9 октября
1840 года родился Симеон СОЛОМОН (в Лондоне), английский художник.
* * * * *
Выходец из ортодоксальной еврейской семьи, он был младшим из восьми детей крупного торговца соломенными шляпками Мейера Соломона и художницы Катерин Леви. Его брат Абрахам Соломон и сестра Ребекка Соломон также были художниками.
Первые уроки живописи Симеон получил в мастерской брата, затем учился в Академии Кэрри в Блумсберри, а в 1855 году поступил в Школу при Королевской Академии, на выставке которой дебютировал в возрасте 18 лет.
В 1858 году через брата и сестру он познакомился с художниками-прерафаэлитами, творчество которых в значительной степени повлияло на его ранние работы. В период 1858-1872 годов Симеон Соломон регулярно показывал свои работы на выставках Королевской Академии. В течение 1860-х годов он был вовлечен в процесс возрождения книжной иллюстрации, сотрудничая с Уильямом Моррисом и Уильямом Берджесом.
Ранние полотна Соломона написаны в основном на сюжеты из Библии, мифологии иудаизма, жизни еврейской общины и её ритуалов. В дальнейшем он становится одним из лидеров движения эстетизма. В этот период художник обратился к античным и мифологическим темам, его стиль стал в целом более классичным. В этот же период Соломон принял католичество.
Его работы позднего периода отличаются большой эмоциональной выразительностью, символизмом художественного языка. Они похожи друг на друга: обычно это головы с отрешенным выражением лица, с размытыми чертами. Герои Соломона застывают в полудреме, едва смежив веки. Фигуры эти, бесполые и бестелесные, выражают некий идеал красоты, настолько неопределенный, что он превращается в символ. Художник рисовал пастелью, потому что не было денег ни на масло, ни на акварель. Но мягкое свечение материала, интимность, свойственная пастели как нельзя лучше подходила для передачи призрачности и зыбкости образа.
К началу 1870-х годов Соломон приобрел в Лондоне скандальную репутацию, был арестован и осужден на шесть месяцев тюрьмы. Выйдя на свободу, он обнаружил, что от него отвернулись все его друзья. Оказавшись изгоем в обществе, художник даже не предпринимал попыток восстановить свою репутацию, ведя жизнь бродяги и пьяницы.
Скончался Симеон СОЛОМОН 14 августа 1905 года в исправительном доме Сен-Джайлс в Уорхаусе (Лондон), похоронен на еврейском кладбище в Вилленде.
9 октября
В 1754 году родился Жан-Батист РЕНЬО (в Париже), французский исторический живописец, видный художественный педагог.
Произведения художника, для которых сюжеты доставляла преимущественно мифология, отличаются грациозностью изображенных фигур (чем он заслужил от своих современников название «живописца Граций»), приятностью красок, нежностью кисти. Писал он также портреты современников и работы на актуальные темы, такие как "Гибель генерала Дезе" и "Французский сенат принимает знамена, захваченные в австрийской кампании".
* * * * *
Выходец из семьи мелкого парижского торговца, он десяти лет от роду был увезён отцом в Америку, четыре года служил юнгой на купеческом корабле. После смерти отца возвратился в Париж и поступил в ученики к Жану Бардену, сопровождал его в итальянской поездке.
В 1776 году был удостоен Римской премии за картину «Александр и Диоген». После этого отправился, в качестве пенсионера академии в Рим.
За выставленную в салоне в 1782 году картину «Персей освобождает Андромеду» признан сопричисленным к академии, а через год за картину «Воспитание Ахиллеса» (Лувр) возведён в академики.
Автор многочисленных исторических полотен и аллегорий на античные темы. В 1795 году стал членом французского института, при Наполеоне I получил титул барона и под конец своей жизни был ректором королевских специальных училищ живописи и скульптуры.
Жан-Батист Реньо был видным художественным педагогом, стоял во главе целой школы молодых живописцев, соперничавшей со школой Давида. К числу его учеников принадлежали Мориц Даниэль Оппенгейм, Крепен, Герен, Лефевр, Лафитт, Луис (англ.), Блондель, Франсуа Бушо, Феликс Буаселье, Луи Эрсан, Шарль Поль Ландон, Анри Греведон, Алексис Франсуа Жирар, Огюст Кудер и другие.
Скончался Жан-Батист РЕНЬО 12 ноября 1829 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_октября #Р__
9 октября
1848 года родился Фрэнк ДЮВЕНЕК (в Ковингтоне, штат Кентукки), американский живописец-портретист, скульптор, график и педагог.
* * * * *
Выходец из семьи немецких эмигрантов, он в возрасте 15 лет начал изучать живопись в Цинциннати под руководством местных живописцев и декораторов бенедиктинских церквей – И. Шмитта и В. Лампрехта. Позже Фрэнк был отдан в ученики в немецкую ремесленную компанию церковных декораторов. Он оформлял католические церкви в Ковингтоне, Цинциннати, Латробе, Пенсильвании и Квебеке, Канада.
В 1869 году Фрэнк Дювенек уезжает в Германию и поступает в Королевскую Академию искусств в Мюнхене, в класс Уильяма Чейза. По окончании учёбы он открывает в Мюнхене собственную художественную мастерскую.
В начале своего творческого пути Дювенек пишет преимущественно портреты в реалистической манере. После пребывания во Франции и Италии он создаёт также пейзажи и бытовые сценки, постепенно эволюционируя в сторону импрессионизма.
В 1886 году Дювенек женится на своей ученице, 20-летней уроженке Бостона, художнице Элизабет Бут (жившей в то время во Флоренции и учившейся живописи у Ф. Дювенека). Но через 2 года Элизабет умирает в Париже от воспаления лёгких. Пережив эту трагедию, Фрэнк на время оставляет живопись и обращается к скульптуре.
В дальнекйшем, вернувшись в США, художник селится в Цинциннати, где и остаётся до конца своих дней преподавателем в местной Академии искусств. Среди его учеников следует отметить Дж.У. Александера, Джозефа Родефера де Кампа, Кеньона Кокса, Джона Генри Твичтмана.
С 1905 года он член Национальной Академии дизайна. В 1915 году работы художника выставлялись на Всемирной выставке в Сан-Франциско.
Скончался Фрэнк ДЮВЕНЕК 3 января 1919 года в Цинциннати, похоронен на кладбище "Матерь Божия" в Ковингтоне.
9 октября
В 1952 году родился Александр Егорович ВЕТРОВ (в деревне Митино, Красногорский район, Московская область), советский и российский художник, мастер станковой и книжной графики, член Союза художников СССР (с 1984 года). Заслуженный художник России (2002).
Большинство его работ выполнено в технике цветного офорта, которые отличаются совершенством формы и глубиной содержания. Как будто бы предельно реалистичные, они одновременно фантастичны по обилию заложенных в них, сжатых как пружина, смыслов и культурных ассоциаций. От картины к картине, в русской природе, в отечественной истории художник ищет земные и небесные корни России…
* * * * *
Обучение начинал в изостудии при Доме культуры "Красный октябрь" в Тушинском районе Москвы.
Учился в Московском художественном училище Памяти 1905 года, затем в Московском Высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское), специальность "Промышленная графика", а с 1978 года – в Московском полиграфическом институте по специальности «Художественно-техническое оформление печатной продукции».
Трудовую творческую деятельность Александр Егорович начал с преподавания в Московской детской изостудии при Министерстве гражданской авиации. С 1982 года сотрудничал с Московскими издательствами «Молодая гвардия», «Наш современник», «Театральная Москва» и другими.
С 2004 года – член Правления и заместитель председателя секции графики Московского областного отделения Всероссийской Творческой общественной организации "Союз художников России".
С 1974 года живет в городе Химки Московской области.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_октября #В__
9 октября
В 1877 году родился Пётр Саввич УТКИН (в Тамбове), русский и советский художник-монументалист, живописец и график, представитель Саратовской школы живописи, пейзажист, иллюстратор книг и журналов, символист. На его работы наибольшее влияние оказал Виктор Борисов-Мусатов.
Большая часть работ выполнена в сине-голубой тональности.
* * * * *
Выходец из семьи железнодорожника, он после начального художественного образования, полученного в Саратове, продолжил учебу в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1897–1907), где в то время преподавали А. Архипов, Н. Касаткин, Л. Пастернак, И. Левитан, В. Серов, К. Коровин.
Пётр Уткин вместе с земляком и товарищем по училищу П. Кузнецовым был не только участником, но и организатором выставок «Алая роза» (1904, Саратов) и «Голубая роза» (1907, Москва). Эти экспозиции стали важным этапом в истории русского символизма.
Декоративная графика художника украшала страницы журнала «Золотое руно», он занимался книжной иллюстрацией. Уткина, вместе с П. Кузнецовым и скульптором А. Матвеевым, пригласил Я.Е. Жуковский для оформления своей усадьбы в Крыму.
В 1918 году художник поселился в Саратове, преподавал в Рисовальном училище им. А.П. Боголюбова, в студии Пролеткульта, занимался оформительскими работами и писал пейзажи. Осенью 1931 года он переехал в Ленинград, где по приглашению руководства Академии художеств стал профессором живописного отделения Института живописи, скульптуры и архитектуры (ИЖСА).
Скончался Пётр Саввич УТКИН 17 октября 1934 года в Ленинграде.
Работ художника сохранилось очень мало: большая часть из них погибла в пожарах в Ленинграде во время Великой Отечественной войны.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_октября #У__
9 октября
В 1940 году родился Джон ЛЕННОН /полное имя – Джон Уинстон Леннон/ (в Ливерпуле), британский рок-музыкант и певец, поэт и композитор, художник и писатель, один из основателей и участник рок-группы «The Beatles» («Битлз»), популярный музыкант XX века.
Известен также как политический активист, он проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Это сделало его кумиром хиппи и одним из самых значительных общественных деятелей 1960-х – 1970-х годов.
После распада «The Beatles» начал сольную карьеру, но был убит в 1980 году.
Леннон получил звезду на голливудской аллее славы, а британский журнал «Classic Rock» включил его в список величайших гитаристов всех времен.
* * * * *
Несмотря на свой острый ум, Леннон учился плохо, он просто не переносил рутину школьной жизни. Зато ему удалось раскрыть свои творческие способности – пел в школьном хоре и издавал рукописный журнал, который сам иллюстрировал.
Его любимыми книгами в то время были «Алиса в стране чудес» и «Ветер в ивах». В 1952 году Джон оказался в средней школе Куоррибенк. В учёбе он и тут не добился особых успехов, быстро оказавшись в классе «C» для самых отстающих учеников. При этом Леннон регулярно нарушал дисциплину и рисовал карикатуры на преподавателей.
В середине 1950-х годов, после выхода песни Билла Хейли «Rock around the Clock», в Ливерпуле началось увлечение рок-н-роллом. Песня Лонни Донегана «Rock Island Line» дала жизнь скиффлу, который быстро распространился среди английской молодёжи. Окончательно рок-н-ролл завоевал популярность после появления в США Элвиса Пресли.
Новое увлечение не прошло мимо Джона Леннона, и в 1956 году он вместе со своими школьными друзьями основал группу «The Quarrymen», сам в которой играл на гитаре. 6 июля 1957 года Леннон познакомился с Полом Маккартни и принял его в «Quarrymen». Знакомство вылилось в творческое сотрудничество. Джон вместе с Полом сочинили песню «One After 909», вошедшую в последний студийный альбом битлов «Let It Be». Вскоре Маккартни привёл в группу своего друга Джорджа Харрисона.
После того, как Леннон провалил выпускные экзамены в школе, ему удалось (не без помощи директора школы) поступить в Ливерпульский художественный колледж. Там он подружился со Стюартом Сатклиффом, которого тоже привлёк в свою группу.
Группа «Quarrymen» перестала существовать в 1959 году, когда появилось название – сначала «Silver Beetles», затем – «The Beatles».
К 1963 группа стала феноменально популярной, немалая заслуга в этом принадлежала и Леннону, который не только выступал в роли вокалиста и музыканта, но и вместе с Полом Маккартни написал сразу же ставшие хитами песни.
«За выдающийся вклад в дело процветания Великобритании» в июне 1965 года королева наградила музыкантов орденом Британской империи; в 1969 году Леннон вернул свой орден в знак протеста против одобрения Великобританией войны во Вьетнаме.
В 1966 году Леннон был удостоен премии «Grammy» за песню «Michelle» (с Полом Маккартни).
А в 1967 году была написана ставшая впоследствии знаменитой композиция «A Day In The Life», единственная вещь группы, составленная из двух совершенно разных песен – одну написал Леннон, другую Маккартни. В это же время Леннон познакомился с японской художницей, скульптором и музыкантом Йоко Оно, на которой женился в 1969 году. Это событие во многом предопределило дальнейшую судьбу музыканта, изменив, прежде всего его мировоззрение.
Рубежным, как в биографии Леннона, так и всей группы «Битлз», стал 1970 год – она распалась. Правда, сольную карьеру Джон Леннон начал еще до её официального распада, образовав вместе с женой и рядом приглашенных музыкантов (Клаус Вурман, Эрик Клэптон, Энди Уайт и др.) группу «Plastic Ono Band». Одним из лучших сольных альбомов Джона стал альбом «Imagine» (1971). Начиная с 1975 года, он полностью отошел от активной музыкальной деятельности, проводя все свое время с женой и маленьким сыном Шоном.
В 1980 году Леннон вернулся к сочинению музыки, записав вместе с Йоко Оно альбом «Double Fantasy», один из лучших сольных произведений музыканта. Но этой работе суждено было стать последней.
8 декабря 1980 года Джон Леннон был убит психически неуравновешенным гражданином США Марком Чэпменом в Нью-Йорке. Прах Леннона был передан Йоко Оно.
* * * * *
После смерти музыканта его записи стали расходиться миллионными тиражами, было сделано несколько фильмов при участии Йоко Оно, издано несколько исследовательских работ, появилось бесчисленное множество публикаций, посвященных легендарному певцу и композитору.
Джон Леннон, являясь, безусловно, знаковой фигурой, как и его коллеги по «Битлз», олицетворяет собой целую эпоху в рок-музыке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_октября #Л__
9 октября
В 1835 году родился Шарль-Камиль СЕН-САНС (в Париже), французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель.
Первые музыкальные уроки юному Камилю дала его бабушка, когда ему было 2,5 годика, причем музыкальные способности у него обнаружились сразу. В 5 лет он уже уверенно играл и сочинял сонаты. У него был изумительный внутренний музыкальный слух, он сочинял музыку прямо на бумаге. В 8 лет он начал систематически изучать фортепианную игру, гармонию и контрапункт. Все это позволило Камилю уже в 14 лет давать концерты. Слава о концертах виртуоза-вундеркинда разнеслась по всей Франции и достигла королевского двора. В 1847 году он играл перед герцогиней Орлеанской.
С ноября 1848 года Сен-Санс учился в Парижской консерватории у Франсуа Бенуа по классу органа и с 1851 года – по классу композиции у Галеви. Обучение в консерватории он заканчивает с первой премией. Одновременно сочинял музыку для органа и написал симфонию, премьера которой состоялась 18 декабря 1853 года. В период 1861-65 годов Сен-Санс преподавал по классу фортепиано в школе. Врачи уже тогда запретили ему читать и писать, т.к. у него сильно испортилось зрение.
Коллеги высказывались о творчестве музыканта по-разному. Например, известный критик Поль Скюдо говорил, что Камиль лишь выстукивает на рояле шумные аккорды. Рихард Вагнер был поражен талантом Сен-Санса схватывать даже самые сложные оркестровые партитуры. Существует мнение, что Сен-Санс создал мало ярких и запоминающих произведений, т.к. был излишне рационален.
Во время франко-прусской войны Камиль был простым солдатом. Композитор вспоминал: «Пули свистели вокруг меня, но я не испытывал страха. Но когда после войны мне довелось играть мой соль-минорный концерт, сердце у меня билось очень сильно, казалось, оно выскочит из груди… Страх ли это или тщеславие?»
После войны появилось одно из самых значительных его произведений – «Прялка Омфалы», она была хорошо воспринята критиками и все неоднократно отмечали невероятное подражание настоящей прялке. Камиль Сен-Санс написал много других прекрасных композиций, наиболее известные из которых – «Пляска смерти» и «Карнавал животных».
Здоровье постоянно подводило композитора. Давали знать о себе болезни глаз, туберкулез… Но все это лишь усиливало творческую и жизненную активность. Он был чрезвычайно волевым композитором, человеком, умеющим прятать за стальной волей эмоции. Будучи практически всю жизнь серьезно больным, композитору удалось прожить почти 90 лет благодаря творческому труду и путешествиям.
Скончался Шарль-Камиль Сен-Санс 16 декабря 1921 года в Алжире.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_октября #C__
9 октября
1926 года родился Евгений Александрович ЕВСТИГНЕЕВ (в Нижнем Новгороде), выдающийся советский актер театра и кино. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР.
Он был актёром широкого диапазона ролей, но наиболее удачными были характерные роли. Неброская внешность – сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами – компенсировалась большим артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием.
Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически моментально угадывал и формировал персонажа, создавая импровизациями то, что было нужно режиссёру. Вписывался в любой актёрский ансамбль, был абсолютно убедителен и органичен в любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро он заработал себе высокую профессиональную репутацию, участие его в фильме и спектакле гарантировало сенсационный успех.
Универсальность Евстигнеева завораживала: положительным героям он даровал скромность, душевную открытость и теплоту, обаяние и интеллигентность; отрицательным – чёрствость, мстительность, умственную ограниченность и отталкивающее поведение.
* * * * *
До войны Евгений успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. Затем в 1943-1947 годах работал слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз. Он был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: гитаре, рояле и даже вилках.
В 1944 году Евстигнеев поступил в театральную студию при Горьковском драматическом театре, но завод, где он тогда работал, не отпустил молодого человека: война еще не кончилась, и позарез нужны были рабочие руки. Обучение он начал в 1946 году в Горьковском театральном училище (с 2003 года носит его имя), а закончив учебу, в 1951 году был распределён во Владимирский областной драматический театр им. А. Луначарского.
В 28 лет Евстигнеев поехал в Москву, где его сразу же приняли на третий курс школы-студии МХАТ, а по окончании предложили остаться в труппе прославленного театра.
В период 1957-1970 годов выступал на сцене «Современника», специализируясь на ролях с отрицательным обаянием, острой характерностью, подчас с сатирической направленностью. Но актер не оставался строго в рамках этого амплуа, сыграл Чернышева в «Декабристах», Александра II в «Народовольцах», Сатина в фильме «На дне».
Последней ролью в театре смертельно больного Евстигнеева стал старик Фирс из «Вишневого сада», сыгранная им во МХАТе, куда он ушел вслед за Ефремовым еще в 1971 году.
Сниматься в кино Евстигнеев начал в 1957 году («Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Его герои – всевозможные чиновники, служащие и прочие работники умственного труда. Таковы Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), режиссер драмколлектива («Берегись автомобиля»), Миша («Крылья»), Огородников («Старшая сестра»), Калачев («Зигзаг удачи»), Корейко («Золотой теленок»).
Образы, создаваемые Евгением Александровичем становятся более заостренными, язвительно развенчиваемыми, порой доведенными до фарсово-абсурдного воплощения и приобретающими зловещий оттенок – фильмы «Гиперболоид инженера Гарина» (роль Гарина), «Скверный анекдот» (генерал Пралинский), «Бег» (Корзухин).
Евстигнеев стремился внести элементы лиризма и трогательности в неуживчивые характеры персонажей. Таковы его герои в фильмах «Верность», «Старики-разбойники», «Семнадцать мгновений весны», «Повесть о неизвестном актере», «Подранки», «Старый Новый год», «Еще люблю, еще надеюсь...», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Зимний вечер в Гаграх» и незабываемый профессор Преображенский в «Собачьем сердце».
Всего Евстигнеев снялся более чем в 100 лентах, по праву став одним из самых любимых актеров в стране. Награжден многими государственными наградами. Он до последних дней продолжал много сниматься и играть на сцене. И много еще хотел сыграть...
Скончался Евгений Александрович ЕВСТИГНЕЕВ 4 марта 1992 года в Лондоне, куда приехал, чтобы сделать операцию на сердце, но не успел. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
9 октября
1874 года родился Николай Константинович РЕРИХ (в Петербурге), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель и философ-мистик.
Человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
Состоял членом многих организаций. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей – Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.
* * * * *
В 1893 году Николай одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств (занимался в студии знаменитого художника А.И. Куинджи). В это время тесно общался с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.
Будучи студентом становится членом Русского археологического общества, проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской и Смоленской губерниях.
К 1910 году собирает коллекцию древностей каменного века (более 30 тыс. экспонатов) из России, Германии, Италии, и Франции. Преподает в Петербургском археологическом институте (1897-1903 годы).
В качестве дипломной работы по окончании Петербургской Академии художеств им была написана картина «Гонец», которую приобрел знаменитый собиратель произведений русского искусства П.М. Третьяков.
В раннем периоде творчества Николай Рерих создаёт полотна: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне», «Идолы», «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве.
В 1903-1904 годах Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов. Результатом путешествия стала серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Многогранный талант Николая Рериха проявился и в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в Париже в оформлении художника проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.
Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Николай Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Он, помимо русской философии изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.
С середины 1905 года многие картины и очерки Рерих посвящает Индии. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют его как художника и как учёного.
В период 1906-1918 годов Николай Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимался преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
Революция застала семью художника в Финляндии. Оттуда он выехал сначала в Швецию, затем в Лондон и далее в США.
В 1934-1935 годах Николай Константинович возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая. С 1936 года постоянно жил и работал в Индии.
Николая Рериха объявляли духовным водителем человечества, Антихристом, советским шпионом, руководителем мирового масонства и даже перевоплощением одного из индийских божеств…
А он всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании II-й мировой войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но…
13 декабря 1947 года Николай Константинович РЕРИХ скончался в Наггаре (Индия), так и не узнав, что в визе ему отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись:
«Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)».