28 ноября
В 1934 году родился Александр Александрович СОКОЛОВ, известный советский и российский художник и график, журналист, фотограф, один из талантливейших шестидесятников среди русских художников второй половины XX века.
* * * * *
За свою долгую творческую жизнь он создал множество портретов, используя живую встречу со своими героями. Рисовал деятелей культуры и политики, среди которых Э. Хемингуэй, Ф. Миттеран, Б. Клинтон, С. Лорен, К. Кардинале, Ф. Феллини, Ж. Филипп, Ж. Маре, Д. Шостакович, Р. Кармен, Р. Гамзатов и многие другие. Художник часто использовал фотографию для создания своих графических импровизаций, собирая досье из журналов и газет.
В 1959 году Александр Соколов изобразил многих деятелей мирового кино с первого Московского Международного кинофестиваля.
Был главным художником журнала «Журналист».
Всего же его «рисунография» насчитывает более 600 портретов известнейших имен из 30 стран нарисованных «вживую». Русский писатель Василий Макарович Шукшин был одним из особо почитаемых у художника.
Его друг, фотограф и поэт Валерий Корешков, называвший Александра Соколова «советским Пикассо», составил альбом с работами художника – «Александр Соколов. XX век в эпоху маэстро Соколова»; размышлениями же о творчестве графика поделился литературовед Лев Александрович Аннинский.
Скончался Александр Александрович СОКОЛОВ 20 ноября 2004 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #С__
28 ноября
В 1845 году родился Николай Львович СКАДОВСКИЙ (в местечке Белозёрка, Херсонская губерния, Российская империя), российский жанровый живописец, известный в конце XIX века мастер бытовых картин, один из основателей Товарищества южнорусских художников.
Он был прекрасным рисовальщиком, обладал чрезвычайно утонченным мастерством; менял технику в зависимости от творческого задания.
* * * * *
Выходец из дворянской семьи старинного польского рода, Николай детство провёл в Одессе. По окончании Ришельевской гимназии в 1865 году он поступил на медицинский факультет Московского университета. В то же время записался и вольнослушателем в Московское училище живописи, где тогда уже господствовала зародившаяся школа русского реального жанра.
Не будучи, однако, в состоянии совместить серьёзное занятие живописью с изучением медицины, перешел на юридический факультет, чтобы иметь больше времени для занятия своим любимым делом. В 1869 году окончил университетский курс и свои посещения школы живописи, где получил медаль за этюд, и всецело отдался искусству.
В дальнейшем закончив обучение в Дюссельдорфской Академии художеств, Скадовский едет работать в Италию, посещает Париж и Вену. Будучи человеком состоятельным, всё своё время мог посвятить работе в картинных галереях, где изучал лучшие образцы, а с 1876 года стал работать в своём собственном ателье, в родном селе Белозёрка. Первая его картина на выставке Общества поощрения художников появилась в 1879 году.
Но пребывание вдали от художественной жизни не могло удовлетворить Скадовского, и он в конце 1870-х годов поселился в Одессе. Тогда здесь плодотворно работало Общество любителей изящных искусств, часто экспонировались выставки передвижников и местных художников – воспитанников школы рисования. Его дом стал своеобразным культурным центром.
Несмотря на заметные успехи в создании портретов и пейзажей, Скадовский основную свою задачу видел в дальнейшем совершенствовании мастерства жанриста.
В 1882 году его картина «Кабацкий оратор» была приобретена для Третьяковской галереи; в 1883 году Общество поощрения художников выдало ему премию за картину «Бесприютные».
Николай Львович был страстным охотником и за годы своей творческой деятельности создал большое количество произведений на охотничьи сюжеты. С большой симпатией он рисовал образы крестьян.
Всего художником написано свыше 100 картин, большинство из которых появлялось на выставках в южных городах России. Хотя картины Скадовского по манере письма несколько сухи и не блещут особой колоритностью, но в них много характерных типов, видно старательное изучение быта, и содержание их представляет несомненный интерес.
В марте 1890 года Скадовский становится одним из инициаторов создания в Одессе «Общества южнорусских художников». Смерть настигла художника неожиданно...
Скончался Николай Львович СКАДОВСКИЙ 23 июня 1892 года в своем имении Белозёрка в 46-летнем возрасте, не успев осуществить многих творческих замыслов.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #С__
28 ноября
В 1956 году родился Роберто ДЗАНЕТТИ (в Масса, Тоскана), итальянский певец, композитор и автор текстов. Как музыкант более известен под псевдонимом Savage, как продюсер — Robyx. Характерный представитель итало-диско 1980-х годов.
В 14 лет начал учиться игре на фортепиано.Первый успех пришел к нему в составе группы «Santarosa» с хитом «Souvenir», который в 1978 году был продан в Италии в количестве более 200 000 экземпляров.
В 1980 году он совместно с Адельмо Форначари основывает группу «Taxi», которая становится победителем песенного фестиваля в Кастрокаро в 1981 году.
С 1983 года он вплотную работает над собственным проектом «Savage», позаимствовав имя у героя любимых комиксов.
Является основателем нескольких звукозаписывающих.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #Д__
28 ноября
В 1946 году родился Дэвид ДУБИЛЕ (в Нью-Йорке), самый известный в мире подводный фотограф.
Большую часть детства провёл на побережье в Нью-джерси. В возрасте восьми лет Дэвид занялся подводным плаванием в летнем лагере в Адирондаке. К двенадцати годам начал делать свои первые подводные фото, используя камеру «Brownie Hawkeye», упакованную в резиновый мешок. С тех пор мастерство Дубиле шагнуло вперед – у него было много лет, чтобы освоить приемы работы с водой и светом и стать одним из самых известных в мире подводных фотографов. С момента своего первого сотрудничества с «National Geographic Magazine», Дубиле опубликовал в журнале около 70 историй о подводной жизни.
Дубиле возит в каждую из своих поездок сразу несколько камер. Изобретательность Дэвида позволила ему придумать особый объектив, который может снимать и под водой, и над водой одновременно.
В 1970 году Дубиле окончил Колледж массовых коммуникаций Бостонского Университета .
Дубиле – один из основателей профессиональной организации фотографов, выступающей за сохранение природного и культурного наследия.
Дэвид выступает в качестве пишущего редактора для нескольких изданий. Кроме того, он опубликовал 12 собственных книг. Он является членом Академии достижений, Королевского фотографического общества, Международного Зала Славы дайвинга. Кроме того, он попечитель Института исследования акул.
В 1971 году он начал снимать для «National Geographic». На его счету невероятные снимки больших белых акул, рыб-фонарей, камбал, существ из подводной пустыни, флуоресцентных кораллов и затонувших кораблей времён Второй Мировой.
О своей работе сам Дубиле говорит – «Моя задача – сделать фотографию места, которое никто ещё никогда не видел… или же сделать особенную фотографию того места, которое все уже видели».
Несмотря на то, что большую часть работы Дубиле делает для «National Geographic», его фотографии публикуют во многих книгах и журналах по всему миру.
Его другие работы представляют собой рекламные кампании фирм «Kodak», «Fa Soap», «Vitaspa», «Seagrams», и «Microsoft», а его талант как фотографа использовался в двух фильмах – «Бездна» и «Всплеск».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #Д__
28 ноября
В 1961 году родился Альфонсо КУАРОН (в Мехико), актер, режиссер, продюсер, сценарист.
В Национальном независимом университете в Мехико он изучал философию и искусство кино, после окончания университета работал на мексиканском телевидении техническим специалистом, а затем режиссером. В 1991 году состоялся его дебют на большом экране.
В 1995 году Куарон выпустил первый художественный фильм «Маленькая принцесса» – адаптированную версию классического романа Ф.Баррета. Очередным фильмом вновь была экранизация – современная версия «Больших надежд» Чарльза Диккенса с Итаном Хоуком, Гвинет Пэлтроу и Робертом де Ниро в главных ролях.
В 2003 году Альфонсо Куарон снял фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана». Куарон столкнулся с критикой от некоторых фанатов Поттера, не разделивших его взгляд на то, каким должен быть этот фильм. Между тем, автор книг, Дж. К. Роулинг, заявила, что это ее любимая экранизация. В итоге фильм был принят лучше, чем предшествующие, а некоторые критики отметили, что это первый фильм, правдиво передавший сущность романа.
Последний проект Куарона – фильм «Дитя человеческое»– адаптация романа Ф.Д.Джеймс с Клайвом Оуэном, Джулианной Мур и Майклом Кэйном в главных ролях, получившая широкое признание критиков и три номинации Американской Киноакадемии. Сам Куарон получил номинации за "Лучший монтаж" и "Лучший Адаптированный сценарий.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #К__
28 ноября
В 1881 году родился Стефан ЦВЕЙГ (в Вене), австрийский писатель, критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий.
Его новеллы – «Амок» (1922), «Смятение чувств» (1927), «Мендель-букинист» (1929), «Шахматная новелла» (1941), а также цикл исторических новелл «Звёздные часы человечества» (1927) – сделали имя Цвейга популярным во всём мире. Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Автор не устает убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть.
Он был дружен с такими известными людьми, как Эмиль Верхарн, Ромен Роллан, Франс Мазерель, Огюст Роден, Томас Манн, 3игмунд Фрейд, Джеймс Джойс, Герман Гессе, Герберт Уэллс, Поль Валери, Максим Горький, Рихард Штраус, Бертольд Брехт.
* * * * *
Выходец из семьи владельца текстильной фабрики, Стефан, окончив в 1900 году гимназию, поступил в Венский университет, где изучал философию и в 1904 году получил докторскую степень. Уже в студенческую пору на собственные средства опубликовал дебютный сборник своих стихов «Серебряные струны» (1901).
Стихи написаны под влиянием Гофмансталя, а также знаменитого Р.М. Рильке, которому Цвейг рискнул отправить свой сборник. Рильке прислал в ответ свою книгу. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке в 1926 году.
Судьба благоволила к молодому писателю изначально: помимо одобрения от Рильке, на несколько стихотворений Цвейга написал романсы известный композитор Рихард Штраус, положительно отзывался о его творчестве Максим Горький, Цвейга активно издавали и переводили.
В 1905-06 годах он много путешествовал. Начав с Парижа и Лондона, Цвейг впоследствии съездил в Испанию, Италию, затем его путешествия вышли за пределы континента, он побывал в Северной и Южной Америке, Индии, Индокитае.
Во время I-й мировой войны писатель был служащим архива Министерства обороны, имел доступ к документам и не без влияния доброго друга Ромена Роллана превратился в пацифиста, сочинял статьи, пьесы, новеллы антивоенной направленности. Самого Роллана он назвал «совестью Европы». В эти же годы Цвейг создал ряд эссе, главными героями которых были М. Пруст, Т. Манн, М. Горький и др. На протяжении 1917-18 годов он проживал в Швейцарии, а в послевоенные годы местом его жительства стал Зальцбург.
В период 1920-28 годов выходят биографии известных людей, объединенные названием «Строители мира» (Бальзак, Федор Достоевский, Ницше, Стендаль и др.). Параллельно Стефан Цвейг занимался новеллами, и произведения именно этого жанра превратили его в популярного писателя не только у себя в стране и на континенте, но и во всем мире.
Последний период его жизни связан с постоянной сменой места жительства. Будучи евреем, Цвейг не мог оставаться жить в Австрии после того, как к власти пришли фашисты. В 1935 году писатель переезжает в Лондон, но и в столице Великобритании не ощущает себя в полной безопасности, поэтому покидает континент и в 1940 году оказывается в Латинской Америке. На следующий год он временно переехал в США, однако затем вернулся в Бразилию, где обосновался в Петрополисе (пригород Рио-де-Жанейро).
Находясь в другой части света, он не имел возможности общаться с друзьями, испытывал острое чувство одиночества, хотя жил вместе с женой.
В состоянии жестокого разочарования и депрессии Стефан Цвейг и его супруга 23 февраля 1942 года приняли смертельную дозу снотворного и добровольно ушли из жизни, – были найдены в своём доме, держащимися за руки.
Дом Цвейга в Бразилии позднее был превращён в музей и известен теперь как «Casa Stefan Zweig».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #Ц__
28 ноября
В 1757 году родился Уильям БЛЕЙК (в Лондоне, в районе Сохо), английский поэт и художник, мистик.
Он посещал школу только до 10 лет, научившись там лишь писать и читать, а образование получил на дому – его учила мать. Поскольку родители были протестантами и весьма религиозными людьми, то на его мировоззрение сильное влияние оказывала Библия.
Ещё в детстве Уильям Блейк увлёкся копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартена ван Хемскера и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Тогда же он увлёкся и поэзией.
В 1772 году Уильяма на 7 лет отдали в учение к гравёру Джеймсу Бэзиру, в результате Блейк стал профессиональным гравёром.
Через 6 лет он поступил в Королевскую Академию искусств, где проявил себя приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения.
Первый сборник стихов Блейка «Поэтические наброски» вышел в 1783 году. В дальнейшем поэт создает несколько «иллюминированных рукописей», собственноручно гравируя свои стихи и рисунки на медной доске.
При жизни Уильям Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти прерафаэлитами. Он оказал значительное влияние на западную культуру XX века.
Песня «Иерусалим» на стихи Блейка считается неофициальным гимном Великобритании.
Для русского читателя этого поэта открыл Самуил Маршак, который всю жизнь работал над переводами его стихов.
Скончался Уильям Блейк 12 августа 1827 года в Лондоне, в разгар своей работы над иллюстрациями к «Божественной комедии».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #Б__
28 ноября
В 1904 году родился Гьен МИЛИ (в городе Корча), албанский фотограф, мастер техники мгновенной фотографии.
Был назван одним из десяти лучших фотографов современности по версии журнала «Popular Photography» (1958). Он фотографировал Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Френка Синатру, Артура Рубинштейна и многих других представителей элиты.
* * * * *
После окончания школы юноша в 1923 году перебрался на постоянное жительство в Массачусетс (США), где поступил на электротехнический факультет Массачусетского технологического института.
Первая презентация его работ приходится на конец 1930-х годов, когда молодое, но достаточно амбициозное иллюстрированное издание «Life» напечатало несколько снимков Гьена Мили.
Значимым событием в его жизни и творческой деятельности стало знакомство и сотрудничество с профессором электротехники Гарольдом Эдгертоном, который изобрел технику воплощения мгновенной фотографии. Для этого Эдгертон использовал стробоскоп – прибор, представляющий собой источник света с помещёнными перед ним двумя плотными дисками, на каждом из которых есть небольшая прорезь. Один диск неподвижен, второй вращается. Когда прорези совпадают – исследуемый объект освещается. Световые импульсы получаются яркие и часто повторяются.
Совместив это с выдержкой в одну стотысячную секунды, он добился потрясающих результатов. Таким образом, ученый смог сфотографировать каплю молока, что столкнулась с поверхностью, пулю, что прорезает карту и даже первые секунды атомного взрыва. Вся прелесть ранее не виданного мира, что открывалась в этих, и многих других подобных снимках всколыхнула научный мир.
Но Эдгертону не льстила популярность среди деятелей искусства, творцов и художников. Его музой была наука, его целью были лишь факты. Поэтому он с радостью уступил лавры фотохудожника Гьену Мили, который соединил в своем творчестве науку и гармонию. Фотограф с великим энтузиазмом взялся воплощать эстетические аспекты мгновенной фотографии.
Гьен Мили был талантлив не только в фотографии, но и увлекался музыкой, пробовал себя в живописи, он полностью принадлежал миру искусства. Его окружение сплошь и рядом состояло из музыкантов, художников и танцоров. Гьен смог донести миру всю обворожительность остановленного движения.
Увлечение мгновенной фотографией и стробоскопом продолжалось почти десятилетие. После чего фотографу это наскучило. По его словам, он выжал из метода все что мог, а повторятся, не было желания. В роли свободного фотохудожника проявил себя в портретном жанре, фотожурналистике, спортивной фотографии.
Еще одним интересным увлечением Гьена Мили является кинематограф. Фильм о жизни знаменитых музыкантов, что вышел «из-под пера» знаменитого фотографа в 1945 году, и назывался «Jammin' the Blues» даже был номинирован на премию «Оскар».
Вершиной его карьеры становится книга «Третье измерение Пикассо», вышедшая в 1970 году. В неё вошли фотографии огненных фигур, которые рисует знаменитый художник. Книга имела огромнейшую популярность, не столько благодаря широкой известности самого Пикассо, как благодаря таланту фотографа.
Скончался Гьен Мили 14 февраля 1984 года в тени былой славы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #М__
28 ноября
В 1829 году родился Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН (в селе Выхватинец, Подольская губерния), великий российский пианист, выдающийся композитор, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель, основатель первой русской консерватории.
Вошел в историю отечественной и мировой музыки как:
– один из величайших в мире пианистов и создатель русской пианистической школы;
– творчески активный композитор, произведения которого отличаются лирико-романтической направленностью, мелодичностью, выразительностью, тонким использованием восточного колорита;
– основоположник профессионального музыкального образования в России;
– инициатор, организатор и один из основателей «Русского музыкального общества» – ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни.
В числе учеников Рубинштейна были П.И. Чайковский, критик Г. Ларош, пианист И. Гофман и др.
* * * * *
Выходец из небогатой купеческой семьи, игре на фортепиано Антон начал обучаться под руководством матери, а затем стал учеником пианиста А. Виллуана. Впервые публично выступил в 1839 году в Москве; как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем в 1840-43 годах концертное турне по крупным городам Европы. В эти же годы были изданы его первые сочинения.
После краткого пребывания на родине Рубинштейн занимался по теории музыки у З. Дена в Берлине. За границей он пробыл до 1848 года, после чего вернулся и поселился в Петербурге. Здесь развернулась активная деятельность Рубинштейна, как пианиста, так и композитора; к этому же времени относятся и первые его выступления как дирижера. В конце 1840-х – начале 1850-х годов он создал произведения самых разнообразных жанров: симфонии, оперы, фортепианные концерты, романсы и др., в т.ч. замечательные «Персидские песни» Op. 34 (на слова азербайджанского поэта Мирзы-Шафи).
В 1852 году музыкант был назначен придворным пианистом великой княгини Елены Павловны. В 1854-58 годах Рубинштейн концертировал в странах Западной Европы, завоевав мировую славу как пианист-виртуоз, сочинил ряд крупных произведений (оратория «Потерянный рай»).
В эти же годы завязались дружеские отношения между Рубинштейном и Ференцом Листом, сохранившиеся на всю жизнь, несмотря на резкое расхождение творческих направлений этих двух музыкантов.
В 1859 году Рубинштейн стал одним из организаторов, директором и дирижером «Русского музыкального общества». Он основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные (1862) в первую в России консерваторию, директором и профессором которой он был до 1867 года.
Последующие 20 лет Рубинштейн посвятил творческой и концертной деятельности. Наиболее значительными событиями этого периода были концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки (1872-1873), где за 8 месяцев состоялось 215 концертов, и грандиозный цикл «Исторических концертов» (1885-1886), в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в семи городах России и Западной Европы.
С 1887 по 1891 года Рубинштейн – вторичный директор и профессор Петербургской консерватории. Последние годы жизни он провел преимущественно в Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой и, конечно же, сочиняя музыку.
Пианист находился в дружеских отношениях с Ф. Мендельсоном, Д. Мейербером, К. Сен-Сансом, Г. Бюловым и др. С 1874 года – член Института Франции.
Скончался Антон Григорьевич Рубинштейн 20 ноября 1894 года в Петергофе, похоронен в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #Р__
28 ноября
В 1934 году родился Гато БАРБИЕРИ /наст. имя – Леандро Барбиери/ (в Розарио), знаменитый аргентинский джазовый тенор-саксофонист и кларнетист, композитор, творчество которого оказало неоценимое влияние на развитие мировой джазовой культуры.
Шутливое прозвище Гато – «Кот» (Gato) Барбиери получил во времена юности, когда с саксофоном подмышкой, бродил по джазовым клубам в поисках возможности сыграть на джем-сейшн с какой-нибудь знаменитостью и старался незаметно прокрасться на сцену, чтобы присоединиться к играющим музыкантам.
Барбиери – самый известный джазовый музыкант Аргентины. Добился известности в США как яркий представитель современного джаза (фри-джаз, этническая музыка, модальный джаз).
* * * * *
Выходец из семьи музыкантов, он еще ребенком имел возможность обучаться игре на различных инструментах. Освоив кларнет, перешел на альт-саксофон (под впечатлением от записей Чарли Паркера).
Профессиональную карьеру джазового музыканта начал как первый альт-саксофонист в составе оркестра Лало Шифрина. Увлечение Джоном Колтрейном побудило его вновь сменить инструмент – на тенор-саксофон. Более инвидуализированную манеру он создал, выступая с собственным квартетом.
В 1962 году начался период сотрудничества с одним из лидеров фри-джаза Доном Черри, по приглашению которого Гато покинул родину и приехал в Италию, чтобы работать в составе его оркестра.
Известность Барбиери приобрел, успешно выступив на международных джазовых фестивалях в Болонье (1965, 1974) и Монтре (1971, 1973), а также на Ньюпортском фестивале в Нью-Йорке (1973, 1974).
В 1972 году обратил на себя внимание как композитор, сочинив и исполнив музыку к эпохальному кинофильму «Последнее танго в Париже» Бертолуччи, а инструментальный саундтрек к нему, актуальный и по сей день музыкальный шедевр, достиг феноменального успеха в мире и завоевал премию «Грэмми».
В Буэнос-Айресе, куда Гато Барбиери вернулся в 1973 году, собралась большая группа южноамериканских музыкантов, с которыми он осуществил свой давний замысел – синтез латиноамериканского фольклора и современного джаза. Несмотря на ярко выраженный этнический колорит создаваемой им музыки, Барбиери признан музыкантом универсального стилевого диапазона.
Наиболее интересные записи Барбиери: «Complete Communion» (1965, с оркестром Д. Черри), «The Third World» (1969), «Liberation Music Orchestra» (с Чарли Хэйденом,1969), «Last Tango in Paris» (l972, саундтрек), «Afro Cubano Chant» (1996).
Созданные им композиции вобрали в себя практически все джазовые традиции Латинской и Северной Америки. Альбомы и синглы джазмена занимают высочайшие строчки в самых престижных хит-парадах мира, а признание его «классиком жанра» при жизни – достойно и заслуженно.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #Б__
28 ноября
В 1949 году родился Александр Борисович ГОДУНОВ (в Южно-Сахалинске), советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.
Поэт Иосиф Бродский назвал его «великим одиночкой».
* * * * *
Выходец из семьи военного, он начал заниматься балетом с девяти лет в Рижской государственной балетной школе, где его соучеником и другом стал Михаил Барышников. В 1967-71 годах Александр Годунов танцевал в Государственном хореографическом ансамбле «Классический балет» («Молодой балет»), которым в те годы руководил Игорь Моисеев.
В ансамбле работали выдающиеся педагоги – заместителем художественного руководителя и ответственным педагогом-репетитором была Суламифь Мессерер, мужской класс давал Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав её в мае 1968 года в Смоленске, ансамбль стал гастролировать по стране, затем начались длительные зарубежные гастроли.
В труппу Большого театра Александр Годунов был принят после конкурсного экзамена в 1971 году, дебютировал в партии Принца («Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича).
В 1972 году он принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил 1-ю премию. В этом же году состоялись дебют Годунова в «Шопениане» и премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина», балетмейстером-постановщиком которого была Майя Плисецкая. Она пригласила Александра Годунова выступить в партии Вронского. Через некоторое время он начал танцевать этот балет с Майей Плисецкой, вскоре стал ее постоянным партнером в «Лебедином озере», а с 1974 года – в «Кармен-Сюите» (хореография Альберто Алонсо) и «Гибели розы» (хореография Ролана Пети).
Участие Александра Годунова во II-м Московском международном конкурсе артистов балета (1973) ознаменовалось 1-й премией и золотой медалью. Репертуар его был на редкость разнообразным. Новые роли следовали одна за другой.
В 1979 году состоялась премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда. Но в августе этого года, во время заграничных гастролей Большого театра, Александр Годунов остался в США.
Он был принят в труппу Американского театра балета, где выступал как премьер. Затем некоторое время выступал с собственной труппой. Начиная с 1981 года, периодически брал уроки актерского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер.
Как приглашенная звезда много гастролировал в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии.
В 1985 году Годунов ушёл из балета и продолжил кинокарьеру, начатую ещё в СССР. После ухода продолжал поддерживать атлетическую форму, занимался в балетной академии Дэвида Личина под руководством Татьяны Рябушинской, там же периодически проводил балетные мастер-классы.
Среди ролей сыгранных им: фермер-амиш в фильме «Свидетель»; экспрессивный дирижёр оркестра в картине «Денежная яма»; Карл, террорист в фильме «Крепкий орешек» и др. Последняя роль актера – экстравагантный террорист-химик Лотар Красна, мечтающий поработить мир, была сыграна им в боевике 1995 года «Зона».
Скончался Александр Борисович Годунов 18 мая 1995 года на своей вилле в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #Г__
28 ноября
В 1838 году родился Александр Михайлович ОПЕКУШИН (в деревне Свечкино, Ярославская губерния), русский скульптор.
Блестяще окончив рисовальную школу Общества поощрения художеств, Александр в 1859 году выкупился на волю, заплатив помещице Е. Ольхиной 500 рублей.
Помог ему стать свободным человеком владелец скульптурной мастерской-фабрики и первый его учитель, датчанин по происхождению, академик скульптуры Давид Иванович Иенсен. Он также помог Опекушину стать вольноприходящим учеником Академии художеств, где сам преподавал.
Поворотным в жизни молодого скульптора стал 1862 год. Выполнив небольшой барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово», он, по совету Иенсена, представил эту работу на Совет Академии художеств. Александру за этот барельеф вручили серебряную медаль; на него обратил внимание М.О. Микешин, создававший графические эскизы памятников, и с которым в дальнейшем он много лет работал.
Опекушин создал фигуру Петра I в памятнике «Тысячелетие России», все 9 фигур сановников Екатерины II в одноимённом памятнике, фигуру адмирала А.С. Грейга для памятника в Николаеве. Работа у Микешина стала хорошей школой для молодого скульптора.
В первую пору своей деятельности Опекушин произвёл немало орнаментальных лепных работ для петербургских зданий.
За работу над памятником Екатерине II «бывший крепостной человек помещицы Ольхиной» получает диплом классного художника I-й степени.
За статую сидящего Петра I в 1872 году ему присвоили почётное звание академика.
В середине 1872 года был объявлен восьмимесячный конкурс на памятник А.С. Пушкину. Опекушин понял, что пробил его час – памятники в России ставили тогда довольно редко. Забросив все свои работы, Александр Михайлович принялся внимательно изучать творчество Пушкина и все его сохранившиеся портреты. Но только в мае 1875 года пришло окончательное решение о присуждении 1-й премии проекту Опекушина.
6 июня 1880 года в Москве перед многочисленными зрителями предстал бронзовый Пушкин, сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. Несколько мгновений стояла тишина, а затем восторг, охвативший людей, прорвался с необыкновенной силой. Торжествующее, ликующее «ура» понеслось над площадью.
Опекушин создал также памятники А.С. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884 году) и в Кишинёве (открыт 26 мая 1885 года).
В 1886 году он создал памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине последнего в Дерпте (ныне Тарту). Проект этого памятника был удостоен 1-й премии на всемирном конкурсе, где принимали участие многие скульпторы Европы и Америки.
Александр Михайлович был весьма популярен в монархических кругах того времени, его творчество высоко ценилось в Царственном доме, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович.
В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту – М.Ю. Лермонтову.
Победив в конкурсе, он создаёт памятник выдающемуся русскому государственному деятелю генералу Н.Н. Муравьёву-Амурскому, поразивший всех своей жизненностью и энергией. Этот памятник, установленный в Хабаровске в 1891 году, оказался последним значительным произведением скульптора.
Скончался Александр Михайлович Опекушин 4 марта 1923 года в деревне Рыбницы (ныне Ярославская обл.).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_ноября #О__