29 сентября
1703 года родился Франсуа БУШЕ (в Париже), французский живописец, рисовальщик, гравёр и декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала XVIII века. Яркий представитель художественной культуры рококо.
Его творчество исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника.
* * * * *
С раннего возраста он помогал отцу в мастерской, который зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. В 17 лет Франсуа поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства с высокопоставленными клиентами своего наставника.
В дальнейшем Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.
Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния в 1723 году, но отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь через 4 года.
Первые годы после итальянского путешествия почти полностью посвящены рисунку, копированию и гравюре.
Период 1731-1760 годов был временем расцвета таланта Франсуа Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, делает декорации к балетам («Персей» и «Галантная Индия»), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.
Кроме того, художник привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей.
В последние годы жизни он был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». За несколько месяцев до смерти, Буше избрали почётным членом Академии художеств в Петербурге.
Его можно считать основателем целой художественной школы. Он создал новый канон женской красоты, великолепно подходящий к парижскому обществу того времени («Смуглая одалиска», 1745; «Геркулес и Омфала», 1731-1734).
Пейзажи, выполненные им полны очарования и фантазии («Пейзаж в окрестностях Бовэ», 1742 и др.). Художник проявил себя как декоратор («Отдых на пути в Египет», 1757) и орнаменталист, которому столь часто подражали в XIX столетии. Будучи мастером виртуозных рисунков, он сделал их более 10 тысяч.
Скончался Франсуа БУШЕ 30 мая 1770 года в Париже.
29 сентября
1835 года родился барон Михаил Петрович КЛОДТ /Клодт фон Юргенсбург/ (в Санкт-Петербурге), русский художник, живописец, акварелист, рисовальщик, график, сценограф, писал жанровые и исторические сцены.
Один из крупнейших живописцев второй половины XIX века, принадлежащий к так называемым «малым жанристам». С его именем связано становление критического реализма в России. Не случайно, картины Клодта были среди первых, которые приобрел в свое собрание П. Третьяков.
* * * * *
Выходец из семьи потомственных художников (сын известнейшего скульптора П.К. Клодта, двоюродный брат художника-пейзажиста М.К. Клодта, племянник гравера К.К. Клодта), Михаил первоначальное образование получил в домашних условиях.
В период 1847-1850 годов занимался в училище при реформатской церкви и одновременно брал частные уроки рисования у графика А. Агина. В 1852 году он поступил в Императорскую Академию художеств, обучался в классе исторической живописи у А. Маркова.
В 1857 году прервал обучение и на собственные средства совершил поездку во Францию, где в течение трех лет совершенствовал свое мастерство. Возвратившись в Петербург, возобновил обучение в Академии. В 1861 году за картину «Последняя весна» получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу сроком на три года (жил в Париже и Мюнхене).
После возвращения в Петербург, получил от Академии пенсионерское содержание еще на три года для путешествий по России «с художественной целью». В 1867 году за картины «Возвращение с поля», «Деревенские красавицы» и «Молитва перед крещением» был удостоен звания академика; с 1872 года – профессор. Его картина «Музыкант» положила начало собранию П. Третьякова.
Михаил Клодт был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и Общества русских акварелистов. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, вёл занятия по акварели в Училище барона Штиглица.
В 1869-1871 годах был художником-рисовальщиком при экспедиции Императорской археологической комиссии по раскопке курганов на Таманском полуострове. С 1895 года служил живописцем-реставратором в Эрмитаже.
Михаил Петрович обращался к офорту, создав в этой технике более 25 листов, преимущественно жанрового характера. Занимался литографией. Работал в области театрально-декорационного искусства, а также промышленной графики.
Расцвет творчества художника приходится на 1850-е – 1860-е годы, когда были созданы наиболее известные произведения: «Рыбаки-финны», «Больной музыкант», «Последняя весна», «Деревенские крестины», «Возвращение с поля» и др. Характерными особенностями его искусства являются повествовательность, ясность композиционного построения, тщательная проработка деталей, сдержанность колорита, с преобладанием в палитре теплых тонов. Центральное место он отводил передаче внутреннего состояния человека, его переживаниям и эмоциям, добиваясь необычайной выразительности и правдивости.
Также из картин Клодта можно выделить: «Внутренность хижины в Нормандии» (1859) и «Из быта нормандских рыбаков», «Антикварий» (1870), «Черная скамья» (1872), «Перед отъездом» (1878), «Мученица» (1880) и «Посещение заключенных» (1880).
Скончался Михаил Петрович КЛОДТ 20 января 1914 года в Санкт-Петербурге, похоронен рядом с отцом на Смоленском кладбище. Перезахоронены они в 1936 году в Некрополь Александро-Невской Лавры.
29 сентября
В 1907 году родился Михаил Давидович НАТАРЕВИЧ (в Витебске, Российская империя; ныне Белоруссия), советский живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
Писал жанровые и историко-революционные композиции, портреты, пейзажи. Работал в технике масляной и темперной живописи.
* * * * *
Первоначальное художественное образование он получил в знаменитой витебской художественной студии живописца и педагога Ю. Пэна. В 1929 году Михаил был призван в Красную Армию, а после демобилизации работал бутафором в московских театрах, однако театральным художником не стал.
В 1932 приехал в Ленинград и поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств. Через 2 года стал студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА). Занимался рисунком у М. Бернштейна и С. Абугова, живописью – у А. Савинова.
В 1940 году Натаревич окончил институт по мастерской Б. Иогансона и был принят преподавателем на кафедру рисунка.
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Натаревич был в действующей армии, демобилизовался в 1945 году в звании лейтенанта. Впоследствии преподавал на кафедре рисунка ЛИЖСА им. И.Е. Репина, а в период 1955-56 годов – в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Одновременно работал творчески, был в поисках собственной темы, героя и живописного языка.
С 1947 года Натаревич – постоянный участник городских, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Часто обращался к событиям и героям Октябрьской революции 1917 года, к теме подвига народа в годы войны. Позднее художника увлекала тема молодости, молодого современника, нового облика страны.
В работах начала 1960-х годов формируется узнаваемый индивидуальный почерк художника. Его отличительными чертами являются обобщённость формы и цвета, общее усиление декоративности живописи и особое внимание к пластической выразительности композиции.
Михаилом Натаревичем созданы полотна с изображением современной деревни, а также проникновенные женские образы. Особое место занимала тема материнства, к которой художник обращался на протяжении всей жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и др.
Скончался Михаил Давидович НАТАРЕВИЧ 23 февраля 1979 года в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #Н__
29 сентября
1922 года родился Иулиан Митрофанович РУКАВИШНИКОВ (в Москве), советский скульптор. Народный Художник России.
* * * * *
Мечтая о карьере пилота, он окончил лётную школу (учился вместе с Василием Сталиным). В первые дни войны записался добровольцем на фронт. Чудом оставшийся в живых после тяжелого ранения скульптор вынужден был расстаться с карьерой пилота.
Иулиан вернулся в Москву и начал работать трафаретчиком в мастерской отца, впоследствии окончив Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова.
На протяжении своей карьеры Иулиан Митрофанович был одной из ключевых фигур, принимавших участие в создании всемирной Ленинианы: скульптурные изображения В. Ленина были распространены не только по всему Советскому Союзу, но и за рубежом при посольствах СССР. Помимо этого из мастерской Рукавишникова выходили монументальные композиции и памятники, в т.ч. портрет академика И. Павлова, академика И. Курчатова, писателя Н. Островского, просветителя М. Ломоносова. Памятник А. Чехову, созданный Рукавишниковым, был установлен на родине писателя в Таганроге в 1960 году к его 100-летию. Среди ключевых произведений мастера также стоит назвать работу над памятниками писателям М. Шолохову и М. Булгакову (в соавторстве с сыном Александром), а также архитектору В. Баженову и композитору Д. Шостаковичу.
В 1997 году Рукавишников создает центральный горельеф «Воскресение Христа» для фасада восстановленного Храма Христа-Спасителя в Москве.
Начиная с 1973 года и до последних своих дней Иулиан Рукавишников работал над циклом «Природа (Эволюция и превращения)». Этот цикл, создаваемый на протяжении почти 30 лет, был для мастера важнейшим личным творческим проектом. Скульптурные изображения фрагментов флоры и фауны, составляющие основную часть цикла, считаются поистине монументальными – каждая из данных станковых работ создана таким образом, что может быть увеличена в масштабе без потери идеальной гармонии композиции.
Произведения скульптора хранятся в музейных и частных коллекциях России и зарубежных стран. Только в Третьяковской галерее находятся 12 его работ.
Скончался Иулиан Митрофанович РУКАВИШНИКОВ 14 декабря 2000 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
29 сентября
В 1850 году родился Джордж ХИЧКОК (в Провиденсе, штат Род-Айленд), американский художник.
* * * * *
Окончил Брауновский университет и юридический факультет Гарвардского университета. Впоследствии работал в юридической фирме в Чикаго, но чувствовал другое призвание.
В 1879 году Джордж окончательно решил стать художником. В 29 лет он уехал в Лондон, затем в Париж, где стал брать уроки живописи в Академии Жюлиана у Г. Буланже и Ж. Лефевра. Затем учился в Академии художеств Дюссельдорфа, а в 1880 году у В. Месдаха в Гааге.
После 10 лет обучения Хичкок поселился в Нидерландах и зарекомендовал себя в качестве художника-импрессиониста. Лейтмотивом его творчества были пейзажи, многоцветье голландских цветов, купающихся в солнечном цвете, портреты голландских девушек, а также картины на религиозные темы, символически разработанные, в том числе и с нимбами святости, но в современной обстановке.
Многие работы художника считались значительной творческой удачей. Они с успехом экспонировались на выставках Парижского салона, за что Хичкок удостоился звания Кавалера французского ордена Почётного легиона. Его выставки с успехом проходили во многих европейских городах.
В течение долгого времени у Хичкока была собственная студия, где он организовал свою «Летнюю творческую школу», которая позднее привела к образованию группы художников, известной как как Эгмондская школа (1890—1905). Школа просуществовала до тех пор пока художник не вернулся жить в Париж.
Хичкок был членом многих художественных институций, таких как Венская академия художеств, Мюнхенский Сецессион, Национальная академия дизайна в Нью-Йорке.
Его работы представлены во многих музеях мира, таких как Дрезденская картинная галерея, императорская коллекция в Вене, музей Орсе в Париже, Бруклинский музей в Нью-Йорке, Художественный институт Чикаго, Детройтский Институт искусств.
Его картина «Сад тюльпанов» (1889) была продана в 2010 году более чем за 1,7 млн. долларов на торгах аукциона Сотбис.
Скончался Джордж ХИЧКОК 2 августа 1913 года в Маркене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #Х__
29 сентября
В 1827 году родился Фёдор Андреевич БРОННИКОВ (в Шадринске, Пермская губерния; ныне Курганская область), русский художник, профессор исторической живописи. Кавалер ордена Святой Анны 3-й степени, командор одного из итальянских орденов.
В Академии Художеств в Санкт-Петербурге имел все чины, которые даются только тем, истинные заслуги которых вполне признаны, и потому ему дали не только звание академика, но и профессора; был избран почетным членом Академии.
* * * * *
Выходец из семьи иконописца, он с детских лет увлекался рисованием – первые уроки живописи дал ему отец. После смерти отца 16-летний Фёдор отправился с попутным обозом в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств, но двери этого заведения оказались закрытыми для него.
Проработав некоторое время «за харчи и одежду» подмастерьем в гравёрной мастерской известного ксилографа Е.Е. Бернардского, Бронников при содействии известного скульптора Петра Клодта поступил в Академию художеств (1845).
Окончив её в 1853 году с большой золотой медалью, он пенсионером Академии уехал в Италию и поселился в Риме. Там художник много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья. В Италии он остался и после окончания срока командировки, т.к. слабое состояние здоровья требовало тёплого и мягкого климата.
Но Фёдор Бронников находился в постоянной связи со своей родиной, регулярно посылая свои многочисленные картины в Россию. Он участвовал в российских академических выставках, а с 1876 года, став членом Товарищества передвижных художественных выставок, – в экспозициях этого общества. Его приглашали участвовать в росписи церквей российских посольств в Париже и Копенгагене.
В 1863 году Бронников привёз в Россию большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету». За эту работу он получил звание профессора исторической живописи.
Поездка на Родину явилась переломным моментом в творчестве художника. Здесь он сблизился с передвижниками и под их влиянием написал ряд жанровых картин: «Бедное семейство, выгоняемое из квартиры», «Старик-нищий», «Золотая свадьба» и др. Вместе с лучшими русскими мастерами Фёдор Андреевич экспонировал свои работы, в их числе – «Больной у католического монастыря», «Покинутая», «Художники в приёмной богача».
Скончался Фёдор Андреевич Бронников 14 сентября 1902 года в Антиколи-Коррадо (регион Лацио, провинция Рим).
* * * * *
Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал своего отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время: в городе открыто такое учебное заведение, а завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #Б__
29 сентября
В 1810 году родилась Элизабет ГАСКЕЛЛ (в Челси, Лондон), английская писательница викторианской эпохи.
На протяжении 15 лет она была просто женой, матерью и верной помощницей мужа-священника. Писательская деятельность Элизабет Гаскелл началась после потери единственного сына. Пытаясь пережить боль, она взялась за перо. Убедил её отвлечься от скорби, таким образом, муж.
Первым крупным произведением Элизабет стал социальный роман «Мери Бартон. Повесть из манчестерской жизни» (1848), который вызвал бурю полемики и доставил писательнице много врагов и друзей (среди тех, кто приветствовал этот роман, были Карлейль, Лэндор, Диккенс). Это произведение положило начало английскому социальному роману на «рабочую» тему.
Русских читателей впервые познакомил с ним Ф.М. Достоевский, поместивший перевод романа в негласно руководимом им журнале «Время».
После успеха «Мэри Бартон», Гаскелл начала писать свой лучший и наиболее известный роман «Крэнфорд».
В 1853 году вышел социальный роман «Руфь», скандал вокруг которого был еще более громкий. Гаскелл писала сестре мужа, что ей пришлось «распроститься со всеми своими респектабельными друзьями». Она сравнивала себя со «святым Себастьяном, привязанным к дереву и пронзаемым стрелами».
Элизабет Гаскелл вошла в историю британской литературы как крупный биограф, создав «Жизнь Шарлотты Бронте». Эта биография до сих пор является классической.
Известны во всем мире романы Гаскелл «Север и юг», «Кузина Филлис», «Поклонники Сильвии», отличающиеся психологической точностью образов. Карл Маркс отнёс писательницу, наряду с Чарльзом Диккенсом и Шарлоттой Бронте, к «блестящей плеяде английских романистов».
Cкончалась Элизабет Гаскелл 12 ноября 1865 года в Хэмпшире.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #Г__
29 сентября
В 1547 году родился Мигель де СЕРВАНТЕС Сааведра (в Алькала-де-Энаресе), всемирно знаменитый испанский писатель, автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
* * * * *
Его семья, знатная, но бедная. Когда Мигель подрос, родители были близки к разорению, поэтому он поступил на службу к послу Папы Римского, работал у него ключником.
Во второй половине 1570 года он становится военнослужащим испанской армии, полка, дислоцировавшегося в Италии. За 5 лет службы Сервантес имел возможность близко познакомиться с Италией, ее богатейшей культурой, общественными порядками.
В морском сражении при Лепанто 7 октября 1571 года Сервантес был ранен, вследствие чего действующей у него осталась только правая рука. В 1575 году Мигель и его брат Родриго были захвачены пиратами на корабле, направлявшемся из Неаполя в Испанию, и проданы в рабство в Алжир. Избежать тяжких наказаний и смерти Сервантесу помогло наличие рекомендательных писем к королю. Четыре попытки бежать закончились неудачей, и лишь в 1580 году христианские миссионеры помогли обрести ему свободу.
На смену жизни, полной злоключений, пришла монотонность гражданской службы, постоянные поиски средств к существованию. К этому периоду относится и начало литературной деятельности. Почти 40-летний Сервантес написал пасторальный роман «Галатея» и порядка 30 пьес, которые не произвели особого впечатления на публику. Доходы от писательского труда были слишком малы, и писатель переехал из Мадрида в Севилью, где нанялся на службу – на должность комиссара по продовольственным заготовкам.
В 1605 году увидела свет первая часть величайшего романа Сервантеса – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который, будучи пародией на рыцарские романы, стал настоящей энциклопедией жизни Испании в XVII веке. Имя его главного героя давно превратилось в нарицательное. Мировая известность пришла к Сервантесу далеко не сразу, автор «Дон Кихота» был известен больше как человек с богатым жизненным опытом, переживший алжирский плен.
Вторая часть романа была написана только через 10 лет, и в этом промежутке публикуется целый ряд произведений, укрепляющих его писательскую славу: второе по значимости сочинение – «Назидательные новеллы» (1613), сборник «8 комедий и 8 интермедий». В конце творческого пути появился любовно-приключенческий роман под названием «Странствия Персилеса и Сихизмунды». Несмотря на известность, Сервантес оставался человеком бедным, жил в мадридском районе для малообеспеченных.
В 1609 году он стал членом Братства рабов святейшего причастия; его две сестры и жена приняли монашеский постриг. Сделал то же самое и сам Сервантес буквально накануне смерти.
Скончался Мигель де Сервантес – автор «рыцаря печального образа», 23 апреля 1616 года в Мадриде.
В тот же день окончилась жизнь еще одного знаменитого литератора – У. Шекспира.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #С__
29 сентября
В 1815 году родился Андреас АХЕНБАХ (в городе Кассель), немецкий художник-пейзажист. Представитель Дюссельдорфской школы живописи, знаменитый ландшафтист и маринист.
* * * * *
Он приехал в 1828 году в Санкт-Петербург, где четыре года спустя поступил в Академию художеств. После двух лет обучения живописи Андреас перехал в Дюссельдорф и продолжил учебу в Академии художеств у Фридриха Вильгельма Шадова и Иоганна Вильгельма Ширмера. Эта перемена привела к позитивным изменениям в творчестве художника.
В 1832 вместе с отцом совершил поездку в Голландию, на побережье Балтийского и Северного морей. В 1835 оставил Дюссельдорф и переехал в Мюнхен, а затем Франкфурт, где закончил работу над полотном «Буря у побережья Норвегии», которое вместе с картиной «Потерпевшие кораблекрушение во фьорде Харданге» принесли ему успех и признание публики.
Следующие 10 лет он посвятил совершенствованию мастерства, много путешествовал. Он побывал в Швеции, Норвегии, Дании, в южной и северной Германии и Тирольских горах, создавая при этом много интересных работ. Писал он также и портреты. Возраст художника не ослабил его страсть к путешествиям. В 1873 он отправился в Италию, где он прожил два года .
Скончался Андреас Ахенбах 1 апреля 1910 года в Дюссельдорфе .
Произведения Ахенбаха можно найти Новой пинакотеке в Мюнхене, картинных галереях Берлина, Дрездена, Дармштадта, Кёльна, Дюссельдорфа, Лейпцига, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #А__
29 сентября
В 1817 году родился Александр Васильевич СУХОВО-КОБЫЛИН (в селе Воскресенское, Подольский уезд, Московская губерния), русский философ, драматург, переводчик, почётный академик Петербургской Академии наук.
Благодаря своим пьесам – «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», – он занял прочное место в истории русской драматургии. Единство авторской мысли и последовательность выражения им своих чувств объединяют эти три его произведения, разнородные по их жанровым особенностям, в драматический цикл – трилогию.
* * * * *
Принадлежал к старинному дворянскому роду, его предки играли заметную роль при дворе Ивана Грозного. Отец, подполковник артиллерии, участвовал в Отечественной войне 1812 года и взятии Парижа. До 17-летнего возраста Александр воспитывался и обучался дома, родители писателя приглашали к своим детям в качестве преподавателей профессоров Московского университета.
Затем Сухово-Кобылин сам учился на физико-математическом отделении философского факультета этого университета. Во время учебы дружил с А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, К.С. Аксаковым.
Под влиянием Герцена начал заниматься литературой, но особенно увлекался философией Гегеля. В 1838 году за конкурсное сочинение «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам» был награжден золотой медалью и правом выбрать место дальнейшей службы. По совету родителей уехал за границу, где продолжил занятия философией в университетах Гейдельберга и Берлина, путешествовал по Европе, жил в Риме и Париже.
Период 1843-49 годов, по словам самого Сухово-Кобылина, он «провел в Париже и Москве в светской жизни». Все это время служил в канцелярии московского губернатора в чине коллежского секретаря, а затем титулярного советника.
В 1848 году принял от отца управление всеми родовыми имениями и поселился в селе Кобылинка Тульской губернии. Занялся переводом трудов Гегеля, одновременно пытался создать собственную философскую систему. В 1899 году при пожаре имения сгорели все рукописи Сухово-Кобылина, в т.ч. и переводы Гегеля.
В ноябре 1850 года была убита его гражданская жена – француженка Луиза Симон-Деманш, и в обществе прокатилась волна нелепых слухов. По одному из них, Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве и арестован. Уголовное дело тянулось 7 лет, вплоть до 1857 года, когда Государственный Совет с подтверждающей резолюцией императора Александра II принял решение приговорить Сухово-Кобылина к церковному покаянию за любовную связь. За это время обвиняемый дважды сидел в тюрьме, испытал на себе все ужасы чиновничьего произвола. Невиновность драматурга была точно установлена только в XX веке путем архивных исследований.
Несправедливое обвинение подтолкнуло Сухово-Кобылина к главному делу его жизни. Он стремился доказать себе и окружающим, что может быть не только знатоком философии и жизни, но и творцом. В «минуты, свободные от философских занятий», им была создана первая пьеса – комедия «Свадьба Кречинского» (1854).
Вторая пьеса – драма « Дело» – написана в 1861 году.
В 1869 году написал третью пьесу – комедию-шутку «Смерть Тарелкина», завершившую трилогию, которую в этом же году автор издал под общим названием «Картины прошедшего».
Трилогия Сухово-Кобылина изобразила современную ему русскую жизнь в трех составляющих: падение дворянства, беззаконие и распад личности, обуреваемой наживой и местью.
Сценическая судьба трилогии (за исключением «Свадьбы Кречинского», которая сразу вошла в театральный репертуар) была необычайно трудна. Только в 1917 года Всеволод Мейерхольд поставил эти пьесы именно как трилогию в Александринском театре.
В 1871 году Сухово-Кобылин по совету К.Д. Ушинского устроил в своём имении Новом (Мологский уезд Ярославской губернии), куда он часто приезжал, учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года и выпустившую сотни учителей.
Скончался Александр Васильевич Сухово-Кобылин 24 марта 1903 года в Больё-сюр-Мер (Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #С__
29 сентября
В 1618 году родился Михаэль СВЕРТС (в Брюсселе), фламандский (южнонидерландский) живописец и гравёр, работавший в Италии, Сирии и Индии.
Одним из первых в нидерландской живописи стал писать портреты простых людей. Среди них наиболее известен «Портрет молодой служанки» (ок. 1660), созданный несколькими годами раньше знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» (1665) Яна Вермеера.
Ряд его работ приписывались Вермееру и Терборху.
* * * * *
О его обучении или ранней карьере информации нет, известно, что в 1645-56 годах работал в Риме. В 1647 году посещал собрания Академии Святого Луки, хотя не был членом гильдии, т.е. не как академик, а как коллега-партнер.
В Риме он познакомился с художниками «бамбочатти» (шуточное название жанра «бамбочады» – живописных картин с изображением бродяг, резвящихся детей, странствующих актеров, сцен из жизни крестьян и нищих), с которыми некоторое время сотрудничал.
В тот период Михаэль Свертс развивал жанр «бамбочады», родоначальником которого был Питер ван Лар (низкий жанр европейской живописи XVII-XVIII веков, живописные картины сценок из обыденной жизни в деревне, на городских улицах, ярмарках, увеселительных домах и т.п.).
Он рисовал жанровые сцены, но его работы не пользовались успехом из-за тихого, печального достоинства фигур и изящной серебристой тональности.
В 1656 году ему предложили возглавить школу рисунка в Брюсселе. Свертс принял это предложение и стал членом брюссельской гильдии живописцев.
К концу своей карьеры Свертс работал главным образом как портретист. Как и его жанровые сцены, его портреты отличают тонкая цветовая гармония и большая чувствительность выражения. Их часто сравнивали с картинами Вермеера.
Он вел очень набожную жизнь, по предположениям, заболел душевной болезнью. В 1661 году побывал в Амстердаме, где присоединился к иезуитам, и в следующем году отправился в миссионерское путешествие – поплыл через Марсель на восток, предположительно в Сирию.
Скончался Михаэль Свертс в 1664 году, в штате Гоа на юго-западе Индии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #С__
29 сентября
В 1912 году родился Микеланджело АНТОНИОНИ (в городе Феррара в регионе Эмилия-Романья), выдающийся итальянский кинорежиссёр и сценарист, классик европейского авторского кино, которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности».
Он собрал высшие награды всех трёх наиболее престижных кинофестивалей мира – Каннского, Венецианского и Берлинского. После Антониони это достижение смог повторить только американец Роберт Олтмен.
* * * * *
Обучался в Высшей школе экономики и коммерции в Болонье, одновременно рисовал, а также писал критические статьи для местной газеты. Азы работы в кино Микеланджело познавал в Итальянской национальной киношколе, а стажировку проходил у своего кумира Марселя Карне.
Режиссёрским дебютом Антониони стала документальная картина «Люди с реки По», первый же его игровой фильм «Хроника одной любви» вышел в 1950 году. Затем он снял ещё несколько картин, принёсших ему известность на родине, – «Дама без камелий», «Подруги», «Крик».
Всемирное признание пришло к режиссёру в начале 1960-х годов, после «трилогии отчуждения». Этим термином объединяют фильмы «Приключение», «Ночь» и «Затмение», в которых играла муза Антониони тех лет Моника Витти. Все картины трилогии связаны стилистически и тематически.
Фильм «Красная пустыня» (1964), получивший главный приз Венецианского кинофестиваля, содержательно примыкает к «трилогии отчуждения». Это первый цветной фильм Антониони.
Международный успех последних четырёх фильмов побудил режиссёра принять предложение поработать для англоязычной молодёжной аудитории. Свой следующий фильм – «Фотоувеличение» – он снимал в Великобритании с англоязычными актёрами. Картина была воспринята публикой как заявка на детектив, имела успех в прокате и удостоилась главного приза на Каннском кинофестивале – «Золотой пальмовой ветви».
На пике карьеры Микеланджело Антониони ставился современниками в один ряд с такими титанами, как Сергей Эйзенштейн, Чарли Чаплин и Орсон Уэллс. А сегодня о влиянии Антониони на своё творчество говорят такие разные мастера, как Дэвид Линч и Мартин Скорсезе, Вим Вендерс и Ларс фон Триер, Бела Тарр и Вонг Кар-Вай, Андрей Звягинцев и Андрей Кончаловский, а также многие др.
Во второй половине 1970-х годов Антониони и Гуэрра обсуждали с Госкино СССР возможность съёмок полнометражного фильма-сказки «Бумажный змей» на территории одной из советских среднеазиатских республик, скорее всего в Узбекистане. Они приезжали для выбора натуры, однако проект так и остался неосуществлённым.
Великий режиссёр не мыслил своей жизни без кинематографа. Даже пережив инсульт, второй по счёту, из-за которого стал частично парализованным и потерял способность говорить, он продолжал делать кино: с Вимом Вендерсом поставил картину «За облаками» (1995) и снял новеллу для совместного с Вонгом Кар-Ваем и Стивеном Содербергом киноальманаха «Эрос» (2004).
Скончался Микеланджело Антониони 30 июля 2007 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #А__
29 сентября
В 1901 году родился Энрико ФЕРМИ (в Риме), выдающийся итальянский ученый-физик, теоретик и экспериментатор, внёсший большой вклад в развитие современной ядерной физики, физики элементарных частиц, квантовой и статистической механики. Наиболее известный благодаря созданию первого в мире ядерного реактора, получил несколько патентов, связанных с использованием атомной энергии.
Лауреат Нобелевской премии по физике (1938) «за доказательство существования новых радиоактивных элементов, полученных при облучении нейтронами, и связанное с этим открытие ядерных реакций, вызываемых медленными нейтронами» (проще – за открытие искусственной радиоактивности и создание теории замедления нейтронов).
Член Национальной академии деи Линчеи («Академии рысьеглазых»), иностранный член-корреспондент АН СССР.
Он создал теории бета-распада и замедления нейтронов. В 1939 году ввёл понятие цепной реакции и позже принял участие в атомном проекте США (считается одним из «отцов атомной бомбы»).
В его честь названы: распределение Ферми – Дирака, модель Томаса – Ферми, химический элемент фермий и др.
* * * * *
Его склонность к математике проявилась ещё в детстве. Коллега отца, под чьим руководством молодой Ферми стал заниматься физикой, заметил в нём способности к теоретической физике. Кроме того, Энрико вместе со своим другом проводил разнообразные физические опыты, в частности, пытался определить точную плотность питьевой воды.
В 1922 году он одновременно окончил Пизанский университет и Пизанскую высшую школу, а со следующего года началась его исследовательская и преподавательская деятельность. Ферми работал в Гёттингенском университете у Макса Борна, в Лейденском университете у Эренфеста, преподавал в Римском и Флорентийском университетах. В декабре 1925 года он, независимо от Поля Дирака, разработал статистику частиц с полуцелым спином, подчиняющихся принципу Паули, которые позднее назвали фермионами.
В возрасте 25 лет стал профессором теоретической физики Римского университета. Исследования Ферми относятся к области ядерной физики, статистической механики, физики высоких энергий, астрофизики. В том же году была опубликована его работа по статистической механике частиц, подчиняющихся принципу Паули.
Эта работа послужила фундаментом так называемой статистики Ферми – Дирака, которая объясняла поведение электронов в твердых телах, а также многие явления в самых разных разделах физики – от ядерной до астрофизики.
В 1934 году Ферми открыл искусственную радиоактивность элементов, облучаемых нейтронами, высказав идею получения таким способом трансурановых элементов. Эти работы получили очень высокую оценку в научном мире и явились началом нейтронной физики.
Эффект Ферми оказался востребован в атомной технике. За серию работ по получению радиоактивных элементов путём нейтронной бомбардировки и за открытие ядерных реакций под действием медленных нейтронов ему в 1938 году была присуждена Нобелевская премия по физике. Выехав для её получения в Стокгольм вместе с семьёй, Ферми не вернулся в Италию. Он отправился в США, где 5 университетов предложили ему место профессора физики. Ученый выбрал Колумбийский университет в Нью-Йорке.
В 1939 году Ферми разработал теорию потерь энергии заряженными частицами на ионизацию вещества с учётом его поляризации.
Цепную ядерную реакцию ему впервые удалось осуществить в декабре 1942 года в построенном им первом в мире ядерном реакторе, где в качестве замедлителя нейтронов использовался графит, а в качестве горючего – уран. Последние годы жизни ученый занимался физикой высоких энергий.
Одной из особенностей физических идей Ферми является их долголетие. Ряд последних работ великого ученого был оценён лишь после его смерти. Например, совместная работа Ферми и Ч. Янга по составным моделям элементарных частиц, в которой в качестве основных частиц рассматривались нуклоны и антинуклоны (модель Ферми – Янга). Когда она появилась, то многие, даже маститые физики-теоретики были удивлены её «бессодержательностью».
Но прошло время, и на основе работы Ферми – Янга появились новые модельные схемы, сыгравшие большую роль в развитии физики элементарных частиц. Одной из последних таких моделей является модель кварков.
В честь Ферми назван 100-й элемент в таблице Менделеева – «фермий». В США учреждена премия его имени, а также имя Ферми присвоено Чикагскому институту ядерных исследований.
Скончался Энрико Ферми 28 ноября 1954 года в Чикаго (США).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_сентября #Ф__