30 июня
1799 года родился Франсуас-Огюст БИАР (в городе Лион), французский художник XIX века, один из выдающихся французских живописцев-жанристов.
Будучи весьма прогрессивным человеком, он своими произведениями выступал ярым противником трансатлантической работорговли.
* * * * *
Много путешествуя, Биар всюду внимательно наблюдал и изучал природу, народный быт. Начиная с 1824 года, художник начал выставлять свои произведения в парижских салонах, но большую известность приобрёл лишь 9 лет спустя. В основном Биар, делал путевые зарисовки, а батальные и исторические сюжеты писал значительно реже. Он также неоднократно обращался к сценам морского абордажного боя.
Из интересных по содержанию, иногда полных драматизма, иногда комических, разумно скомпонованных и мастерски написанных им картин, наибольшую известность получили следующие полотна: «Арабы, застигнутые самумом в пустыне», «Странствующие комедианты», «Крещение при переходе через экватор», «Парад деревенской национальной гвардии перед мэром», «Дюкесн освобождает рабов-европейцев в Алжире», «Пустыня», «Борьба матросов с белыми медведями», «Герцог Орлеанский в лапландском чуме», «Семейный концерты», «Продажа рабов», «Гарем в Алжире» и некоторые другие.
Скончался Франсуас-Огюст БИАР 20 июня 1882 года в Фонтенбло, близ Парижа.
30 июня
В 1888 году родилась Ольга Фёдоровна АМОСОВА-БУНАК (в Ораниенбауме), русская советская художница неоклассицистического направления, сценограф, график.
* * * * *
Из семьи вице-адмирала императорского флота Ф. Амосова, она в 1903-05 годах училась в школе живописи и рисунка Я. Гольдблата в Петербурге. Её ученические работы экспонировались на выставках Академии художеств.
По рекомендации врачей Ольга подолгу жила в Крыму, в 1911 году уехала в Италию для поправки здоровья и продолжения художественного образования. Обучалась в Английской академии художеств в Риме, тогда же написала серию архитектурных пейзажей Рима.
С 1912 года она участница петербургских выставок «Товарищества независимых» и «Нового общества художников» Д.Н. Кардовского.
В июне 1915 года состоялась первая персональная выставка произведений художницы в Камероновой галерее Царского Села, получившая положительные отзывы в прессе. Все 260 работ, экспонировавшиеся на этой выставке погибли во время Гражданской войны.
Как театральный художник начинала в 1915 году с оформления петроградских спектаклей в театре «Привал комедиантов». Переехав в Москву, работала в Театре оперетты, первой студии МХТа. Работала художником в киноателье А. Ханжонкова.
В 1926 году приняла участие в экспедиции Института этнографии в Танну-Тувинскую республику, по материалам которой создала серию монументальных полотен, посвящённых жизни тувинцев. В 1928-31 годах работала художником фабрики Гознак, делала эскизы почтовых марок, проекты бланков Государственных займов.
В 1941 году подготовила свою вторую персональную выставку, открыть её помешала война. Вторую половину творческой жизни провела в Москве и Ленинграде. Создала большое количество живописных и графических произведений, преимущественно архитектурных пейзажей, серию гравюр «Архитектура Москвы в прошлом и настоящем». Иллюстрировала книги.
Работы художницы хранятся в ГРМ, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Театральном музее им. А.А. Бахрушина, частных коллекциях.
Скончалась Ольга Фёдоровна Амосова-Бунак 25 мая 1965 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_июня #А__
30 июня
В 1930 году родился Борис Владимирович РЫЦАРЕВ (в Москве), советский кинорежиссёр и сценарист, мастер жанра фильма-сказки. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Истории, снятые им, до сих пор пользуются зрительской любовью. Он относился к сказке как к чему-то, что реально присутствует в жизни, и умел перенести эту реальность на экран.
* * * * *
Учился на актёрском отделении театрального училища имени Щепкина, в 1958 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С.И. Юткевича).
Работал на киностудиях ЦКДЮФ имени М. Горького, «Молдова-фильм», «Беларусьфильм». Как режиссёр, получил известность в 1966 году после выхода на экраны фильма-сказки «Волшебная лампа Аладдина» и посвятил этому жанру большинство последующих работ.
Автор сценариев фильмов «Юность наших отцов», «Возьми меня с собой», «Ледяная внучка», «На златом крыльце сидели...» и других.
Награжден специальным дипломом жюри Всесоюзного кинофестиваля в Риге "За творческие усилия в развитии жанра сказки" – конкурс фильмов для детей и юношества: фильм-сказка «Принцесса на горошине» (1977).
Скончался Борис Владимирович Рыцарев 25 ноября 1995 года в Москве, похоронен на Миусском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_июня #Р__
30 июня
В 1922 году родился Владимир Васильевич ДРУЖНИКОВ (в Москве), советский актёр. Народный артист РСФСР.
В детском возрасте сыграл роль чеховского Ваньки Жукова и совмещал учёбу в школе с занятиями в драматическом кружке.
* * * * *
После окончания средней школы поступил в студию Центрального детского театра. Во время войны, имея бронь, вместе с театром эвакуировался в Сибирь. В 1943 году случайно поступил в Школу-студию МХАТа. Владимир подыграл на вступительных экзаменах во МХАТ своему поступавшему приятелю по детскому театру сцену из спектакля. После просмотра член комиссии Николай Хмелёв предложил Дружникову поступать.
Кинорежиссёр Владимир Петров в поисках актёра на главную роль в картину «Без вины виноватые» пришёл в студию МХАТа и увидел высокого и красивого Дружникова. Режиссёр предложил ему пробоваться на роль Незнамова. Дружников согласился, хотя ему пришлось уйти из школы-студии, т.к. там существовало твёрдое правило: студенты, снимающиеся в кино, автоматически исключались из этого заведения.
Фильм «Без вины виноватые» вышел на экраны в1945 году и сразу оказался лидером проката. Исполнитель главной роли Владимир Дружников мгновенно стал знаменитым.
В фильме режиссёра-сказочника А.Л. Птушко «Каменный цветок» он блестяще сыграл Данилу-мастера. Затем были фильм Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» и «Константин Заслонов» о герое Великой Отечественной войны, принёсшие актёру Сталинские премии.
С середины 1960-х годов снимался в кино эпизодически. Основным направление творческой деятельности актёра стали поездки с концертами по стране, чтение стихов и прозы, выступление на радио.
Владимир Дружников один из самых известных советских актёров дубляжа. Его своеобразным голосом говорили с экрана Гойко Митич, Жан Маре (серия о Фантомасе), Юл Бриннер («Великолепная семёрка») и другие известные иностранные актёры.
В 1970-е годы наиболее заметными картинами с участием Дружникова становятся: «Офицеры», «Человек в штатском», «Без права на ошибку», «Трактир на Пятницкой».
Скончался Владимир Васильевич Дружников 20 февраля 1994 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_июня #Д__
30 июня
В 1924 году родился Анатолий Михайлович САВЧЕНКО (в Новочеркасске), советский и российский мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Среди самых известных работ Анатолия Савченко — «Мойдодыр», «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся», «Возвращение блудного попугая» и другие.
Участник Великой Отечественной войны. В 1947 году поступил во ВГИК, получив максимально возможные оценки за рисунок, живопись, и за композицию. Своим учителем Анатолий Михайлович называл Анатолия Пантелеймоновича Сазонова — известного мультипликатора и книжного иллюстратора, преподававшего во ВГИКе в то время.
Окончив институт, Анатолий Михайлович получил распределение на работу в «Союзмультфильм», где он проработал художником-постановщиком 37 лет, до выхода на пенсию в 1990 году. Первым мультфильмом, в создании которого принял участие начинающий аниматор, стал «Лесной концерт», на работу над которым его пригласил Иван Петрович Иванов-Вано. В компании с ним год спустя Савченко работал над «Мойдодыром».
В паре с режиссёром Борисом Степанцевым Анатолий Савченко создал большое количество своих мультфильмов. Среди работ тандема — «Петя и Красная Шапочка», «Вовка в Тридевятом царстве», «Карлсон», «Щелкунчик». Всего же в послужном списке Савченко около 25 мультфильмов. Для мультфильмов о Карлсоне он сам разработал образ главного персонажа и он же предложил на озвучивание роли «домомучительницы» Фрекен Бок пригласить Фаину Раневскую.
Последней работой Анатолия Михайловича стал мультфильм «Мужество попугая Кеши», созданный им совместно с Елизаветой Жаровой после 20-летнего перерыва.
После выхода на пенсию Анатолий Савченко занимался иллюстрированием детских книг, в том числе «Мальчик-с-пальчик» и «Красная Шапочка» Шарля Перро, русские народные сказки — «Гуси-лебеди», «Репка» и другие.
Скончался Анатолий Михайлович Савченко 18 августа 2011 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_июня #С__
30 июня
1789 года родился Эмиль-Жан-Орас ВЕРНЕ (в Париже), французский исторический живописец и баталист, мастер монументально-декоративной живописи. Любил писать яростные схватки и бурные пейзажи, нередко сочетая их в едином образе.
* * * * *
Сын и ученик художника Карла Верне и внук художника Клода Жозефа Верне, он сделал блестящую карьеру живописца и дипломата, входя в политическую элиту страны как при Наполеоне I Бонапарте, так и во время Реставрации.
Верне имел неизменный успех у правящих кругов и буржуазной публики благодаря сочетанию в его картинах официальной парадности, поверхностных романтических эффектов (мелодраматический пафос, восточная экзотика) и натурализма. Он был директором Французской академии в Риме (1829-1835). Вместе с французской армией в 1833 году побывал в Алжире.
В 1836 и 1842-1843 годах приезжал с дипломатическими поручениями в Россию. Здесь его, особенно при дворе, буквально носили на руках. Николай I пожаловал ему орден Александра Невского с бриллиантами и русское потомственное дворянство. Верне получил заказ написать портреты царской семьи, честь, которой удостаивались только самые знаменитые художники своего времени, и удостоился чести сопровождать Николая I в его путешествии по России во время Вознесенских маневров.
Художнику были заказаны 4 картины на тему из событий русско-турецкой войны 1828-1829 годов, причем за каждую такую картину было уплачено по 50 тыс. рублей, что составляло по тогдашнему курсу 37 тыс. на серебро. За свой громадный холст «Взятие Варшавы» он получил от двора 200 тыс. франков, т.е. около 60 тыс. рублей!
Во время своего пребывания в России Орас Верне вращался при дворе и официально присутствовал на разных приемах и торжествах. Высшее общество Петербурга встречало его с энтузиазмом. Таким образом, пребывание живописца в России было для него сплошным триумфом. Удивляться тем ценам, которые были уплачены Орасу Верне за его картины русским двором не приходится, т.к. произведения этого знаменитого художника и на европейском рынке расценивались чрезвычайно высоко.
Практически полное отсутствие эмоций на лицах людей и стопроцентный реализм, и внимание к мельчайшим деталям – это не так уж трудно проследить в работах Ораса Верне. Величайшая наблюдательность, свойственная художнику, и при этом – холодный аналитический ум, соблюдение фактов.
Он получил широкую известность как автор патетических батальных полотен, в т.ч. огромных композиций, созданных в 1830-е и 1850-е годы по заказу Луи Филиппа и Наполеона III и хранящихся в Версале.
Скончался Эмиль-Жан-Орас ВЕРНЕ 17 января 1863 года в Париже.
30 июня
В 1914 году родился Владимир Николаевич ЧЕЛОМЕЙ (в Седлеце, Российская империя; ныне территория Польши), выдающийся советский ученый в области механики и процессов управления, конструктор ракетно-космической техники, академик АН СССР. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий.
* * * * *
Из семьи учителей народной школы, Владимир в 1937 году окончил Киевский авиационный институт, где и остался работать преподавателем. Будучи студентом посещал в Киевском госуниверситете и в Академии наук УССР лекции по математике и механике.
В 1937-38 годах он опубликовал 14 научных статей и уже в 1939 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».
В 1941 году начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве.
С 1944 года возглавлял Объединённое конструкторское бюро №51, ранее возглавлявшееся Н. Поликарповым, и ставшее сегодняшним «НПО Машиностроения» (г. Реутов, Московская обл.).
Там он работает над крылатыми ракетами с пульсирующими двигателями. Двигатели его конструкции устанавливаются в качестве ускорителей на истребителях авиаконструктора С.А. Лавочкина.
В 1951 году Челомей защитил докторскую диссертацию, а в 1952 году стал профессором МГТУ им. Баумана.
Его научные труды можно разделить на 2 группы: написанные до войны и после нее. К первой группе относятся работы Челомея по различным проблемам прикладной математики, устойчивости упругих систем, теории двигателей и колебаний сложных динамических систем с периодически меняющимися параметрами.
После войны многие труды Владимира Николаевича, имеющие оборонное значение, были засекречены. Но и среди опубликованных есть выдающиеся работы, подтверждающие многогранность его научных интересов.
Челомей был не только крупным ученым, но и выдающимся инженером. В 1950-х годах он высказал идею о раскрывающемся крыле, что значительно повышало боеготовность ракеты и позволяло разместить ее в пусковом контейнере. Такое техническое решение сейчас используется во всем мире. Как и его идея о полете ракеты на высоте около 100 м над водой и практически недоступной средствам радиолокации. Он возглавил работу над крылатой ракетой «Аметист», первой в мире стартовавшей из-под воды.
Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны: ракеты-носители тяжелого класса «Протон» (активно используются до сих пор); искусственные спутники Земли «Протон» (массой 12,2 т) и «Полёт» (первые в мире маневрирующие на орбите); первый проект долговременных орбитальных станции серии «Алмаз» и «Салют», пилотируемый корабль ТКС и т.п. Челомей пытался воплотить современную идею многоразового космического транспортного средства, но по не зависящим от него причинам не был реализован.
Челомей являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита». Заметный вклад он внес и в создание ракетных войск стратегического назначения. С конца 1960-х годов Владимир Николаевич возглавил разработку баллистической ракеты УР-100Н (SS-19, 1975 г.) для боевого ракетного комплекса шахтного базирования повышенной защищенности, находящейся на вооружении и сегодня.
Академик Челомей известен как талантливый ученый-теоретик, выдающийся конструктор и блестящий педагог, обладавший исключительным даром научного предвидения. Его научные идеи, оригинальные технические решения и практические разработки еще долго будут служить отечественной науке и технике. Им наработаны основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.
В 1974 году он избран действительным членом Международной академии астронавтики.
Скончался Владимир Николаевич Челомей 8 декабря 1984 года в Москве. Его память увековечена на Байконуре и в других городах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_июня #Ч__
30 июня
В 1891 году родился сэр Стэнли СПЕНСЕР (в Кукхеме, графство Беркшир), британский художник.
Один из одинадцати детей, он провел счастливое детство, окрашенное любовью к большой семье и Библии, которую его отец читал ежедневно.
Первое образование Спенсер получил в 1907 году в мейденхедском техническом институте. Год спустя он зарегистрировался в Школе изящных искусств Слейда в Лондоне, где проучился 4 года и получил от сокурсников прозвище «Кукхем», потому что, будучи студентом дневного отделения, возвращался каждую ночь в свой родной город.
В 1912 году картина Спенсера «Рождество» получила несколько призов. Раннее творчество показывает его широкий диапазон – от живописи XV-го столетия, относящейся к эпохе Возрождения, до прерафаэлитов и постимпрессионизма.
Во время I-й мировой войны Стэнли Спенсер служил медицинским дежурным и пехотинцем. Серия военных фресок «Все Души» отражают его участие в этой войне.
Спенсер был необычным художником: продолжив традиции прерафаэлитов, создал в своей живописи один из самобытнейших вариантов магического реализма. Сцены из быта английской глубинки превращаются у него в подобие мистических видений, включающих христианские мотивы. Другая тема, эротическая любовь, изображена в картинах, сделанных после женитьбе на на Хильде, своей первой любви.
Во время II-й мировой войны Спенсер был мобилизован как «военный художник», а после 1945 года жил уединённо и работал в Кливедене.
В 1950 году он становится командором ордена Британской империи, в том же году был принят в члены Королевской Академии художеств. С 1958 года Спенсер – почётный доктор искусств Саутгемптонского университета. В том же году посвящён в рыцари в Букингемском дворце.
В последние годы большое место в его творчестве занимала религиозная тематика.
Скончался Стэнли Спенсер 14 декабря 1959 года в Кливедене, графство Бакингемшир.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_июня #С__
30 июня
В этот день 1925 года по инициативе местных жителей, чтобы сохранить живописную природу, основан Государственный природный заповедник «Красноярские Столбы».
В настоящее время его площадь составляет 47154 га.
«Столбы» – уникальное явление на правом берегу Енисея – с северо-востока его территория граничит с Красноярском. О «Столбах» написано множество книг и статей, снято множество фильмов. Им посвящены стихи, о них написаны песни, они служат источником вдохновения художников. С ними связано множество судеб, на них произошло множество событий. На «Столбах» воспитаны выдающиеся скалолазы и альпинисты. На «Столбах» был создан удивительный живой уголок – приют доктора Айболита.
* * * * *
Заповедник славится своими уникальными скалами – утесами. Высота скал (их более 100) достигает 60-90 м. Горные породы представлены осадочными и вулканогенными толщами, имеющими возраст от кембрия (более 600 млн. лет) до каменноугольного периода. Столбы состоят из серо-розового гранита. За миллионы лет, орошаемые дождями и обвеваемые ветрами, они приобрели причудливую форму. Люди дали некоторым из них имена: «Дед», «Большой Беркут», «Львиные ворота», «Гриф», «Перья».
В «Красноярских Столбах» живет и работает движение любителей природы – столбистов, которые имеют свои традиции и своеобразный фольклор. Заповедник ежегодно посещают тысячи туристов и экскурсантов. Канатная дорога и прекрасные горнолыжные трассы позволили открыть в Красноярске единственный в Сибири и на Дальнем Востоке всесоюзный горнолыжный маршрут.
Заповедник «Столбы» находится на стыке трех ботанико-географических районов: Красноярская лесостепь, горная тайга Восточных Саян и подтайга Средне-Сибирского плоскогорья. Флора заповедника насчитывает 1037 видов высших сосудистых растений, из них 260 – мохообразные, более 150 видов относится к категории особо охраняемых. Здесь преобладает пихтовая тайга, типичная для среднегорья Восточного Саяна.
В фауне заповедника преобладают виды западных районов юга Сибири. Большинство млекопитающих заповедника лесные и таежные виды. Из 58 видов млекопитающих один вид (соболь) реакклиматизирован на территории заповедника в начале 1950-х годов и 2 вида – американская норка и ондатра были завезены и выпущены с целью акклиматизации на территории Красноярского края.
Орнитофауна представлена 199 видами птиц. Из них гнездящихся – 151, оседлых – 42, летующих – 109, пролетных – 12, зимующих – 8, залетных – 12.
В зимней орнитофауне фоновыми видами являются буроголовая гаичка и московка, длиннохвостая синица, поползень, свиристель, чечётка, рябчик, кедровка, пестрый дятел.
Летом к наиболее многочисленным видам относятся синий соловей, пухляк, пятнистый конек, корольковая пеночка, московка, зяблик, большая синица, поползень и пестрый дятел.
* * * * *
Почти все скалы заповедника имеют имена. Поименованы также некоторые отдельные камни и фрагменты (части) скал. На скалах проложены ходы, которые, как правило, ведут к вершинам. Короткие характерные ходы или участки ходов отнесены в категорию «ходики». «Хитрушка» – место на скале, прохождение которого требует особого мастерства. Спортивные трассы на скалах используются спортсменами для тренировок и соревнований (с применением снаряжения и страховки).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_июня
30 июня
В этот день 1908 года на Землю упал Тунгусский метеорит (примерно 60 км к северу и 20 км к западу от села Ванавара).
Пролёт гигантского шара-болида над обширной территорией Центральной Сибири (в междуречье Нижней Тунгуски и Лены) сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом.
Отмечается, что ещё за 3 дня до события в Европе, европейской части России и Западной Сибири стали наблюдаться необычные атмосферные явления: серебристые облака, яркие сумерки, солнечные гало. Британский астроном Уильям Деннинг писал, что ночью 30 июня небо над Бристолем было настолько светлым, что звёзды были практически не видны; вся северная часть неба имела красный оттенок, а восточная – зелёный.
Утренний полёт огненного тела двигавшегося в северном направлении наблюдался во многих поселениях Центральной Сибири, были слышны громоподобные звуки.
Форма тела описывается как круглая, сферическая или цилиндрическая; цвет – как красный, жёлтый или белый; дымовой след отсутствовал, однако описания некоторых очевидцев включают простирающиеся за телом яркие радужные полосы.
В 7 час 14 мин по местному времени над Южным болотом близ реки Подкаменной Тунгуски тело взорвалось; сила взрыва, по некоторым оценкам, достигала 40-50 мегатонн тротилового эквивалента.
Взрывной волной в радиусе 40 км был повален лес, уничтожены звери, пострадали люди. Из-за мощной световой вспышки и потока раскаленных газов возник лесной пожар, довершивший опустошение района. На огромном пространстве, начиная от реки Енисея и заканчивая атлантическим побережьем Европы, несколько ночей подряд наблюдались небывалые по масштабу и совершенно необычные световые явления, вошедшие в историю под названием «светлых ночей лета 1908 года».
Ученые выдвинули множество гипотез взрыва. Сейчас их насчитывается около 100. Приверженцы первой считают, что на Землю упал гигантский метеорит. Начиная с 1927 года, его следы искали в районе взрыва первые советские научные экспедиции. Однако на месте происшествия не оказалось привычного метеорного кратера.
Последующие экспедиции заметили, что область поваленного леса имеет характерную форму «бабочки», направленную с востока – юго-востока на запад – северо-запад. Исследование этой области показало, что взрыв произошел не при столкновении тела с земной поверхностью, а еще до этого в воздухе на высоте 5-10 километров.
Астроном В. Фесенков выдвинул версию столкновения Земли с кометой. Еще по одной версии, это было тело, обладавшее большой кинетической энергией, имевшее низкую плотность, малую прочность и высокую летучесть, что привело к быстрому его разрушению и испарению в результате резкого торможения в нижних плотных слоях атмосферы.
Тайна Тунгусского метеорита до сих пор не раскрыта.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_июня