12 июня
В 1956 году родился Андрей Леонидович КЛИМЕНКО (в поселке Щетово, Луганская область), современный классик романтической и героической живописи, замечательный художник-славянист, который наряду с такими художниками, как Андрей Гусельников, Иван Билибин и другие, в своих произведениях воплощает древнюю Русь.
За основу своих картин берёт различные стародавние предания, мифы, легенды. Глядя на его картины, понимаешь, насколько он любит свою родину, привязан к её традициям и русской старине.
Сам автор никогда не возражал, а даже поддерживал то, что его картины используются для возрождения Славянства и Русской культуры. Сегодня его живописные полотна – достояние страны, которую сложно переоценить.
* * * * *
Окончил Луганское художественное училище, а также Московский институт имени Сурикова. Первая персональная выставка «Образы славяно-русского и скифского эпоса» прошла в 1990 году. Андрей Клименко выставлял свои работы на международных тематических выставках живописцев. Например, выставка «Русский космос», где он получил почетный диплом «Царь-колокол».
Работы пронизаны любовью к Русскому народу и к его славным традициям. На его полотнах отражены сцены из жизни скифов, готов, антов, варягов. Батальные и жанровые картины сменяются сказочными полотнами, пропитанными магией, волшебством и колдовством. Ранние полотна мастера написаны в классической манере, с элементами импрессионизма и особым вниманием к антропологии героев. Лучшие из его картин полны символизма в духе русского фольклора.
В 1997 году Андрей Клименко, вместе с семьей, переехал из России на постоянное место жительства в США, где прожил до 2009 года. Вместо сказок и былин на картинах художника появились эротические фантазии и концептуальные сюжеты сюрреалистично-абстракционной направленности. Художественный гротеск переходит в категорию ужасов.
Однако, после возвращения на Родину, в Россию, Андрей Клименко вновь начинает работать над картинами из скифских и сказочных циклов.
Первый музей славянской мифологии, расположенный в городе Томске, с удовольствием выставляет картины художника.
Кроме того, он написал портреты своих современников. Одновременно начал работать над новой скифской серией, над сюжетами варяжского периода нашей истории, создал яркую серию графических портретов друзей и современников Рихарда Вагнера.
Сегодня произведения Андрея Клименко занимают видное место в духовном наследии Русского народа и поистине становятся достоянием Российского национального масштаба.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июня #К__
12 июня
В 1929 году родилась Анна ФРАНК /имя при рождении – Аннелиз Мария Франк/ (во Франкфурте-на-Майне), еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьей от нацистского террора в Нидерландах.
Автор знаменитого «Дневника Анны Франк» – документа, обличающего нацизм и переведенного на многие языки мира. Эта книга сразу стала мировым бестселлером – не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом.
* * * * *
Семья Франков принадлежали к евреям-либералам и не сильно соблюдали традиции и обычаи иудаизма. После прихода Гитлера к власти в стране и победы НСДАП , весной 1933 года они перебралась в Амстердам.
В мае 1940 года Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. Анна и ее близкие были вынуждены скрываться. Коллеги отца облюбовали заднюю часть здания офиса, в котором они работали, по адресу Принсенграхт, 263. Вход в пустующее помещение был декорирован как шкаф с документами, чтобы исключить любые подозрения.
С 1942 по 1944 год, в течение 25 месяцев Анна Франк вела дневник, в котором рассказала о днях, «когда пришел конец хорошим временам».
Позже семья Анны была выдана фашистам и выслана в нацистские концентрационные лагеря. В марте 1945 года, через 9 месяцев после ареста, Анна Франк умерла от сыпного тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен на Люнебургской пустоши.
Ее дневник сохранился и был издан в 1947 году. Сегодня эта книга переведена на 67 языков мира.
----------------------------------------------
Читай "Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. 12 июня 1942 - 1 августа 1944" по ссылке:
http://lib.ru/INPROZ/FRANK_A/dnevnik_anny_frank.txt
----------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июня #Ф__
12 июня
1890 года родился Эгон ШИЛЕ (в Тульне-на-Дунае), австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей экспрессионизма.
* * * * *
В 1906 году он поступил в Венскую школу искусств и ремесел, затем перешел в Академию изобразительного искусства. С 1907 года нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта, который любил помогать более молодым художникам, и Шиле не стал исключением.
Климт покупал его рисунки или предлагал обменять их на его собственные; помогал Шиле находить моделей, представлял его потенциальным заказчикам. Кроме того, Климт способствовал сотрудничеству Шиле с существующим при венском Сецессионе цехе ремесел. Эгон Шиле время от времени выполнял заказы для цеха — разрабатывал эскизы мужской одежды и женской обуви, делал рисунки для открыток.
В 1908 году Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где его работы разместились в окружении работ самого Климта, полотен Ван Гога, Эдварда Мунка и др.
В период 1912-1916 годов Шиле широко и успешно выставляется — его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штуттгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже.
После смерти Климта весной 1918 года Шиле стал претендовать на роль крупнейшего художника Австрии.
Скончался Эгон ШИЛЕ 31 октября 1918 года во время эпидемии испанки.
В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. О жизни Шиле написаны романы «Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса, о нем снят игровой фильм «Эгон Шиле — Жизнь как эксцесс» (1981).
В фильме Рауля Руиса «Климт» (2005) Эгона Шиле играет Николай Кински.
12 июня
ДЕНЬ РОССИИ
(до 2002 года именовался – День принятия Декларации о государственном суверенитете России)
В этот день 1990 года на I-м съезде народных депутатов РСФСР в условиях, когда бывшие республики Советского Союза одна за другой становились независимыми, была подписана Декларации о государственном суверенитете России.
Государственное значение дню 12 июня было придано в 1994 году Указом первого Президента России. Это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.
Позже для простоты его стали называть Днем независимости.
В любом случае, этот день толковался в народе по-разному. Первая попытка создать главный государственный праздник, который бы ознаменовал начало отсчета новой истории России, выглядела несколько неуклюжей. Опросы населения тех лет наглядно демонстрировали полное отсутствие понимания у россиян сути этого праздника. Для большинства 12 июня было просто очередным выходным днем, когда можно поехать куда-нибудь на отдых или же на дачу поработать на грядках. Поначалу многие даже пытались попасть на работу. В городах России, конечно, проводились массовые гулянья, но особого размаха не наблюдалось.
Официально же новое название – День России – праздник получил лишь 1 февраля 2002 года, когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса.
Сейчас День России – праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
* * * * *
Россия – ты сильна своим народом,
Что в трудный час едины – мощь и сталь.
Ведь сколько испытаний было сложных,
А ты, как Феникс, возрождалась встарь.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июня
12 июня
В 1844 году родился Петр Иванович МАКУШИН (в селе Путино, Пермская губерния), видный деятель народного просвещения в Сибири, основатель первой в Томске публичной библиотеки, первого в Сибири книжного магазина, один из инициаторов создания первого в Сибири университета.
* * * * *
Он был сыном причетника, начальное образование получил дома. В 14 лет Петр был принят в Пермскую семинарию, по окончанию которой, в 1863 году поступил по конкурсу в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1868 году Макушин переехал в Томск смотрителем духовного училища, но скоро оставил службу.
В 1873 году он открыл первый в Сибири книжный магазин, под фирмой «Михайлов и Макушин». В конце XIX века эта фирма была самой крупной книготорговой фирмой во всей Сибири, имела отделения в Иркутске и некоторых других городах.
Через год Макушин основал газету, сначала имевшую узкосправочный характер («Томский справочный листок»). В период 1881-88 годов он издаёт «Сибирскую газету», «Сибирскую жизнь», затем «Томский листок» (1897-1905) – сам был их редактором и издателем. В его типографии отпечатано множество книг томских учёных, книг, относящихся к экономическому и культурному развитию Сибири.
По почину Макушина, избранного в 1875 году гласным думы, при думе была учреждена исполнительная училищная комиссия, избравшая его председателем. В 1882 году он положил основание «Обществу попечения о начальном образовании в г. Томске», с девизом: «ни одного неграмотного». Одним из главных его дел во время работы в Обществе было учреждение народной бесплатной библиотеки.
В 1889 году по инициативе Петра Ивановича в Томске положено начало музею прикладных знаний. В этом же году Санкт-Петербургский комитет грамотности присудил Макушину золотую медаль Императорского вольно-экономического общества за особо выдающиеся труды по народному образованию.
По предложению Макушина и на его средства в 1915 году в Томске был построен «Дом науки», которым вскоре стал распоряжаться созданный Петром Ивановичем Народный университет. Этому вузу Макушин передал ещё несколько зданий, а также крупную денежную сумму.
В 1919 году он приступил строительству в Томске «Дома искусств», внеся в банк значительные деньги.
Планировал Макушин и основание Сибирского литературного фонда, но Гражданская война и национализация его имущества помешала этим планам. Макушина дважды арестовывали, но не найдя никаких преступлений, выпускали. Он на новую власть обиды не держал и по-прежнему принимал активное участие в организации книжной торговли в Сибири.
Скончался Петр Иванович Макушин 4 июня 1926 года.
* * * * *
В Томске, по завещанию Макушина, ему был установлен памятник с постоянно горящей электрической лампочкой на верхушке рельса в сквере Дома науки, которому было присвоено его имя. Существует Фонда Петра Макушина.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июня #М__
12 июня
В 1806 году родился Джон РЁБЛИНГ (в Мюльхаузене), немецкий инженер и мостостроитель, конструктор Бруклинского моста, изобретатель стального троса.
* * * * *
В детстве он играл на кларнете, обладал большим художественным талантом.
Окончив в Мюльхаузене гимназию, Рёблинг продолжил обучение в Эрфурте, а затем в Берлинском политехническом университете, где обучался гражданскому строительству, в частности строительству плотин, туннелей и мостов. По окончании университета он в течение трёх лет работал на правительство Пруссии, а в 1831 году эмигрировал в США, где сменил имя Йохан на Джон. Рёблинг обосновался в маленькой колонии вместе с другими иммигрантами из его родного города.
После нескольких не очень результативных попыток обустроить своё фермерское хозяйство, он обосновался в столице штата Пенсильвания, Гаррисберге, нанявшись инженером-строителем. На работе ему в голову пришла идея: заменить пеньковые буксиры проводными кабелями. Уговорив транспортное начальство канала, инженер разработал свой собственный метод плетения и связки кабелей, которые оказались очень прочными и долговечными, как Рёблинг и предугадывал. Вскоре спрос на его кабели стал столь велик, что предприимчивый инженер принял решение открыть фабрику по их производству в Трентоне, штат Нью-Джерси. Это стало началом большого индустриального комплекса, который производил всё – от проволоки до прочнейших 36-дюймовых кабелей. После того как к работе Рёблинга присоединился его старший сын, они вместе в середине XIX века построили 4 подвесных моста: два в Питтсбурге, один на Ниагарских водопадах и ещё один через реку Огайо между Цинциннати и Ковингтоном, протяженностью 320 метров.
Позже Рёблинг был назначен главным инженером проекта по строительству подвесного моста через пролив Ист-Ривер между Бруклином и Манхэттэном. Мост должен был быть протяжённостью 486 метров. Когда инженер производил заключительные измерения моста, названного Бруклинским, паром, забивающий сваи, столкнулся с лодкой Рёблинга. Одна из свай повредила ему ногу, и его срочно доставили в дом своего сына. Врачи ампутировали ему разбитую стопу.
Спустя три недели, 22 июля 1869 года, Джон Рёблинг скончался от столбняка в возрасте 63 лет.
* * * * *
Его сын Вашингтон Рёблинг продолжил работу над главным проектом отца. Возведение Бруклинского моста было закончено в 1883 году. На момент окончания строительства это был самый большой подвесной мост в мире и первый мост, в конструкции которого использовались стальные прутья.
Его сын Карл Рёблинг основал город Рёблинг в Нью-Джерси.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июня #Р__
12 июня
В 1908 году родилась Марина Тимофеевна СЕМЕНОВА (в Санкт-Петербурге), советская балерина, балетмейстер, профессор Российской академии театрального искусства. Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда.
По совету подруги мамы она стала ходить в танцевальный кружок. В 10-летнем возрасте поступила в хореографическое училище, став ученицей М.Ф. Романовой – матери легендарной Улановой. Затем ее перевели к другому преподавателю – А.Я. Вагановой, славившейся излишней строгостью. Но на первом же уроке ее исключительные танцевальные и артистические данные вызвали восхищение Агриппины Яковлевны.
Еще в училище Семенова танцевала сначала маленькие концертные номера, а затем главные партии в балетах. Ее выпускной спектакль – «Ручей» Делиба – произвел фурор среди знатоков балета и стал событием ленинградского театрального сезона. Газеты и журналы пестрели рецензиями: «Мариинский театр снова узрел в своих стенах восторг зрительного зала, столь же шумный и взволнованный, как во времена А. Павловой. И этот единодушный взрыв восхищения вызвала 16-летняя ученица, танцевавшая главную партию, – Семенова».
После выпускного спектакля любимую ученицу Вагановой сразу назвали «Тальони двадцатого века». Уровень танцевальной техники Марины настолько превышал привычную подготовленность выпускницы, что в нарушение вековых традиций Ленинградского театра оперы и балета она была принята в труппу на положение ведущей балерины. Достаточно сказать, что юная танцовщица одним прыжком перелетала полсцены!
«Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Конек-Горбунок», «Дочь фараона»… Каждая новая партия разучивалась Мариной за один-два месяца. Слава о юной исполнительнице очень быстро достигла столицы, и А.В. Луначарский, встретившись в Париже с Сергеем Дягилевым, рассказывал, что «в Ленинграде совершенно исключительно развернулась молодая Семенова…». Писатель Стефан Цвейг предсказывал ей великое будущее: «имя, которое еще прогремит в Европе».
В 1930 году Семенову забрали в Большой театр. Она переехала в Москву, тяжело пережив разлуку с родным городом, театром, с любимой наставницей. Балерина танцевала роль за ролью, с легкостью преодолевая технические трудности, и с особым удовольствием участвовала в спектаклях современного репертуара. Но лучшей все-таки осталась партия Одетты в «Лебедином озере».
Марина Семенова стала первой советской танцовщицей, выступавшей в Национальной опере Парижа в 1935-36 годах.
«Впервые Советский Союз посылает нам в качестве посла одну из артисток: г-жа М. Семенова, солистка Московского Большого театра, выступает с С. Лифарем в будущую среду, 18 декабря на сцене «Гранд-опера» в роли Жизели, являющейся одним из ее шедевров…» – возвещала французская газета.
Французов приятно удивило и то, что русская балерина говорила на их родном языке почти без помощи переводчика. Успех Семеновой в Париже был невиданный: уже вариацию первого акта пришлось повторить на бис, и только уязвленное самолюбие Сержа Лифаря не позволило ей бисировать другие танцевальные фрагменты…
В 1941 году Семенова была удостоена Сталинской премии, а затем награждена тремя орденами «Трудового Красного Знамени». Но начиная с конца 1930-х – начала 1940-х годов Марину Семенову постепенно отодвигали в тень. Она стала «невыездной».
Закончив танцевальную карьеру на сцене, Марина Тимофеевна служила в Большом театре педагогом. Целиком посвятив себя педагогической деятельности, она обучала таких корифеев сцены как Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Николай Цискаридзе, Галина Степаненко и др.
В 1997 году на сцену Большого театра вернулась опера «Иван Сусанин», бывшая некогда наравне с «Лебединым озером» визитной карточкой прославленного театра. На премьере на самом почетном зрительском месте сидела, конечно же, она – балетмейстер-репетитор М.Т. Семенова, которая в победном 1945 году танцевала в «Сусанине» свой блистательный «Вальс»…
В мае 1998 года Семенова награждена орденом «За заслуги перед Отечеством», а в 2004 году получила премию Президента России «За выдающиеся заслуги в области хореографического искусства» и премию Фонда им. Улановой «За беззаветное служение искусству танца». В 2008 году в честь столетнего юбилея балерины в Большом театре прошел фестиваль.
Скончалась Марина Тимофеевна Семёнова 9 июня 2010 года в Москве в возрасте 102 года, похоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июня #С__
12 июня
В 1950 году родился Вячеслав Иванович ПОЛУНИН (в городе Новосиль на Орловщине), гениальный советский и российский эстрадный артист, клоун-мим. Народный артист России.
Актёр и режиссёр, автор и постановщик клоунских номеров, реприз, масок, героев, спектаклей, названный западной прессой «Лучшим клоуном мира».
* * * * *
Окончил Государственный институт культуры в Ленинграде, затем эстрадное отделение ГИТИСа. В 1980-х годах Полунин основал театр пантомимы «Лицедеи», артисты которого работали в жанре эксцентрической комической пантомимы.
В Новогоднем огоньке 1981 года страна увидела знаменитый номер «Асисяй», который сделал актёра всенародно любимым. Помимо этой репризы наибольшей известностью пользовались номера «Низзя» и «Блю-Блю-Блю-Канари…». Коллектив приглашали на большие сводные концерты и телевидение.
В 1982 году Вячеслав Полунин организовал легендарный «Мим-парад», в котором приняли участие около 800 артистов. Он снялся в ряде фильмов: «Только в мюзик-холле» (1980), «Небывальщина» (1983) С. Овчарова, «И вот пришёл Бумбо» (1984) Н. Кошеверовой, «Четыре клоуна под одной крышей» (1985), «Как стать звездой» (1986), «Убить дракона» (1988) М. Захарова, «Привет, дуралеи!» (1996) Э. Рязанова, «Клоун» (2002), «Гофманиада» (2009) и др.
С 1988 года артист живёт в Великобритании, где был награждён премией Лоуренса Оливье, и во Франции. В Ливерпуле и Дублине его спектакли признавались самыми лучшими сезонными шоу. Кроме того, Полунин удостоен звания Почётного жителя города Лондона и является обладателем премии британских критиков. Начиная с 1989 года, он несколько раз приезжал в Россию.
В 1990 году Вячеслав Полунин стал одним из устроителей европейского фестиваля уличных театров «Караван мира», а в 1993 году – «Академии дураков», которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России.
В 2000 году Москва наблюдала феерическое шоу Полунина «Snow Show». В 2001 году он выступил инициатором Театральной олимпиады в Москве.
Вячеслав Полунин является лауреатом премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады, премии «Триумф», Царскосельской художественной премии, кавалером ордена Дружбы.
С января 2013 года Полунин – художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке, он полон творческих идей и планов, продолжает много работать.
Вячеслав Иванович умеет жить в удовольствие – и на сцене, и вне неё. О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, а во всем мире у него есть его страстные поклонники.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июня #П__
12 июня
В этот день 1979 года американский велосипедист-профессионал Брайан Аллен впервые в истории пересек Ла-Манш на мускулолете – летательном аппарате, приводимом в движение мускульными усилиями человека.
Расстояние в 35820 метров он преодолел за 2 ч 49 мин со средней скоростью 12,7 км/ч.
* * * * *
Аппарат, на котором был установлен рекорд дальности полета, был самолетного типа: в качестве движителя в нем использовался тянущий винт. Двигателем же были мускулистые ноги велосипедиста, вращающие педали. Мускулолет, сконструированный американским инженером Полом Мак Креди, назывался «Gossamer Albatross» («Легчайший альбатрос»).
Благодаря этому достижению инженер и пилот не только вошли в историю, но и получили за эффективное сотрудничество интеллекта и мускулатуры 100 тыс. фунтов стерлингов – премию, учрежденную Британским Королевским обществом аэронавтики на деньги промышленника Генри Кремера за достижения в области полетов на мускульной тяге.
И приз за перелет через Ла-Манш не единственный. Двумя годами раньше Брайан Аллен получил премию за полет на предыдущей модели «Альбатроса» по маршруту в виде восьмерки, доказав тем самым, что мускулолеты способны маневрировать в воздухе.
Тренировочные полеты показали, что воздушные волны от проходящих кораблей создают дополнительные трудности. Хотя конструктор создал «Альбатрос» легко управляемым, отклонения при различных изменениях направления ветра составляли 300-400 футов. Планирование «Альбатроса» исключалось, при прекращении педалирования через 30 секунд летательный аппарат падал в воду.
Во время перелета были предусмотрены меры безопасности: на всем протяжении полета «Альбатрос» сопровождали 3 моторные лодки. Имелось специальное устройство, которое в случае необходимости позволяло совершить посадку летательного велоаппарата на одну из лодок сопровождения. Аллен имел постоянную двустороннюю радиотелефонную связь.
Для поддержания скорости 11 миль/час частота педалирования должна быть в среднем 70 движений в 1 минуту. Брайан Аллен развивал мощность примерно 1/4 лошадиной силы. Он тщательно готовился к перелету, тренируясь по специальной программе. Ежедневно он преодолевал дистанцию не менее 40 миль (около 65 км), изобилующую затяжными подъемами.
Особое внимание в период подготовки обращалось на выработку привычки минимального употребления воды в процессе тренировочных занятий. Во время перелета у него был с собой термос, в котором находилось около 1,2 л жидкости. К моменту старта собственный вес Брайана составлял 61,5 кг при росте 186 см.
Экипировка включала легкоатлетические трусы, велосипедную рубашку, велотуфли и пластиковый велосипедный шлем с вмонтированными в него наушниками.
Капризен Ла-Манш, редко выпадают безоблачные дни и безветренные часы. Но вот... 12 июня 1979 года синоптики дали добро на необычайный перелет. Перелет закончился благополучно, если не считать поломки при «посадке» – при приземлении на берегу сломалось одно из небольших колес кабины.
Перелет через Ла-Манш на велосипедном летательном аппарате показал, какой еще неисчерпаемый источник таит в себе велосипед и сколь велики возможности мышечной силы человека.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июня
12 июня
В этот день 1920 года состоялось официальное открытие Панамского канала (первое судно прошло через канал в августе 1914 года).
* * * * *
Панамский канал – судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном.
Расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.
Длина составляет 81,6 км, в т.ч. 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде).
Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Он оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и на всей Земле, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.
Через канал проходят суда самых разных типов – от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название «Panamax».
Проводка судов через него осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу – 9 часов, минимальное – 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность – 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17,5 тыс. судов, несущих более 203 млн. т груза.
В декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней.
Церемония закладки первого камня состоялась 1 января 1880 года. Максимальное количество рабочих, задействованных на строительстве, составляло 19 тыс. человек. Отсутствие своевременной медицинской помощи и необходимых лекарств приводило к гигантским жертвам среди строителей.
Панамский перешеек является одним из самых сложнейших геологических участков земной поверхности – гористый, покрытый непроходимыми джунглями и глубокими болотами. Строители канала прошли 6 больших геологических разломов и 5 центров вулканической активности. Прибавить к этому палящее солнце, очень высокую влажность, типичные для этих мест обильные тропические дожди, а также регулярные разливы реки Чагрес, принимающие порой катастрофические масштабы, ну и, конечно, желтую лихорадку.
Проект был остановлен в 1894 году, тогда же Фердинанд Лесспес и его сын, фактически курировавший проведение работ, а также знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Густав Эйфель были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении компанией, неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения и штрафам.
Фердинанд Лесспес не пережил разочарования сошел с ума и умер в возрасте 89 лет в декабре 1894 года. Его сын Шарль дожил до 1923 года, увидел завершение строительства Панамского канала и реабилитацию доброго имени своего отца.
В 1903 году работы возобновились, а строительство канала было закончено в 1914 году.