская симфония» (музыка В. Калинникова), «Жизни навстречу» (музыка Д. Кабалевского), «Души прекрасные порывы» (музыка Р. Щедрина) и др. По некоторым постановкам Бориса Эйфмана («Икар», музыка А. Чернова и В. Арзуманова; «Блестящий дивертисмент», музыка Ф. Глинки и др.) в 1970-х годах были сняты фильмы-балеты.
В 1977 году при Ленконцерте он организовал Ленинградский ансамбль балета, который сначала назывался «Новый балет» (ныне Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана). Для него создано подавляющее большинство его произведений. Зачастую Эйфман сочинял не только хореографию, но и был либреттистом, а в некоторых случаях – и художником. В 1975 году на сцене Кировского театра (ныне Мариинский) состоялась премьера спектакля «Жар-птица» (музыка И. Стравинского). Спектакль имел большой успех, именно с него началась широкая известность балетов Эйфмана.
Ныне театр, возглавляемый Эйфманом, – это коллектив, пользующийся успехом в стране и за рубежом. Он завоевал мировое признание, постоянно гастролируя по странам Европы, Азии, Америки, Африки. В театре в разное время работали выдающиеся танцовщики: В. Ганнибалова, Н. Долгушин, М. Лиепа, Дж. Марковский, В. Михайловский, В. Морозова, А. Осипенко. Сегодня замыслы хореографа реализуют прекрасные танцовщики: М. Абашова, Н. Змиевец, Н. Поворознюк, А. Ситникова, О. Габышев, О. Марков, А. Турко, Д. Фишер и др.
В 2009 году на сцене Александринского театра состоялась премьера балета «Онегинъ.Online», рассказывая о котором Эйфман пояснил, что приставка «Online» в названии призвана подготовить зрителей к тому, что они увидят не совсем то, что прочли в романе Пушкина.
В апреле 2010 года года Борис Эйфман привозил на гастроли в Москву свой балет «Онегин», а в январе 2011 года – одну из своих лучших постановок, признанную в России и за рубежом – «Анну Каренину».
Постановки Эйфмана обращены к широкому зрителю и пользуются колоссальным успехом. После многих лет борьбы за выживание театра, после попыток вытеснить его в эмиграцию, Эйфман добился признания на родине. Он – профессор Академии русского балета, Народный артист России, лауреат Государственной премии России и премий «Триумф», «Золотой софит», «Золотая маска» и др.
Также он награжден французским Орденом искусств и литературы. После первых гастролей в Нью-Йорке в 1998 году театр Эйфмана (единственный из зарубежных коллективов) получил ангажемент на ежегодные выступления в Линкольновском центре искусств, а Эйфмана критики называли первым балетмейстером мира.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_июля #Э__
22 июля
В 1887 году родился Густав Людвиг ГЕРЦ (в Гамбурге), немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1925 году «за открытие законов соударения электрона с атомом» (совместно с Джеймсом Франком). Племянник знаменитого Генриха Герца.
Обучался с 1909 по 1911 год в центрах современной на тот период физики – Гёттингене, Мюнхене и Берлине. Защитил диссертацию под руководством Генриха Рубенса в Берлине и стал ассистентом в физическом институте Университета Гумбольдта в Берлине.
Совместно с доцентом того же университета, физиком Джеймсом Франком, Герц разработал в 1912-13 годах опыты по соударению электронов с атомами, которые впоследствии оказались существенным подтверждением Боровской теории атома и квантовой механики. Эксперимент известен теперь под именем эксперимента Франка–Герца. В 1925 году Герц и Франк получили за это Нобелевскую премию по физике.
В 1935 году отказался от профессуры по причине еврейского происхождения. Герц предпочёл работу исследователя в промышленности. Специально для него была создана лаборатория «Siemens-Forschungslaboratorium II». На фирме «Сименс» Герц занимался диффузионными разделительными установками лёгких изотопов, которые стали впоследствии основной технологией при обогащении урана для производства атомной бомбы. По этой причине его, совместно с Манфредом фон Арденне, Максом Штеенбеком и другими атомными специалистами, специальное отделение Красной Армии в апреле 1945 года перевезло в Сухуми, где Герцу суждено было возглавить исследовательскую лабораторию, состоящую из немецких специалистов.
По результатам работы института в Сухуми Густав Герц был награждён Сталинской премией II-й степени совместно с Д. Барвихом и Ю. Крутковым за исследования динамики и устойчивости каскадов газодиффузионного разделения изотопов урана. Осенью он стал директором физического института в Университете им. Карла Маркса в Лейпциге, членом Академии наук ГДР и сооснователем исследовательского совета ГДР. Иностранный член АН СССР. Занимал центральное место в развитии ядерной физики в ГДР посредством издания трёхтомного учебника по ядерной физике.
Скончался Густав Людвиг Герц 30 октября 1975 года в Берлине.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_июля #Г__