4 марта
1840 года родился Иван Андреевич ПЕЛЕВИН (в Санкт-Петербурге), русский художник и мозаист. Пелевин являлся одним из самых плодовитых жанровых живописцев второй половины ХІХ столетия в русской реалистической живописи, работал преимущественно в области жанровой живописи, реже обращался к историческим темам. Создал свыше ста произведений.
С 1856 года учился в Императорской Академии художеств. В 1861 году получил малую серебряную медаль за этюд с натуры. Окончил Академию , в 1864 году Пелевин получил звание классного художника третьей степени за картины «Швея» и «Чтение газеты».
С 1868 по 1874 годы обучался в мозаическом отделении Академии, был удостоен звания академика жанровой живописи за картины «Молодая мать», «Деревенская швея», «Детский завтрак», «Деревенский пестун», «Два врага» и «Этюд девушки».
Начиная с 1860 годов Пелевин постоянно принимал участие в выставках Академии художеств, экспонировал свои произведения на Всемирных выставках в Лондоне и Париже, на Всероссийской выставке в Москве. В 1872 году участвовал в выставке ТПХВ.
Скончался Иван Андреевич Пелевин 18 июля 1917 года в Санкт-Петербурге .
Картины художника представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Курской областной картинной галерее имени А. А. Дейнеки, в других художественных музейных собраниях, галереях и частных коллекциях.
Известен Пелевин также как мозаичист, исполнил работы в Исаакиевском соборе в Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_марта #П__
4 марта
В 1655 году родился Витторе Джузеппе ГИСЛАНДИ /прозванный – фра Гальгарио/ (в Сан Леонардо, близ Бергамо, Ломбардия), итальянский живописец эпохи рококо, в основном известный своими портретами.
Искусствоведы отмечают в его творчестве влияние Рембрандта и находят параллель его портретам в живописи Хогарта.
* * * * *
Выходец из семьи художника, он первые навыки получил от отца. С 1675 года обучался в Венеции, где изучал искусство Тициана и Веронезе.
В 1702 году вступил в орден минимов (ответвление францисканского ордена). Работал также в Милане и Болонье, где сблизился с Джузеппе Мариа Креспи и в 1717 году был избран членом Академии Клементина.
Последние годы жизни провёл в монастыре Гальгарио в Бергамо, за что и получил свое прозвище – «фра (брат) Гальгарио».
Работы живописца представлены в Лувре, Эрмитаже, Национальной художественной галерее Вашингтона, Королевском музее в Амстердаме, музее Тиссен-Борнемисcа в Мадриде и других крупных музеях мира, в частных собраниях.
Скончался Витторе Джузеппе ГИСЛАНДИ в декабре 1743 года в Бергамо (Ломбардия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_марта #Г__
4 марта
В 1941 году родился Вячеслав Михайлович НАЗАРУК (в Москве), советский и российский художник-мультипликатор, живописец.
* * * * *
В 1965 году окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института (МГПУ) имени В.И. Ленина.
В 1968 году прошёл курсы художников-постановщиков ЦТ при Госкомитете по телевидению и радиовещанию.
В 1991-92 годах приглашён на киностудию "Дисней-фильм" для обмена опытом (чтение лекционных курсов по теории рисунка, живописи и композиции).
Работал в Главной редакции музыкальных программ ЦТ, студии «Мульттелефильм» ТО «Экран», преподавал в МГПУ им. Ленина.
Художник-постановщик 17 телевизионных фильмов-спектаклей («Снегурочка», «Вольный ветер», «Эгмонт»); 49 мультипликационных фильмов («Приключения кота Леопольда.», «Мамонтенок», «Крошка Енот», «Волшебник изумрудного города», «Чертенок с пушистым хвостиком» и другие).
Автор таких масштабных живописных полотен, как «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Проводы Перуна», триптиха на тему «Слово о полку Игореве» и др. Создал цветные, графические иллюстрации ко всем сказкам А.С. Пушкина. Так же создал иллюстрации более чем к 200 изданиям. В 2004 году присвоено звания Академика. Действительный член Международной Педагогической Академии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_марта #Н__
4 марта
1870 года родился Евгений Оскарович ПАТОН (в Ницце, Франция), советский учёный-механик и инженер, работавший в области сварки, мостостроения и строительной механики, руководитель Института электросварки, который с 1953 года носит его имя.
Герой Социалистического Труда.
Автор свыше 50 проектов железных клёпаных мостов.
Является автором и руководителем проектов более 100 сварных мостов. Среди них — один из крупнейших мостов мира: расположенный в Киеве цельносварной мост через Днепр, известный в настоящее время как Мост Патона.
* * * * *
Выходец из семьи русского консула, он окончил Политехнический институт в Дрездене. Вернувшись в Петербург известным инженером-строителем, автором проекта Дрезденского вокзала, Евгений Патон снова сел на студенческую скамью. Спустя год, сдав все экзамены и получив диплом инженера путей сообщения, стал специалистом по сооружению железнодорожных мостов.
Евгений Оскарович положил начало советской школе мостостроения и за выдающиеся заслуги в этой области был избран действительным членом Академии наук УССР.
На 60-м году жизни он стал организатором первого в мире Института электросварки в Киеве, который теперь носит его имя. В этом институте Патон разработал новые методы проектирования, расчетов и создания сварочных конструкций. Быстрее, дешевле, надежнее стали строиться каркасы заводских цехов, цистерны и вагоны, паровые котлы и суда, а в годы Великой Отечественной войны - танки.
В возрасте 70 лет он изобрел новый способ сварки под слоем флюса. И сегодня тысячи километров газопроводов свариваются по методу Патона.
Скончался Евгений Оскарович ПАТОН 12 августа 1953 года в Киеве, похоронен на мемориальном Байковом кладбище.
4 марта
В 1943 году родился Лучо ДАЛЛА (в Болоньи), итальянский композитор и исполнитель, автор хита «Памяти Карузо».
Являлся одним из самых значительных итальянских певцов, композиторов и актёров современности. Изначально сформировавшийся как джазовый музыкант, в более зрелой стадии своего творчества Лучо Далла раскрылся как автор песен и текстов к ним. Кларнетист, саксофонист и клавишник.
Прошёл многочисленные творческие фазы экспериментирования в различных музыкальных стилях, постепенно перейдя эти творческие границы, и полностью реализовав себя как автор и исполнитель итальянской песни. Оставил за собой более 50 лет творческой карьеры. Многие его песни приобрели известность за пределами Италии и некоторые из них были переведены на другие языки.
* * * * *
В 10 лет на день рождения он получил от своей матери в подарок кларнет.
Впервые начал выступать в 1950-е годы, дебютировал на сцене как музыкант джазового коллектива. В 1964 году уже известный итальянский певец Джино Паоли убедил Лучо Далла попробовать начать выступать со своими собственными концертами. Для своего дебюта он выбрал стиль соул.
Начиная с 1965 года Лучо Далла сотрудничал с такими авторами, как Серджо Бардотти, Джанфранко Бальдацци и Паоло Паллоттино.
В 1967 году впервые участвовал в фестивале Сан-Ремо. В 1971 году занял на фестивале 3 место с песней «04-mar-43».
С тех пор как Лучо Далла начал писать музыку, он работал как композитор с известным итальянским певцом Джанни Моранди, который записывал песни на его музыку. Особенно успешной оказалась специально написанная для Моранди песня «Occhi di ragazza» (1970).
Как результат активной творческой деятельности и плодотворного сотрудничества со многими поэтами и авторами в 1970-х годах происходит становление творческой зрелости Луччо Далла. Во время одного из концертов в Турине 4 апреля 1979 года, его собрались послушать примерно 20 тыс. человек, причём «Palasport», где проходил концерт, мог вместить только 15 тыс. человек – остальные 5 тыс. остались слушать концерт снаружи.
Одной из известнейших песен, написанных Лучо Далла, стала песня «Памяти Карузо» (1986). Версии исполнений которой такими певцами как Лучано Паваротти, Андреа Бочелли, Хулио Иглесиас, Мильва, Мирей Матьё (на французском) разошлись по миру многими миллионами экземпляров.
Кроме выпуска альбомов, композитор занимался издательской деятельностью. Он писал музыку к фильмам итальянских режиссеров Антониони, Моничелли, Плачидо.
Скончался Лучо Далла совершенно неожиданно утром 1 марта 2012 года во время гастролей в швейцарском городе Монтрё.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_марта #Д__
4 марта
В 1925 году родился Поль МОРИА (в Марселе), выдающийся французский композитор, аранжировщик и дирижёр, руководитель оркестра.
Со времени создания своего «Большого оркестра» он записал более 1200 новых мелодий (как обработок других авторов, так и собственных композиций).
* * * * *
В 4 года начал играть на пианино, затем учился в Марсельской консерватории по классу фортепиано. Изучая классическую музыку, Поль увлекся джазом и уже в 17 лет собрал свой первый оркестр. С первых же выступлений этого коллектива проявился характерный для Мориа стиль, который легко узнать среди сотен подобных, но от джаза он очень быстро перешел к эстрадной музыке.
В 1957 году переехав в Париж, Поль Мориа начал работать на студии звукозаписи «Barclay» аранжировщиком и аккомпаниатором, а потом и композитором. Будущую звезду заметил Шарль Азнавур, и с этого момента началась его карьера великого инструменталиста: работая с известным шансонье, Мориа познакомился с Мирей Матье, Лео Ферре, Далидой, Лени Эскудеро, Морисом Шевалье, Петулой Кларк и другими, делая для них аранжировки.
Только для одного Азнавура он сделал аранжировки 120 композиций, в т.ч. знаменитой песни «Мама».
В 1966 году Поль Мориа стал музыкальным директором Мирей Матьё. Совместно с поэтом Андре Паскалем он создал её главный хит «Mon credo» («Мое кредо»), пластинка с этой песней была продана тиражом в 1,3 млн. экз. За несколько лет сотрудничества он записал с Мирей Матьё около 50 песен. В 1967 году во время визита певицы в СССР на борту крейсера «Аврора» в Ленинграде родилась песня «Quand fera-t-il jour, camarade?», вошедшая в репертуар Мирей Матьё.
Композитором написана музыка к кинокомедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» с участием Луи де Фюнеса.
Большим личным успехом для Мориа стала мелодия «Chariot», которая удостоилась Гран-при на европейском фестивале «Евровидение» в 1962 году. А через год, получив английский текст и второе название «I will follow him», она покорила США.
Поль Мориа окончательно решает работать самостоятельно и в 1965 году создает свой знаменитый оркестр, с которым записывает популярные песни (их инструментальные версии), классическую музыку в собственной обработке.
Одним из первых у него вышел альбом, посвященный России «Russie de toujours» (1965), где его музыку всегда очень любили. Еще многие помнят, что мелодия «Манчестер и Ливерпуль» в аранжировке Поля Мориа много лет сопровождала сводку погоды после программы «Время», а «Жаворонок» – передачу «В мире животных»; его музыка звучала в «Кинопанораме». Миллионными тиражами разошлись пластинки с его записями в 1970-е годы. Поль Мориа также записывал инструментальные версии русских народных и эстрадных песен (мелодия «Sur un air du Vivaldi» – это обработка песни С. Никитина «Под музыку Вивальди»).
Всемирная же слава пришла к Мориа в 1968 году, когда он великолепно аранжировал композицию Андре Поппа «Любовь – голубого цвета».
В мире немного найдется подобных эстрадно-симфонических оркестров, пользующихся такой же славой и популярностью, как оркестр под управлением Поля Мориа. Он много гастролировал в США, Канаде, Корее, в странах Латинской Америки, и везде его ждал грандиозный успех.
Но настоящей любовью Поля Мориа была Япония, и свой первый авторский альбом «Love sounds journey» (1976) он посвятил именно этой стране. Последний концерт оркестра Поля Мориа с его участием в качестве дирижёра прошел в «стране восходящего солнца» – в старинном городе Осаке в 1998 году.
После этого он лишь принимал непосредственное участие в подготовке концертных программ.
Последний же альбом оркестра – «Romantic» был записан в 1997 году.
Скончался Поль Мориа 3 ноября 2006 года на юге Франции, в Перпиньяне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_марта #М__
4 марта
1902 года родился Константин Павлович РОТОВ (в Ростове-на-Дону), известный советский художник-график, карикатурист, иллюстратор многих известных книг: «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова, «Старик Хоттабыч» Л. Лагина, «Дядя Степа» и «Три поросёнка» С. Михалкова, «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, «Про гиппопотама» С. Маршака, «Дом переехал» А. Барто, «Белеет парус одинокий» В. Катаева и др.
Он бы художником-карикатуристом в сатирическом журнале в «Крокодил».
* * * * *
Художественное образование Константин Ротов получил в Ростовском художественном училище. Его первые карикатуры были напечатаны в 1916 году в журнале «Бич».
В 1921 году он был принят в Петроградскую Академию на графический факультет, но учиться не стал, а перебрался в Москву – работал в журнале «Крокодил», печатался во многих журналах и газетах. По эскизу Ротова создавалось панно для Советского павильона на Нью-Йоркской выставке 1939 года. Также Константин Павлович иллюстрировал книги многих известных писателей.
В июне 1940 года он был арестован. Даже на фоне бесконечных бесчинств тех лет его история выглядит нереальной, как страшный сон. Ещё в 1934 году весёлый Ротов показал сослуживцам набросок карикатуры, на которой простая лошадь ела овёс, а на спине лошади сидели воробьи, ожидая своего часа, потому что питаются они, извините, конским навозом. Все посмеялись и (вроде бы) забыли, карикатура никогда и нигде не была опубликована, но через 6 (!) лет Константина Ротова арестовали с формулировкой «дискредитация советской торговли и советской кооперации».
В Соликамске, где он отбывал срок, работая художником, его талант получил дальнейшее развитие – им было создано множество живописных полотен, на которых Ротов передал не только суровость и величие северной природы, но и настроение, царящее среди заключенных ГУЛАГа.
Одна из узниц писала: «…корни его таланта находили чистую воду даже в ядовитой почве тюремно-лагерной безысходности, замешанной на крови миллионов людей…».
Константин Павлович был освобождён 4 января 1948 года без права проживания в 100 городах страны. Он поселился в городе Кимры (Тверская область), но уже в декабре без предъявления обвинений был отправлен на пожизненное поселение в Красноярский край, где работал художником в рабочем клубе.
Полностью же Ротов был реабилитирован в 1954 году. Возвратившись в Москву, он работал в журнале «Крокодил» и детских журналах, создал замечательный, сразу полюбившийся читателям журнала «Юный техник», образ Самоделкина – изобретательного человечка с винтиком вместо носа.
В дальнейшем автор вместе с Самоделкиным успешно «перекочевал» в журнал «Веселые картинки», где создавал удивительные по своей теплоте и юмору настоящие «веселые картинки».
Трудно представить – из 58 лет своей жизни весёлый художник Ротов целых 14 лет был политзаключённым.
Спрашивается: как после этого найти силы, чтобы рисовать милого «Дядю Стёпу» или расчудесных «Трёх поросят»?
Ответ простой: живого художника может остановить только смерть. Незадолго до неё у него отнялась правая рука. Он попытался рисовать левой, но научиться не успел.
Скончался Константин Павлович РОТОВ 16 января 1959 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
* * * * *
Карикатурная пора ушла в историю, а вот детский Ротов, т.е. Ротов-иллюстратор детских книг, остался навсегда.
Самый настоящий капитан Врунгель, самый любимый старик Хоттабыч и такой дядя Стёпа, который наверняка стоит «первым по росту» среди других рисованных михалковских милиционеров… – память на долгие годы Константину Павловичу Ротову.
4 марта
В 1678 году родился /Дон/ Антонио Лючио ВИВАЛЬДИ (в Венеции), великий итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог.
Один из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта – кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.
Он еще при жизни получил широкое признание во всей Европе, автор 90 опер. В первую очередь серией из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
* * * * *
Его отец был главным скрипачом в капелле собора Св. Марка и он же стал первым учителем музыки для Антонио. С 10 лет мальчик стал играть на скрипке, а в период 1689-92 годов замещал отца в капелле собора ввиду частых отлучек того из Венеции.
Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать священнослужителем; в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер.
1 сентября 1703 года поступил на службу преподавателем по классу скрипки в консерваторию церковного приюта «Пиета». Позднее стал дирижёром оркестра и руководителем концертов. В обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этой консерватории.
Свое первое сочинение он написал уже в 1691 году.
Манера Вивальди отличалась смелым новаторством. Например, он ввел в оркестр духовые инструменты, которые тогда считались пригодными только для исполнения военных маршей. Антонио отличался недюжинной работоспособностью и за 5 дней мог с легкостью написать трехактную оперу.
В 1723-24 годах Вивальди в течение трех карнавальных сезонов пожинал триумфальный успех в Риме, выступление в котором считалось наиболее серьезным испытанием для любого композитора. Там он выступил с операми «Геркулес на Термодонте» (1723), «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» (1724).
Наиболее популярными у современников стали программные концерты, особенно знаменитые «Времена года». Под этим названием приобрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра.
В 1740 году Вивальди окончательно оставил Венецию и направился к императору Карлу VI, своему покровителю. Он прибыл в Вену в очень неудачное время, через несколько месяцев после его прибытия скончался Карл VI, и началась война за австрийское наследство. В Вене никому не было дела до Вивальди и музыкант выехал ненадолго для поиска работы в Саксонию в Дрезден, где он и заболел.
Больной, всеми забытый, безо всяких средств к существованию, Антонио Лючио Вивальди был вынужден вернуться в Вену, где и скончался 28 июля 1741 года. Похоронен на кладбище, предназначенном для бедняков.
* * * * *
Лишь только в ХХ веке было издано полное собрание опусов композитора. Всего же им написано более 500 концертов, 100 сонат, а также симфонии и серенады.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_марта #В__
4 марта
В 1908 году родился Александр Павлович БУБНОВ (в Тифлисе), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член-корреспондент АХ СССР.
Главным образом он жанрист и исторический живописец. Для его творчества в зрелый период характерны широкая живописная манера, мажорная звучность цвета, стремление в изображении повседневных явлений советской действительности выразить новые и значительные черты жизни народа.
* * * * *
По большому счету он был самоучкой – в 1919 году какое-то время обучался в художественной школе города Аткарска Саратовской губернии. Однако её быстро закрыли, юный Саша Бубнов вынужден был заниматься рисованием и живописью под руководством школьного учителя.
Лишь в 1926 году после окончания девятилетки он приезжает в Москву и поступает в Высший художественно-технический институт.
По окончании института в 1930 году, Бубнов отбыл на 2 года на Кузнецкстрой, где работал младшим архитектором, и по понятным причинам ему было не до большой живописи. Лишь после возвращения в Москву он обращается к главному делу своей последующей жизни.
Во время Великой Отечественной войны много работал по агитплакату, делал рисунки для журналов и листовок.
Очень интересны работы Бубнова в области книжной иллюстрации – серия иллюстраций к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», к «Тарасу Бульба» Н.В. Гоголя. Интересно, что при создании современного фильма «Тарас Бульба» художник-гример за основу грима для актера, играющего в фильме главную роль, взял именно образ, созданный Александром Павловичем.
Отдельную главу творчества художника составляет его восточный цикл. Это настоящее буйство красок, и в то же время живописец скрупулезно точно выписывает мелкие детали. По его полотнам можно изучать восточную этнографию. Он разносторонний художник, прекрасный пейзажист.
Наиболее известные его произведения: «Октябрины» (1936); «Утро на Куликовом поле» (1943-1947, 1948), «Вечер на пашне» (1959-1960); «На поле» (1959-1960), «Осень» (1961-1962).
Скончался Александр Павлович Бубнов 30 июля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_марта #Б__