8 декабря
В 1855 году родился Владимир Алексеевич ГИЛЯРОВСКИЙ (в имение графа Олсуфьева, Вологодская губерния), известный русский писатель, журналист, бытописатель Москвы.
Жизнь, полную удивительных приключений, событий и наблюдений, он описал в произведениях «Мои скитания», «Москва и москвичи» и др.
Книги Гиляровского популярны и сегодня. «Москва и москвичи» – произведение, которое должен прочитать каждый человек, интересующийся русской и столичной культурой конца XIX века.
* * * * *
Выходец из семьи помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева, Владимир в 1865 году поступил на учебу в Вологодскую гимназию и сразу в первом же классе остался на второй год.
В гимназии он начал писать стихи и эпиграммы на учителей («пакости на наставников»), переводил стихи с французского языка. В период обучения в гимназии два года изучал цирковое искусство: акробатику, джигитовку и т.д. Общался со ссыльными народниками (один из ссыльных дал Гиляровскому книгу Чернышевского «Что делать?»).
В 1871 году после неудачного экзамена Владимир Гиляровский без паспорта и денег сбежал из дома, и устроился работать бурлаком.
Дойдя с бурлаками до Ярославля, он решил стать военным и поступил в Нежинский полк. Успехи молодого человека отметило начальство, и Гиляровский был зачислен в Московское юнкерское училище, однако вскоре его оттуда выгнали за полное отсутствие дисциплины. Но Владимир, который к тому времени уже напечатал несколько стихов в вологодских газетах, не расстроился. Он сменил несколько профессий: от объездчика молодых лошадей до циркового артиста, играл в провинциальных театрах, и даже освоил ремесло пожарного. Вернулся в армию Гиляровский только в 1877 году, когда началась война с Турцией. За храбрость и верную службу отечеству он был награжден орденом святого Георгия IV-й степени.
Параллельно Владимир Гиляровский стал публиковать стихи в журнале «Будильник» и печататься в московских газетах. В этот период началась его дружба с Антоном Чеховым, продлившаяся всю жизнь. Литераторство так увлекло Гиляровского, что он ради писательства и репортерской работы устроился на работу в газету «Московский листок».
Вскоре Владимир Алексеевич стал одним из лучших и известных московских репортеров. Он писал репортажи с пожаров, вел журналистские расследования. Громкую славу ему принес репортаж о трагедии на Ходынском поле в 1896 году, во время народного гулянья по случаю коронации императора Николая II. Гиляровский был там лично и своими глазами видел всю катастрофу, где сам он чудом остался жив. Репортаж об этой трагедии был им опубликован через день после происшествия.
Как писатель, Гиляровский писал о людях, с которыми сталкивался на репортерской работе, которых знал и любил. Но главным и любимым у читателей произведением «дяди Гиляя» (так называли его в редакциях московских газет) стало «Москва и москвичи» – сборник очерков о жизни столице России, в которых писатель с любовью и удивительной красочностью нарисовал картину города конца XIX – начала XX века.
В старости, почти полностью ослепнув, он все же продолжал самостоятельно писать.
Скончался Владимир Алексеевич ГИЛЯРОВСКИЙ 1 октября 1935 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_декабря #Г__
8 декабря
1826 года родился Адольф Иосифович ШАРЛЕМАНЬ (в Санкт-Петербурге), русский батальный, исторический и жанровый живописец, академик, действительный член Академии художеств.
Он автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой Атласной колоды!), а также формы придворных арапов.
* * * * *
Происходил из семьи обрусевших французов: его дед Ж.-Б. Шарлемань-Боде, скульптор-декоратор из Руана, переселился в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II; отец, воспитанник Императорской Академии художеств был придворным архитектором; брат также стал известным архитектором.
Будущий академик живописи и будущий создатель Атласных карт общее образование получил в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра. В 1848 году он поступил в Академию художеств, в которой занимался по классу исторической и батальной живописи под руководством Ф. Бруни и Б. Виллевальде.
По окончании учебы в 1855 году Адольф Шарлемань получил большую золотую медаль за картину «Суворов на Сен-Готарде» (Большой Гатчинский дворец), приобретя право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии. Он в том же году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Коцебу и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии». За второе из этих произведений в 1859 году был удостоен звания академика.
Затем художник совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.
Из-под его кисти, карандаша и пера вышло множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Шарлемань много работал как иллюстратор, его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей журналов для их воспроизведения, тем или другим графическим способом.
В 1867 году появилась наиболее примечательная из картин Адольфа Шарлеманя «Екатерина II в мастерской Фальконе», доставившая художнику звание профессора и приобретённая императрицей Марией Александровной. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала.
С 1871 года Шарлемань служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг. В том же году он был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II.
Помимо всего Адольф Шарлемань расписывал храмы, участвовал в подготовке костюмов для «Исторического бала» у великого князя Владимира Александровича, а также в разработке большого герба Империи, превратив рыхлую композицию государственного герба в округлый и компактный геральдический шедевр и развернув щитодержателей-архангелов, прежде глядевших в разные стороны, навстречу друг другу!.. Но бессмертие художнику принесли Атласные карты, эти его произведения знали в каждом доме!
Секрет успеха Атласной колоды – в минимализме: эскиз был сделан для печати в четыре краски — черную, желтую, синюю и красную. Рисунок карточных фигур – лаконичный, лишен ненужных деталей и сложных ракурсов. В самом облике королей, дам и валетов чувствуется величие и достоинство, что выгодно отличает Атласные карты от жеманных или легкомысленных картинок других русских карт того времени.
Шарлемань не создал какого-то принципиально нового карточного стиля, а просто мастерски переработал уже существующие рисунки прошлых веков.
Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Понятие «атласные» в середине XIX века относилось не к рисунку, а к технологии их изготовления. Карты на атласной бумаге не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили. Постепенно вся карточная продукция в России стала изготавливаться на атласной бумаге, но Атласные карты Шарлеманя стали брендом.
Художник сделал успешную карьеру, в 1873 году был удостоен титула художника Его Императорского Величества и должности придворного живописца.
Скончался Адольф Иосифович ШАРЛЕМАНЬ 31 января 1901 года в Санкт-Петербурге, похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища.
8 декабря
В 1881 году родился Альбер Леон ГЛЕЗ (в Париже), французский художник-кубист, философ, основоположник и теоретик кубизма.
Он не просто творил в стиле, который позднее приобретет название «кубизм», но и занимался его теоретическим обоснованием в искусстве – в свет вышло несколько книг, повествующих о направлениях и философии кубизма.
* * * * *
Альбер вырос в семье художника по тканям, который управлял крупной промышленной мастерской дизайна. В 18-летнем возрасте он начал работать в мастерской отца и это единственное художественное образование, которое получил Глез, помимо школьных уроков.
В 1902 году он поступает на военную службу, в пехотный полк, где проводит 4 года. Тут Альбер начинает серьезные занятия живописью, рисуя, в основном, пейзажи в импрессионистском стиле. В этих работах чувствуется сильное влияние Сислея и Писсарро. Хотя очевидно, что, даже ориентируясь на импрессионистов, он явно отходит от импрессионизма.
Его первая картина выставляется в 1902 году, а через год на Осеннем салоне экспонируется уже две его работы. В 1906 году в Лионском Музее изящных искусств Глез показывает картину «Рыночный день в пригороде».
Ранний период творчества картины Альбера Глеза относят к импрессионизму, позднее он начинает работать в технике кубизма и создает выставку работ, выполненных в угловатом стиле, а еще несколько лет спустя становится участником кубистической выставки «Золотое сечение».
К концу 1910-х годов его стиль все больше напоминает постимпрессионизм с уклоном в символизм и натурализм. В 1909 году под влиянием А. Ле Фоконье и Ж. Метценже Глез разрабатывает геометрически упрощённый стиль в живописи, и в 1910 году в Салоне Независимых выставляет свои «угловатые» картины.
В 1912 году художник вводит термин «кубизм». Его картина «Размалывание зерна» (1912) относится уже к аналитическому кубизму, а в 1914 году он обращается к синтетическому кубизму. Еще через год Альбер Глез работает над своими первыми абстрактными картинами, которые к 1931 году собираются в цикл «Композиции ритма». В 1951 году художнику присуждается Гран-при на биеннале в Ментоне.
В 1920-х годах он активно занимался художественной критикой и преподавал.
Большое собрание работ художника хранится в лионском Музее изящных искусств.
Скончался Альбер Леон ГЛЕЗ 23 июня 1953 года в Авиньоне (Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_декабря #Г__
8 декабря
В 1892 году родился Александр Александрович ОСМЁРКИН (в Елисаветграде, Херсонская губерния, Российская империя), выдающийся русский, советский живописец, график, театральный декоратор и педагог, профессор живописи и руководитель персональной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Был участником «Бубнового валета» – группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами».
* * * * *
В юности Александр мечтал стать актером, но увлеченность живописью взяла верх. Он получил хорошее художественное образование. Его первым наставником стал художник-передвижник Ф. Козачинский, преподававший в рисовальных классах при Елисаветградском земском реальном училище.
В 1910 году учился у Николая Рериха в школе поощрения искусств при Петербургской Академии художеств. Через год становится студентом Киевского художественного училища, а в 1913 году переезжает в Москву и поступает в школу И. Машкова.
Будучи натурой многообразно одаренной Александр Осмеркин дружил с А. Ахматовой, С. Есениным, Л. Гумилевым, Л. Утесовым, П. Кончаловским, О. Мандельштамом, А. Лентуловым и другими выдающимися личностями. Хотя в искусстве он выбрал путь живописца, в душе был артистом и очень любил поэзию. Знал наизусть Пушкина, зачитывался Толстым.
После Октябрьской революции он работал преподавателем в Свободных художественных мастерских, затем в Ленинградской Академии художеств, Московском художественном институте имени В.И. Сурикова.
Преподавание и перемены в стране не мешали ему творить. В тот период художник создает огромные панно для сцены театра Московского Совета рабочих депутатов, участвует в украшении столичных улиц к революционным праздникам. В Великую Отечественную войну Александр Александрович работает в мастерской оборонного плаката «Окна ТАСС»; пишет портреты военных деятелей, летчиков, танкистов.
Испытав все тяготы революционных и военных лет, он до конца своих дней, оставался преданным искусству. В 1947 году власть предержащие обвинили педагога Осмеркина в распространяемой среди учеников, пропаганде западной живописи. После пережитых событий у художника случился инсульт.
Скончался Александр Александрович ОСМЁРКИН 25 июня 1953 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_декабря #О__
8 декабря
1881 года родился Николай Иванович ФЕШИН (в Казани), русский и американский художник, график, скульптор, представитель импрессионизма и модерна.
* * * * *
Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В 14-летнем возрасте Николай поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 году по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Академии художеств , где перешел в мастерскую Ильи Репина.
Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта. Конкурсная программа «Капустница» (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку.
С 1908 года Николай Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает его творческой жизни.
Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность.
Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923-1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы, он вел специальный мастер-класс, участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях.
Главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни, которая требовала другого климата. Приехав на лето 1926 года, Николай Иванович понял, что уезжать не хочет.
Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда четы Фешиных это была цветущая художественная колония, которая превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.
Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».
Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Но все кончилось, когда жена попросила развод. Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Николая Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще 20 лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком.
Скончался Николай Иванович ФЕШИН 5 октября 1955 года в Санта-Монике. В 1976 году прах художника перезахоронен в Казани.
--------------------------------------------------------------
Смотри еще работы Николая Ивановича Фешина по ссылке: https://gallerix.ru/storeroom/2114439537/
8 декабря
В 1886 году родился Диего РИВЕРА /имя при рождении – Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес/ (в городе Гуанахуато), мексиканский живописец, художник-монументалист и график, архитектор, политический деятель.
Он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий.
Диего Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. За успехи был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию. С 1907 года учился в Академии художеств в Мадриде, затем жил и работал в Париже, Италии. Был близко знаком с парижской художественной элитой.
Ривера испытал влияние, как классического европейского изобразительного искусства, так и модернизма. Очень близки ему были традиционные мексиканские художественные жанры и стили.
В 1921 году художник вернулся в Мексику. Он включился в осуществление государственной художественной программы по украшению фресками общественных зданий.
Им был выработан собственный стиль монументальной живописи. В 1930-е годы Ривера стал одним из самых известных художников Мексики. Он также работал над росписями зданий в Нью-Йорке, Детройте и Сан-Франциско.
Большая выставка произведений Диего Риверы состоялась в 1931 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В течение нескольких лет после 1934 года он занимался преимущественно станковой живописью. Работая в технике масла и акварели, художник отдавал предпочтение таким жанрам, как портрет и пейзаж.
Начиная с 1940 года, Ривера занимался фресковой живописью: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико.
Жена художника – известная художница Фрида Кало.
Скончался Диего Ривера 25 ноября 1957 года в Мехико, похоронен на территории «Ротонды прославленных творцов».
—------------------------------------------------------
Смотри «Картины Диего Ривера» по ссылке:
http://www.staratel.com/pictures/rivera/main.htm
—------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_декабря #Р__
8 декабря
1934 года родилась Алиса Бруновна ФРЕЙНДЛИХ (в Ленинграде), блистательная советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР. Лауреат четырёх Государственных премий.
Она – обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005).
* * * * *
Ещё в детстве Алиса начала проявлять артистические способности. Она часто сама с собой играла в «театр», тайком от взрослых надевая мамины платья. Наблюдая за спектаклями с участием своего отца, она знала, что станет актрисой.
Служение театру она начала в возрасте 23 лет и продолжает по настоящее время: Театр имени Комиссаржевской (1957-1961), Театр имени Ленсовета (1961-1983) и Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова (с 1983 года по настоящее время; одна из ведущих актрис).
Фильмы с участием Алисы Фрейндлих составляют «золотой фонд» отечественного кинематографа: «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984), «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009) и др.
Сегодня Алиса Бруновна Фрейндлих – первая леди петербургской сцены, кого только не игравшая за всю свою долгую и плодотворную карьеру.
8 декабря
1864 года родился Анатолий Леонидович ДУРОВ (в Москве), выдающийся русский клоун и дрессировщик.
Для него характерным было умение прибегнуть к остроумному экспромту, ответить дерзко и в то же время шутливо, поставить противника в глупое положение. Он был остроумен не только на арене, но и в жизни. Дуров смеялся и издевался над крупными чиновниками. Сатирические шутки клоуна вызывали ярость реакционных газет.
Вместе с братом Владимиром являлся основателем целой династии знаменитых цирковых артистов.
* * * * *
Рано потерявших родителей Толю и его брата Володю взял на воспитание их крестный отец, который определил мальчиков на обучение в Первый Московский кадетский корпус. Но учеба братьев не интересовала, еще в детстве они увлеклись цирком. Анатолий мечтал быть клоуном и с интересом изучал науку акробатики, Владимира же привлекали животные.
Поэтому их учеба и подготовка к военной карьере закончилась быстро – оба сбежали из дома в бродячий цирк Ринальдо. В этом балагане братья прошли хорошую, хотя и трудную актерскую школу.
В 1879 году состоялся дебют Анатолия как клоуна, и с тех пор он всегда стремился удивлять публику. Цирк много путешествовал по городам и селам России, и везде выступления Дурова шли с огромным успехом. Он сам себя по праву считал, прежде всего, клоуном-сатириком, став первым цирковым артистом, обратившимся к политической сатире.
Свои номера он обычно соединял с показом дрессированных животных. Но сама по себе дрессировка его интересовала мало, звери по преимуществу служили ему для всякого рода аллегорий и острых политических сравнений. Сила Анатолия Дурова заключалась в том, что он умел очеловечить животных, с их участием он ставил басни, сцены и даже целые пьесы на злобу дня, острые и эксцентричные, подчас адресованные конкретным чиновникам, которых он хотел поставить в глупое положение. Дуров ненавидел бюрократизм, полицейский произвол, обывательскую тупость, и высмеивал их в своих сценках.
К началу 1890-х годов артист оказался настолько успешным, что ведущие цирки страны не представляли свою программу без его номеров, а публика часто ходила только «на Дурова», покидая выступления других цирковых мастеров.
Успех Анатолия Леонидовича возрастал, лучшие цирки приглашали его на гастроли. Но мировая известность пришла к нему в 1890 году, когда он выступил с гастролями в Австрии, Германии, Испании, Франции и Италии. Анатолий Дуров был не только красив, изящен и обаятелен, но превосходно читал монологи и был дерзок.
В 1907 году он купил на окраине Воронежа усадьбу, где основал дом-музей. Воронеж стал резиденцией Анатолия Леонидовича. Циркачи называли этот город «дуровской столицей», а самого Дурова – «Почитай-губернатором». Власти и чиновники побаивались языкастого клоуна, гордо именовавшего себя Королем шутов, но не шутом Королей.
Выдающийся клоун и дрессировщик, положивший начало целой династии цирковых артистов, Скончался Анатолий Леонидович ДУРОВ 20 января 1916 года в Мариуполе во время гастролей. Похоронен в Воронеже, во дворе своего дома-музея.
8 декабря
В 1929 году родилась Клара Михайловна РУМЯНОВА (в Ленинграде), советская и российская актриса кино и радио, обладавшая узнаваемым характерным высоким голосом, известная в первую очередь работой по озвучиванию персонажей более 300 мультфильмов. Заслуженная артистка РСФСР.
* * * * *
В детстве у нее был очень низкий голос, альт. Когда, будучи десятиклассницей, Клара увидела фильм с Любовью Орловой, то твёрдо решила, что станет актрисой.
В конце 1940-х годов она переехала в Москву и с первой попытки поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), где училась у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Студенткой ВГИКа она ездила с концертами в Подмосковье. Однажды Клара сильно простыла и потеряла голос. Продолжение учёбы во ВГИКе оказалось под угрозой. Когда же голос после болезни полностью восстановился, она вдруг стала говорить очень высоким голосом, голосом, впоследствии, так хорошо знакомым миллионам зрителей.
По окончании института в 1953 году Клара Румянова стала актрисой Театра-студии киноактёра. Сниматься в кино она начала, будучи студенткой. Появилась на экране в фильмах: «Сельский врач», «Они были первыми», «Четверо», «Жизнь сначала», «Воскресение», «Время, вперёд!», «12 стульев».
С 1970 года актриса практически перестала сниматься и тяжело переживала отсутствие приглашений от киностудий, но в то же время она стала одной из самых востребованных актрис для озвучивания мультфильмов и радиопередач.
Её голос звучит почти в каждом втором мультфильме, многие из которых вошли в Золотой фонд отечественной анимации: «Лягушонок ищет папу», «Почта», «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашково», «Козлёнок, который считал до десяти», «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена», «Умка» и др.
Клара Румянова – единственная актриса, удостоенная почётного звания Заслуженный артист РСФСР за работу в мультипликации.
Она записывалась на радио, исполняла детские песни, романсы, выступала на эстраде с поэтическими композициями.
Является автором книги «Имя мне – женщина» (Золотая Пушкинская медаль, 2002).
Скончалась Клара Михайловна Румянова 18 сентября 2004 года в Москве, урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_декабря #Р__
8 декабря
В 1815 году родился Адольф фон МЕНЦЕЛЬ (в Бреслау), немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.
Первой художественной школой для него стала литографическая мастерская отца. Необходимость кормить семью (после смерти отца) заставила Адольфа браться за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т.д.
Он недолго (всего 6 месяцев) посещал классы Академии художеств в Берлине и был практически самоучкой. Впервые Менцель стал известен в 1833 году тетрадью рисунков, исполненных пером и изображавших «Жизнь художника».
За этим юношеским трудом последовал ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» и несколько первых его опытов в живописи масляными красками: «Игра в шахматы» (1836), «Юридическая консультация» (1837), «Судебное заседание» (1837) и др.
В 1840-е годы художник начинает писать с натуры. Возникает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Адольфа фон Менцеля в Национальной галерее Берлина. Они резко изменили сложившееся мнение о его творчестве.
В 1849-56 годах он пишет картины из жизни Фридриха Великого. Воспроизводя их с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, Менцель составил себе громкое имя у соотечественников.
В 1873 году Национальная Галерея приобрела его картину «За круглым столом короля Фридриха II Великого», а позже несколько других картин. В 1885 году в Париже состоялась выставка Адольфа Менцеля, а в Берлине в честь его 70-летия была организована выставка с чествованием художника.
Его слава принесла ему множество наград: в 1853 году он был избран членом Королевской академии художеств, в 1856 получил звание профессора (но никогда не преподавал), также был награжден несколькими медалями. Сам же Адольф фон Менцель относился к этим почестям довольно скептически.
Художник много путешествовал, и это служило ему источником сюжетов для рисунков, жанровых полотен, пастелей. Но в этих работах уже не было той поэтичности и взволнованности, которые были присущи его ранним работам.
Более 20 лет (1863-1885) он работал над серией гуашей и акварелей, объединённых в «Детский альбом», в котором собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т.д.
Последние годы жизни Менцель посвятил графике, хотя на протяжении всего творческого пути не расставался с карандашом: только в Национальной галерее в Берлине есть свыше 5 тыс. его рисунков.
В 1880-90-х годах художник обращается к образу старости; изображая портреты стариков и старух, он ищет психологическое выражение этого состояния.
Скончался Адольф фон Менцель 9 февраля 1905 года в Берлине, оставив после себя более 6 тыс. рисунков.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_декабря #М__
8 декабря
В 1826 году родился Сильвестро ЛЕГА (в Модильяна, провинция Романья), итальянский художник, представитель тосканской школы, один из главных в движении маккьяйоли.
Его пейзажи и портреты отличаются яркой декоративностью и чёткой контрастностью. Творчество Лега оказало большое влияние на развитие итальянского веризма.
* * * * *
В начале 1840-х годов он приехал во Флоренцию и поступил в Академию художеств, в класс Э. Полластрини, одновременно занимался в студии Л. Муссини, поклонника Энгра.
Сражался в войне за независимость Италии в Тоскане и Ломбардии (1848-1849). После возвращения во Флоренцию продолжил обучение в Академии, в 1852 году получил серебряную медаль за картину «Давид, играющий перед Саулом».
В 1860 году принял участие в конкурсе, организованном правительством Тоскани и был удостоен второй премии за картину о походе Гарибальди. Полотна Лега, как и удостоенного первой премии Фаттори, стали новым словом в исторической живописи Италии.
В середине 1850-х годов Сильвестро Лега вошел в группу Маккьяйоли – объединение молодых художников, выступающих против академического стиля в живописи. Совершенно разные по человеческому и художественному темпераменту они были дружны между собой, имели шутливые прозвища, поддерживали друг друга в трудные минуты.
С период 1861-70 годов они совместно работали на пленэре в провинции Пьяджентина на берегу Арно. Лега пишет пейзажи, жанровые сценки, зарисовки с натуры, в которых его привлекает проблема изображения атмосферы света и воздуха, внимание к повседневной жизни итальянцев («Прогулка в саду», «Романтическое чтение», «Курьёз»).
С помощью ярких красочных пятен он пытался передать живописность тосканской природы. Бытовые жанровые картины Лега близки к веризму и бидермайеру – «Пение скворца», «Женщина в кухне».
Из-за резкого ухудшения зрения Сильвестро Лега после 1872 года практически прекратил занятия живописью. Не смог он и преподавать. В 1875 году Лега попытался создать во Флоренции галерею современного искусства, но не нашёл финансовой поддержки. Знакомство с творчеством импрессионистов подвигло Лега снова заняться живопись. Тогда он написал пейзажи «Сад в Белларива», портреты знакомых «Элеонора Томасси в саду» и др.
Полотна Лега в настоящее время находятся в основном в частных коллекциях, а также в галерее Питти во Флоренции, галерее Брера и Галерее современного искусства Милана, городском музее Форли.
Скончался Сильвестро Лега 21 сентября 1895 года во Флоренции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_декабря #Л__
8 декабря
В 1844 году родился Эмиль РЕЙНО (в Монтрёй), французский изобретатель, художник и популяризатор науки, предтеча мультипликации.
В честь первого показа «светящихся пантомим» Рейно в 1892 году день 28 октября отмечается как Международный день анимации. Праздник был утверждён АСИФА в 2002 году.
* * * * *
Сын медальера и часовщика, Рейно с детства работал у отца в мастерской. В 14 лет он начал осваивать ремонт и отладку оптических инструментов, а одновременно работать ассистентом парижского фотографа-портретиста Адама Саломона, занимаясь ретушью фотографий. В 1864 году он стал помощником известного лектора и популяризатора науки аббата Муаньо.
Взяв за основу зоотроп, который позволял рассматривать движущиеся картинки через видоискатель, Рейно в 1876 году усовершенствовал его, соединив с волшебным фонарём, что позволяло насладиться зрелищем уже не одному-единственному зрителю, а многим одновременно.
Он придумал заменить цилиндр аппарата мягкой лентой, на которой были укреплены желатиновые пластинки размером 4×5 см; эти картинки через помещённое в центре зеркало отображались на экране. Кроме того, Рейно первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя её отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного волшебного фонаря. Он был и первым, кто синхронизировал изображение и звук, причём музыкальное сопровождение для своих фильмов сочинял тоже сам.
С 1877 года Рейно обосновался в Париже и стал читать собственные популярные лекции. В это же время он сконструировал праксиноскоп – оптический прибор, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение. На протяжении последующих 15 лет Рейно совершенствовал свой аппарат.
В 1892 году состоялся первый показ мультипликационного фильма, когда Рейно представил изумлённой публике, собравшейся в парижском музее Гревен, свои «светящиеся пантомимы».
Он показывал им программы из нескольких сюжетов, сеанс продолжался 15-20 минут. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображение на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.
Эмиль Рейно впервые применил некоторые приёмы, ставшие основой технологии мультипликации. В их числе – раздельное рисование персонажей и декораций.
В 1893-94 годах он создал свой шедевр «Вокруг кабинки», но уже в 1895 году рождение кинематографа нанесло ему сокрушительный удар: рукотворные ленты Рейно не могли соперничать с более быстрыми в производстве и более дешёвыми кинофильмами. Отчаявшийся изобретатель разбил свой аппарат и утопил его в Сене вместе с лентами, уцелели всего две из них, «Бедный Пьеро» и «Вокруг кабинки».
Заслуги Рейно перед анимацией переоценить трудно, но его нельзя назвать создателем первого в истории мультфильма, поскольку в производстве его фильмов не использовалась киноплёнка как носитель изображения.
Скончался Эмиль Рейно 9 января 1918 года в Иври-сюр-Сен.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_декабря #Р__