Ваш день рождения

Ваш день рождения 13 ноября.

13 ноября 1913 года родился Роже ВИВЬЕ (в Париже), известный французский модельер обуви. Ему прина...

13 ноября
1913 года родился Роже ВИВЬЕ (в Париже), известный французский модельер обуви.
Ему принадлежат главные изобретения в обувном деле XX века: каблук-шпилька – высокий и тонкий каблук, который вот уже много десятилетий остается символом женской грации и сексуальности, а также платформа.
Вивье одним из первых стал использовать перья, пластик, кристаллы, кораллы, органзу и винил для украшения туфель.
Он работал со многими кутюрье, но отдельно стоит отметить плоды его сотрудничества с Кристианом Диором в то время, когда диоровский нью-лук привлек особенное внимание к женским ножкам. Обувной дизайнер создал для Диора целую серию новаторских форм каблука, в т.ч. шпильку и в высшей мере необычный каблук, изогнутый в форме запятой.
«Фрагонар обуви» – так его прозвали за высокое мастерство, утонченность и изящество, которое демонстрировали его туфельки. Ведь ими можно любоваться бесконечно, как истинными шедеврами искусства. В обувном деле он достиг таких высот, которые сравнимы с достижениями великих кутюрье. Последние его высоко ценили и нередко заказывали к своим коллекциям соответствующие обувные пары. Обувь Роже Вивье являлась не просто модным аксессуаром, или необходимой частью гардероба, она была тем центром, драгоценным камнем, вокруг которого, как оправа, строился весь ансамбль.
* * * * *
К девяти годам Роже остался круглым сиротой и рос в доме небогатой тетки по материнской линии. Юношеский опыт участия в постановках театра парижского района Бельвиль ничем серьезным для него не закончился, но интерес к яркому миру сцены и его обитателям остался навсегда.
В 17 лет Вивье поступил в Парижскую школу изящных искусств, где занимался скульптурой и одновременно рисовал модные в те годы мужские платки. К сожалению, расписанные акварелью шедевры доживали лишь до первой стирки.
Однажды один из друзей предложил ему работу на своей обувной фабрике – и жизнь Роже изменилась навсегда. Он быстро усвоил основы ремесла, а вскоре окончательно решил посвятить себя созданию обуви. Увлечение сценой, дружба с артистами и театральными художниками оказались для него не только приятными, но и выгодными. Вивье начал шить обувь на заказ для эстрадных звезд.
В 1937 году он открыл собственное ателье с магазином. Среди заказчиков оказались очень крупные обувные фирмы – «Pine», «Salamander», «Rain», «Delman».
Во время войны Роже Вивье эмигрировал в Америку, где некоторое время работал ассистентом фотографа. Вернувшись в Париж в 1947 году, продолжил рисовать эскизы для известных обувных производителей. Вскоре он начал свою работу для модного дома Dior. С 1955 года и в течение семи лет, до окончания срока контракта, Вивье подписывал свои модели «Christian Dior – Roger Vivier», став единственным дизайнером, имя которого гениальный модельер соглашался ставить рядом со своим.
Помимо Диора он также сотрудничал с Ивом Сен-Лораном и Эльзой Скьяпарелли, для которой в 1953 году создал туфли для коронации английской королевы Елизаветы II, а уже в следующем году совершил настоящую революцию, придумав туфли на тончайшем каблуке – «шпильке» – высотой 7-8 см. Эти туфли положили начало целой эры в производстве обуви и стали символом эпохи.
На базе шпильки в 1959 году родился и каблук «шок» – тонкий, дугой выгнутый наружу. Творение, бросающее вызов законам гравитации, сравнивали с Пизанской башней. В 1960-х годах Роже Вивье последовал примеру обувного дизайнера Бет Ливайн и выпустил высокие сапоги из шелкового атласа до колена, украшенные драгоценными камнями, и вечерние ботинки до бедер из черного эластичного трикотажа, расшитые бисером.
Его бальные туфли «Странник» («Pilgrim») с серебряными пряжками стали всемирно известны и были много раз имитированы другими модельерами. Созданные им туфли «Дневная красавица» («Belle de Jour») стали объектом мечтания, когда в 1967 году Катрин Денев продемонстрировала их всему миру в одноименном кинофильме.
В 1970 году под влиянием моды хиппи Роже Вивье создал высокие «болотные» сапоги, которые Брижит Бардо, не задумываясь, сразу же надела на съемки знаменитого клипа, где она позирует на «Харлей Дэвидсоне».
Каждая новая коллекция обуви «Roger Vivier» всегда была долгожданной и быстро раскупалась представительницами бомонда и артистических кругов, среди которых были Одри Хепберн, Софи Лорен, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор. Кроме актрис в числе его верных клиенток значились и венценосные особы: шахиня Ирана, герцогиня Виндзорская, княгиня Монако Грейс Келли, Жаклин Кеннеди.
В 1968 году он был удостоен престижнейшей американской премии Неймана Маркуса.
Роже Вивье ушел из мира высокой моды в 1972 году, достигнув всего, о чем только может мечтать дизайнер. Но мастер работал почти до последнего дня своей жизни, пробыв на модном небосклоне ни много ни мало 70 лет.
Скончался Роже ВИВЬЕ 2 октября 1998 года в Тулузе (Франция).
Крупнейшие музеи моды – лондонский Виктории и Альберта, нью-йоркский Метрополитен, парижский Искусства и моды – в разное время выставляли отдельные модели его обуви, и время от времени проводят ретроспективные выставки его творчества.
Сегодня традиции великого модельера продолжает креативный директор марки Бруно Фризони.
---------------------------------------------
Смотри «Время и мода. Роже Вивье – "Фрагонар обуви"» по ссылке: http://fashionstime.ru/?p=3423

13 ноября В 1866 году родился Виктор Иванович ЗАРУБИН (в Харькове), русский и советский художник, г...

13 ноября
В 1866 году родился Виктор Иванович ЗАРУБИН (в Харькове), русский и советский художник, график, сценограф; академик (с 1909 года).
* * * * *
Выходец из семьи профессора, он воспитывался в харьковской Первой гимназии. В 1883 году Виктор окончил физико-математический факультет Харьковского университета. В дальнейшем поступил в харьковскую Казенную палату чиновником особых поручений.
В 1893 году Зарубин вышел в отставку и в сентябре того же года отправился в Париж для обучения живописи, где в течении трех лет занимался в Академии Жюлиана под руководством профессоров Жюля Лефевра и Робера-Флёри. В 1896 году он выставлял картину «Из природы Нормандии».
Осенью того же года Виктор Иванович переехал в Петербург и был принят в число учеников Императорской Академии художеств, где учился у А.И. Куинджи. С 1897 года принимал участие в годичных и весенних выставках в залах Академии художеств. На конкурсе 1898 года он удостоился звания художника 1-й степени за картины «Дом Божий» и «Вечерний аккорд».
В годы Советской власти занимался оформлением революционных праздников, организацией выставок ленинградских художников; иллюстрировал детские книги. Зарубин являлся членом и экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок, Общества русских акварелистов, Общины художников, Ассоциации художников революционной России, Общества художников им. А.И. Куинджи. Также свои работы он экспонировал на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923), юбилейной выставке изобразительных искусств (1927), юбилейной выставке театрально-декорационного искусства (1927) в Ленинграде и др.
Скончался Виктор Иванович ЗАРУБИН 5 ноября 1928 года в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #З__

13 ноября 1598 года родился Бартоломей БРЕЕНБЕРГ (в Девентере), голландский художник и график эпо...

13 ноября
1598 года родился Бартоломей БРЕЕНБЕРГ (в Девентере), голландский художник и график эпохи барокко.
Его итальянские ландшафты отличаются ясностью и теплотою красок и естественностью замысла (картины хранятся в парижском Лувре, в музеях Амстердама и Шверина).
* * * * *
В 1620 году он уезжает в Рим, где становится учеником художника Пауля Бриля. Творчество молодого голландца находилось также под сильным влиянием таких мастеров, как Корнелис ван Поленбург и Адам Эльсхаймер. Вместе с каждым из этих художников Бартоломей Бреенберг писал общие картины, однако до наших дней дошли лишь некоторые из них. Там же он в манере Эльсхаймера рисовал римские ландшафты.
Затем художник возвращается в Нидерланды, и с 1633 года живёт в Амстердаме, деля свою рабочую мастерскую с другом, Питером Поттером. Бреенберг писал преимущественно картины мифологического и религиозного содержания; во время пребывания в Италии создал целую серию итальянских пейзажей.
В 1644 году художник Якоб Адриансзон Баккер пишет портрет Бреенберга, который на выставке в Гааге 1903 года ошибочно был выдан за автопортрет самого Я. Баккера. Лишь по прошествии многих лет ошибка эта была исправлена.
Ряд голландских и французских графиков – Питер Нольпе, Иоганнес де Бишоп и другие – создавали свои гравюры по написанным Бреенбергом полотнам.
Скончался Бартоломей БРЕЕНБЕРГ после 5 октября 1657 года в Амстердаме.

13 ноября В 1831 году родился Карл Фёдорович ГУН (в Зиссегале, Лифляндская губерния, Российская имп...

13 ноября
В 1831 году родился Карл Фёдорович ГУН (в Зиссегале, Лифляндская губерния, Российская империя), талантливый российский исторический, жанровый и портретный живописец, прекрасный рисовальщик и акварелист, академик, профессор исторической живописи, член Совета Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
* * * * *
Выходец из семьи остзейских немцев, общее образование он получил в рижской соборной школе. Приехав в 1850 году в Санкт-Петербург, поступил рисовальщиком к литографу Паппе. Через 2 года был принят в ученики Академии художеств, где главным его наставником стал профессор П.В. Басин. Во время прохождения академического курса получил 4 серебряных медали за успехи в рисовании и живописи и малую золотую медаль за написанную в 1860 году картину: «Олимпийские игры».
По окончании Академии получил звание классного художника 1-й статьи и отправился в Елабугу для исполнения образов для иконостаса Покровской церкви; кроме этих образов, написал множество этюдов, народного быта.
В 1863 году поехал за границу в качестве пенсионера Академии. Посетив Лейпциг, Дрезден, Прагу и Мюнхен, поселился в Париже. В 1868 году на парижском салоне появилась его картина: «Канун Варфоломеевской ночи», которая была потом прислана в Санкт-Петербург. Она доставила художнику звание академика и была приобретена Государем Императором. Превосходное повторение этой картины находится в музее академии.
Поехав снова в Париж, Карл Гун написал картины «Дети с котятами», «Больное дитя», «Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету», «Голова средневекового рыцаря», а также «Итальянку с цветами», за которую Академия возвела его в звание профессора.
По возвращении в 1872 году в Россию, он был избран в члены совета Академии и назначен профессором-преподавателем в ней. В том же году совершил поездку по России.
В Петербурге им окончено несколько работ, начатых за границей. Написаны портреты бывшего директора морского училища Римского-Корсакова, госпожи Солдатенковой и княгини Барятинской; плафон на главной лестнице Аничковского дворца («Улетающая Ночь и появляющаяся Аврора»); «Нагорная проповедь» и «Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине» для православной церкви в Лугано и некоторые другие.
В 1874 году у художника обнаружились признаки чахотки, и, по совету врачей, он отправился в чужие края искать спасения от болезни в климате, более благодатном, чем петербургский. Но эта мера оказалась напрасною: роковой недуг свел художника в могилу.
Скончался Карл Фёдорович ГУН 28 января 1877 года в Давосе (кантон Граубюнден, Швейцария). Жена перевезла тело художника на родину и похоронила в Мадлиене (ныне Огрский район, Латвия).
-------------------------------------------------—
Смотри также «ЖЗЛ (Карл Гун. Жизнь по маршруту Рига-Петербург-Елабуга-Париж-Давос)» по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/users/mariya-mirabella/post227232741/
-------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #Г__

13 ноября В 1893 году родился Реувен РУБИН /имя при рождении – Рубин ЗЕЛИКОВИЧ/ (в Галаце, Румыния)...

13 ноября
В 1893 году родился Реувен РУБИН /имя при рождении – Рубин ЗЕЛИКОВИЧ/ (в Галаце, Румыния), израильский живописец-модернист, график, театральный художник, скульптор, поэт, дипломат, один из основоположников израильской живописи.
* * * * *
Начал рисовать в школе. В 1912 году отправился в Палестину, входившей ещё в состав Османской империи, и затем принял решение эмигрировать туда (как писал сам Рубин, когда он сошёл с корабля в Яффе, он понял, что это его земля, где он будет жить).
Стал учиться в Бецалельской школе в Иерусалиме, ведущем художественном заведении Палестины, где были собраны на тот момент ведущие художники. Однако сам Рубин решил, что ему требуется более основательное художественное образование, и поехал в Париж.
В период 1913-14 годов обучался в парижской Школе Изящных Искусств и в Академии Коларосси. С началом I-ой мировой войны его возвращение в Палестину стало невозможным. Посетив в 1915 году Италию, художник отправился в Румынию. С 1922 года поселился в Тель-Авиве, хотя до конца жизни много путешествовал.
Довольно быстро Рубин был признан одним из ведущих художников, он разработал собственный стиль, близкий модернизму, но основанный на палестинской тематике.
Его первые персональные выставки прошли в 1924 году: в Иерусалиме, в Герцлии, в галерее Бернхейма в Париже. В дальнейшем они проходили практически ежегодно.
В 1948 году Реувен Рубин был назначен первым послом Израиля в Румынии и занимал эту должность до 1950 года.
В 1940-е и 1950-е годы его художественный стиль меняется. Рубин отходит от полностью фигуративной живописи и начинает писать в стиле, близком символизму.
Художником в 1969 году выполнены витражи для зала приёмов в новой резиденции президента Израиля в Иерусалиме. В 1973 году он был удостоен Государственной премии Израиля за достижения в области искусства.
Скончался Реувен РУБИН 13 октября 1974 года в Тель-Авиве, похоронен на старом кладбище Трумпельдор.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #Р__

13 ноября В 1906 году родилась Ева ЦАЙЗЕЛЬ /имя при рождении – Ева Амалия Штрикер/ (в Будапеште, Ав...

13 ноября
В 1906 году родилась Ева ЦАЙЗЕЛЬ /имя при рождении – Ева Амалия Штрикер/ (в Будапеште, Австро-Венгрия), известнейший керамист и промышленный дизайнер, старейший скульптор мира.
На ее совести столько и таких работ в керамике, что ей были присвоено почетное звание доктора Королевского колледжа искусств в Лондоне.
* * * * *
Из зажиточной еврейской семьи (отец был владельцем текстильной фабрики, мать преподавала историю в Будапештском университете), Ева с детства интересовалась искусством.
В 1923 году она поступила в Венгерскую высшую королевскую школу изобразительных искусств, а спустя год ей удалось побывать на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже. Посещение выставки окончательно формирует представления Евы Штрикер о современных тенденциях в дизайне. Она принимает решение бросить учёбу в Академии и поступает ученицей в гончарную мастерскую Карапанчика. Через год работы самой Евы уже экспонировались на следующей Всемирной выставке в Филадельфии и удостоились почетного диплома.
В Будапеште она создает свою гончарную мастерскую и одновременно с этим работает внештатным сотрудником Кишпештской фабрики керамики. Созданные ею в тот период работы внесли особый вклад в развитие керамики Венгрии.
В 1928 году Ева переехала в Германию и стала работать на Шрамбергской майоликовой фабрике в Шварцвальде. Там она узнала о предварительном моделировании будущих изделий из бумаги. На Еву оказали влияние идеи Баухауса, но, несмотря на строгую четкость форм, её работы всегда оставались остроумными и изысканными.
Перебравшись в 1930 году в Берлин, она работает над чайно-кофейным сервизом, выполняя заказ Кристиана Карстенса, владельца фирмы «C.&E. Carstens». В этот период художница познакомилась с физиком Александром Вайсбергом, который работал в Харькове, в 1932 году они обручились. Сразу после этого она поехала в СССР.
В Советском Союзе её карьера вначале складывалась очень удачно, она стала работать в качестве зарубежного специалиста на керамическом заводе в Харькове. Вскоре она переезжает в Москву, где в 29 лет становится художественным руководителем фарфорово-стекольной отрасли всей страны. По её моделям осуществляется производство фарфоровых изделий на Дулёвском и Ломоносовском фарфоровых заводах.
Но 26 мая 1936 года Ева была арестована, её обвинили в подготовке покушения на Сталина, вначале отправили на Лубянку, потом в ленинградские «Кресты». В камере она провела полтора года.
Незадолго до ареста она развелась с Вайсбергом. Несмотря на это, Александр ездил в Ленинград, затем в Москву, чтобы хлопотать за Еву. Хождение по кабинетам в Москве заняло несколько месяцев и увенчалось успехом – в сентябре 1937 года Еву неожиданно освободили, выдали новый паспорт и выслали из страны. Через Польшу она попала в Австрию. История её ареста и рассказы о тюрьме были использованы Артуром Кёстлером при создании романа «Слепящая тьма».
В Вене она познакомилась со своим будущим мужем, впоследствии известным юристом и статистиком, профессором Чикагского университета Гансом Цайзелем. Спустя несколько месяцев, после аншлюса Австрии в марте 1938 года, им обоим пришлось бежать от нацистов в Великобританию. В Лондоне они поженились и в том же 1938 году покинули Англию, переехав в США. Эту страну Ева называла своей второй родиной.
В США она сделала стремительную карьеру, Ева Цайзель делала проекты для лучших компаний, и преподавала индустриальную керамику в Институте Пратта в Нью-Йорке.
В 1946 году нью-йоркский Музей современного искусства устроил персональную выставку её работ – впервые на выставке такого рода автором была женщина.
Скончалась Ева ЦАЙЗЕЛЬ 30 декабря 2011 года в Нью-Йорке.
---------------------------------------------—
Смотри также «Великий фарфоровый путь Евы Цайзель» по ссылке:
http://hdinterior.ru/?p=19888
---------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #Ц__

13 ноября В 1872 году родился Джон Байем Листон ШОУ (в Мадрасе, Британская Индия), британский худож...

13 ноября
В 1872 году родился Джон Байем Листон ШОУ (в Мадрасе, Британская Индия), британский художник, книжный иллюстратор, дизайнер и преподаватель.
* * * * *
Он происходил из старинного шотландского рода и был выходцем из семьи судейского чиновника в Мадрасе, тогда ещё Британская Индия. В 1878 году их семья вернулась в Англию и поселилась в лондонском районе Кенсингтон.
Интересоваться художественным творчеством Джон Шоу начал ещё в юности, в 1887 году одна из его работ была представлена Джону Эверетту Милле. Мастер рекомендовал 15-летнему юноше поступить для изучения живописи в Школу искусств Святого Иоанна. Здесь его друзьями становятся художники Джеральд Меткельф (также уроженец Индии) и Рекс Коул. Также в школе Джон Шоу познакомился и со своей будущей супругой, Эвелин Пайк-Нотт.
В 1890 году художник поступает в Королевскую академию искусств. Академия вручает ему в 1892 году престижную премию Армитеджа за полотно «Суд Соломона».
В течение своей художественной карьеры Джон Шоу работает как масляными красками, так и акварелью, пастелью, создаёт произведения графики, овладевает техникой золочения. Его творчество испытало сильное влияние прерафаэлитов, в частности Д.Г. Росетти. Графические и акварельные работы художника неоднократно выставлялись галерее Даудсуэлл – только за период 1896-1916 годов здесь состоялись пять персональных выставок Джона Шоу. Как иллюстратор литературы он оформлял произведения Р. Броунинга, В. Шекспира, Дж. Бокаччо, Р. Хаггарда, Э.А. По и других.
Важной сферой деятельности в жизни художника было преподавание. В 1904 году он работает на женском отделении лондонского Королевского колледжа, а в 1910 году, совместно с Р. Коулом, открывает «Школу искусств Байема Шоу и Викэт Коула», позднее упрощённо называемую «Byam Shaw School of Art». В ней Джон Шоу ведёт класс портретной миниатюры. Здесь же стала преподавать и давняя знакомая художника Элеанор Фортескью-Брикдейл.
В 1904 году – как театральный художник – был создателем костюмов для спектакля «Много шума из ничего» Герберта Бирбома Три (по В. Шекспиру) и Театра Её величества. Ассистировал также Эдвину Остин Эбби в декорировании одного из коридоров в Вестминстерском дворце.
В годы I-й мировой войны художник создаёт многочисленные графические миниатюры и карикатуры, публикуемые в различных газетах.
Скончался Джон Байем Листон ШОУ 26 января 1919 года в Лондоне, во время эпидемии гриппа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #Ш__

13 ноября В 1886 году родилась Мэри ВИГМАН (в Ганновере), немецкая танцовщица, хореограф. Основопол...

13 ноября
В 1886 году родилась Мэри ВИГМАН (в Ганновере), немецкая танцовщица, хореограф. Основоположница экспрессионистского танца и одна из первых танцовщиц в стиле «модерн» в Германии.
Обучалась у пионеров свободного танца – Далькроза, Лабана. Создала собственный стиль – экспрессивный танец, не похожий ни на балет, ни на неогреческий лиричный танец А. Дункан, ни на восточную экзотику, популярную среди танцоров начала XX века.
Её называли «величайшей артисткой Германии».
* * * * *
Впервые Мэри увидела выступление учеников Далькроза, в то время известного швейцарского композитора и преподавателя музыки, в Амстердаме, потом побывала на концерте других танцовщиц: знаменитых сестёр Визенталь из Вены. Лёгкость и «греческая» непосредственность их танца поразили её.
Разорвав отношения с родителями, которые хотели выдать её замуж, Мэри, несмотря на то, что ей было уже 23 года – возраст, в котором редко начинали учиться танцам, она в 1910 году поступила в школу художественной гимнастики в Хеллерау, где преподавал Эмиль Жак-Далькроз.
Более всего она любила инновационный для тех времен предмет – ритмическую гимнастику, – которая была чем-то средним между подготовкой к игре на музыкальном инструменте и свободным танцем. Выпускники такой школы получали по окончанию диплом преподавателя музыки и ритмики.
В возрасте 27 лет, в 1913 году, Мэри начала изучать танец Монте Верита под руководством Рудольфа Лабана, который был новатором танца в стиле «модерн».
Вигман писала, что её всегда разрывали два непримиримых стремления – к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой. Слова эти были парафразой из Ницше, который противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» – миру обычных людей – своего Сверхчеловека, танцующего на заснеженных горных вершинах.
В дальнейшем Мэри стала преподавать в «Центральной школе Дрездена» – центре инновационного танца в стиле «модерн». Её знаменитые студенты и коллеги – Ивонн Георги, Ханя Холм, Харальд Кретзберг, Грет Палукка, Макс Терпис, Маргарэт Уолман и Инга Вэйс.
Школа Мэри Вигман продолжала свою работу и во времена правления Германией нацистами, когда был выпущен указ об отстранении от учебы всех лиц еврейской национальности, которых среди танцоров было большинство. Она несколько раз преподавала в Лейпциге – в 1948 и 1950 году и до своей кончины. Впоследствии Мэри преподавала хореографию в студии в Западном Берлине.
Её хореография довольно часто была основана на игре восточных инструментов: колокольчиков, гонгов, барабанов Индии, Китая, Таиланда. Тем не менее, основным музыкальным сопровождением для наиболее известных танцев были ударные инструменты, которые придавали контраст тишине выступления. Мэри частенько использовала маски в своих выступлениях, под влиянием восточных мотивов.
Костюмы Вигман были простыми, среди них было несколько примитивных азиатских, сотканных из грубой ткани. Некоторые из танцев были лирическими, другие – касающиеся смерти, и игр с ней. Наиболее радостными по содержанию стали картины «Festive Rhythm» и «Dance of Summer». Многие критики и зрители не принимают точку зрения и мнения Вигман, хотя осознают, что её вклад в искусство был действительно немалым.
Скончалась Мэри Вигман 19 сентября 1973 года в Берлине.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #В__

13 ноября В 1850 году родился Роберт Льюис СТИВЕНСОН /полное имя – Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон/ (в...

13 ноября
В 1850 году родился Роберт Льюис СТИВЕНСОН /полное имя – Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон/ (в Эдинбурге), шотландский писатель и поэт, автор всемирно известных приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель английского неоромантизма.
Наряду с всемирно известным романом «Остров сокровищ» (о приключениях, связанных с поиском сокровищ, спрятанных пиратом Флинтом на необитаемом острове), наибольшей известностью среди произведений Стивенсона пользуется психологическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
* * * * *
Выходец из семьи потомственного инженера, Роберт после окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но едва ли когда-нибудь занимался практикой. В возрасте 18 лет отказался от слова Бэлфур в своём имени.
В 1873-79 годах жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора и редкие денежные переводы из дома, сделался своим человеком в «городках» французских художников.
Первая книга, «Пентландское восстание», вышла в 1866 году. Мировую славу писателю принёс роман «Остров сокровищ» – классический образец приключенческой литературы.
Затем последовали историко-приключенческие романы «Принц Отто», «Похищенный», «Чёрная стрела», «Владелец Баллантре», «Катриона», «Сент-Ив». Все эти романы отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей. Последний роман Стивенсона «Уир Гермистон», обещавший стать его шедевром, остался неоконченным.
В 1880 году Стивенсону был поставлен диагноз – туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и в 1887-88 годах Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, ради экономии решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье).
Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений.
Вместе со своим пасынком, Ллойдом Осборном, Стивенсон написал романы из современной жизни «Несусветный багаж», «Потерпевшие кораблекрушение», «Отлив».
Стивенсон является автором нескольких сборников рассказов: «Новые арабские ночи» (здесь вводится популярный образ Флоризеля, Принца Богемского), «Ещё раз Новые Арабские ночи» (в соавторстве с Фанни Стивенсон, женой писателя, 1885), «Весёлые ребята и другие истории», «Вечерние беседы на острове».
Писатель выступал также и как поэт (сборники «Детский цветник стихов»; «Баллады»; в России пользуется большой популярностью баллада «Вересковый мёд» в переводе С. Маршака), эссеист и публицист.
Его произведения на русский язык переводили К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Кашкин, К. Чуковский. Леонид Борисов написал о нём роман «Под флагом Катрионы».
Скончался Роберт Льюис Стивенсон 3 декабря 1894 года на острове Уполу (Самоа).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #С__

13 ноября В 1745 году родился Валентин ГАЮИ (в деревне Сен-Жюст, близ города Амьен), известный франц...

13 ноября
В 1745 году родился Валентин ГАЮИ (в деревне Сен-Жюст, близ города Амьен), известный французский благотворитель, педагог и новатор XVIII-XIX веков, один из первых тифлопедагогов, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых.
Автор рельефного алфавита для незрячих, предшественник Луи Брайля.
По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата стала основой для Международного дня слепых.
* * * * *
Выходец из семьи бедного крестьянина-ткача, Валентин проявлял необычайный интерес к иностранным языкам, что и определило выбор его жизненного пути. Несмотря на все финансовые и социальные трудности, он сумел получить высшее образование и должность переводчика в МИДе. Помимо европейских языков, Гаюи владел латынью, греческим, древнееврейским, читал на нескольких восточных языках.
В 39-летнем возрасте Валентин Гаюи, уже состоявшийся как педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своём же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых».
Первым учеником стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще 11 его беспризорных сверстников. Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых.
Валентин Гаюи сконструировал приборы и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников.
Ему также принадлежит идея создания книг для слепых. Несмотря на огромные материальные затруднения, Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом – «унциалом». По его книгам незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия.
Деятельность Валентина Гаюи была замечена при дворе Российской империи. В 1803 году Александр I направил ему предложение создать в Санкт-Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения, которое педагог принял и в сентябре 1806 года прибыл в столицу России.
Гаюи нашёл учителей-энтузиастов, и когда школа была готова открыться, из канцелярии министерства просвещения пришёл ответ: «в России нет слепых детей». Тогда Валентин стал сам разыскивать учеников, что было несложно – большую часть он встретил в богадельне близ Смольного. Гаюи был готов не только обучать слепых учеников, но и кормить детей за свой счёт.
Лишь в 1807 году император утвердил штат, устав и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату ныне считают датой основания первого в России учебно-воспитательного заведения для слепых детей. Утверждённый штат предполагал только 15 учителей, скудный бюджет оставлял бытовые условия и занятия в институте желать лучшего, и лишь огромное желание учеников осваивать грамоту и ремёсла помогало преодолевать все трудности.
Летом 1808 года чиновниками была проведена проверка института, коя отмечала: «слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремёслам – плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу».
В возрасте 72 лет педагог подал в отставку и покинул Россию.
Скончался Валентин Гаюи 19 марта 1822 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #Г__

13 ноября 1842 года родился Михаил Иванович ПЫЛЯЕВ (в Гдове), русский писатель, журналист, истори...

13 ноября
1842 года родился Михаил Иванович ПЫЛЯЕВ (в Гдове), русский писатель, журналист, историк, краевед Петербурга.
Собирал занимательные истории и анекдоты о петербургской жизни XVIII – начала XIX веков.
* * * * *
Выходец из купеческой семьи (у отца был парфюмерный магазин в Гостином дворе Санкт-Петербурга), Михаил обучался в реформатском училище в Санкт-Петербурге, слушал лекции в Харьковском университете, а также в университетах Европы.
Литературная деятельность Пыляева началась с публикаций в небольших журналах. Печатался в «Искре», «Сыне отечества», «Петербургском листке», «Суфлере», «Петербургской газете», «Московском листке», «Всемирной иллюстрации» и др. Он интересовался театральной жизнью, был автором многочисленных статей по истории театра и балета, давал отчеты о художественных выставках, писал о событиях культурной жизни столицы.
Для «Исторического вестника» Михаил Пыляевым были написаны статьи: «Наш театр в эпоху Отечественной войны», «Исторические колокола», «Отец Суворова», «Полубарские затеи», «Столетие собора Александро-Невской лавры», «Эпоха рыцарских каруселей и аллегорических маскарадов в России».
В своих работах он использовал документы из частных архивов (в настоящее время большая часть утрачена) и свидетельства старожилов.
С 1879 года Михаил Иванович сотрудничал с издаваемым А.С. Сувориным «Новым временем», где раскрылся талант Пыляева-краеведа. В нем, помимо прочего, поместил ряд фельетонов о петербургской старине. Впоследствии эти рассказы вошли в вышедшие отдельными изданиями сборники: «Старый Петербург» (1887), «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» (1889), «Старая Москва» и др.
Обладая феноменальной памятью, Пыляев не нуждался в энциклопедическом словаре для справок: он не только помнил факты, имена, но знал годы рождения и смерти и биографические подробности из жизни знаменитых государственных деятелей, известных ученых, литераторов, артистов и др.
Запас его сведений по самым разнообразным предметам был так велик, что не раз профессора обращались к нему за справками. В самом деле, Михаил Иванович был минералог, библиофил, знаток живописи, спорта, нумизмат, специалист по части старинных струнных инструментов, знаток автографов, народной медицины, не говоря, конечно, о русской старине, которой он посвятил большинство литературных трудов.
Скончался Михаил Иванович ПЫЛЯЕВ 3 февраля 1899 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Митрофаниевском кладбище, в 1930-х годах захоронение было перенесено на Литераторские мостки Волковского кладбища.

13 ноября 1808 года родился Алексей Васильевич ТЫРАНОВ (в Бежецке), русский художник, портретист,...

13 ноября
1808 года родился Алексей Васильевич ТЫРАНОВ (в Бежецке), русский художник, портретист, жанрист.
* * * * *
Его тягу к рисованию заметил директор училища, в котором Алексей учился, и, переезжая на жительство в Тверь, взял его с собой, чтобы найти для него хорошего наставника в рисовании. Но, к сожалению, скоро этот человек умер, и бедность заставила Алексея вернуться в Бежецк.
В 1824 году, работая с братом в Николо-Теребенском монастыре, он познакомился с А. Венециановым, который пригласил юношу учиться в свою художественную школу в деревне Сафонково.
«Тыранов был одним из самых любимых учеников. Восприимчивый и талантливый и вместе с тем очень прилежный, он вызывал у Венецианова нежную симпатию… “успехами и поведением” он даже “породнил себя со своим наставником”. Эта трогательная привязанность к ученику подтверждается и одним архивным свидетельством: добиваясь для него возможности заниматься в Эрмитаже, Венецианов представлял его как своего сына».
По окончании школы Венецианов отвез Алексея в Петербург и устроил вольнослушателем в Академию художеств. За картину «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки» Тыранов получил от императора Николая I бриллиантовый перстень. Академия отметила эту работу золотой медалью.
В 1832 году Тыранов получил звание свободного художника с правом обучать в гимназиях и уездных училищах рисовальному искусству. В этот период его жизни главными для него стали бесчисленные заказы на портреты. Как портретист он был очень популярен.
В 1836 году Алексей поступил учеником к живописцу Карлу Брюллову (некоторые исследователи считают, что Тыранов сделал большую ошибку). Брюллов тогда был художником номер один и учиться у него мечтали многие молодые дарования. Так что понятно стремление Тыранова брать уроки у мастера.
«За отличные труды в живописи перспективной и в особенности портретной» Алексей Васильевич в 1839 году был удостоен звания академика.
В Петербурге у Тыранова была опасность уйти в заказы, утратить мастерство, перестать искать новые свои возможности. Но он был верен себе и всегда оставался подлинным художником, не стал простым копиистом.
В дальнейшем у художника наступил творческий кризис. Он неудачно пробовал себя в историческом жанре – его полотно Минин и Пожарский будет подвержено нападкам критики. Тыранов, как будто, потерял себя как художник, пришли болезни и он вернулся в Бежецк.
Потом опять уехал в столицу, но его новые работы не приносили ему ни славы, ни денег. Алексей Васильевич оказался в крайней нужде. Академия художеств выделила ему ежегодную пенсию в 300 рублей, но это было очень мало, и тогда он переехал жить в Кашин к брату Михаилу.
Скончался Алексей Васильевич ТЫРАНОВ 3 августа 1859 года в Кашине.

13 ноября В 354 году родился Аврелий АВГУСТИН /в православии – Августин Блаженный/ (в Тагасте, ныне...

13 ноября
В 354 году родился Аврелий АВГУСТИН /в православии – Августин Блаженный/ (в Тагасте, ныне Сук-Арас, Алжир), епископ Иппонский, гениальный зодчий европейской культуры, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей.
Он – один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского.
Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд – «О граде Божием».
Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано Им по предведению человеческого свободного выбора – стремление к блаженству, или отказ от него.
Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, т.е. светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви.
При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.
* * * * *
Августин примирил разум и веру. Он говорил: «Верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить». Был великим философом и великим писателем. Августин обратился к проблеме конкретного «Я» и открыл уникальность человеческой личности.
Его «Исповедь» – первая автобиография, вдохновлявшая всех поздних авторов, вплоть до Жан-Жака Руссо и Льва Толстого.
Мартин Хайдеггер писал: «Он соединил в себе проницательность Аристотеля с полетом мысли Платона, здравый смысл латинян с душевной пластичностью греков, неукротимую энергию и широту духа, интеллектуальность и живое чувство».
Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью – 15 июня по старому стилю.
Первоначальным своим образованием он обязан матери – христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником.
В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения «Hortensius» Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму.
В 383 году Августин отправился из Африки в Рим, а через год – в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря тамошнему епископу Амвросию, он ближе познакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая).
На Пасху 387 года Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав своё имущество и почти всё раздав бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины, в 391 году вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 году был посвящён в епископы в Иппоне.
Скончался Аврелий Августин 28 августа 430 года, во время первой осады Иппона вандалами.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #А__

13 ноября В 1850 году родился Роберт Льюис СТИВЕНСОН /полное имя – Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон/ (...

13 ноября
В 1850 году родился Роберт Льюис СТИВЕНСОН /полное имя – Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон/ (в Эдинбурге), шотландский писатель и поэт, автор всемирно известных приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель английского неоромантизма.
Наряду с всемирно известным романом «Остров сокровищ» (о приключениях, связанных с поиском сокровищ, спрятанных пиратом Флинтом на необитаемом острове), наибольшей известностью среди произведений Стивенсона пользуется психологическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
* * * * *
Выходец из семьи потомственного инженера, Роберт после окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но едва ли когда-нибудь занимался практикой. В возрасте 18 лет отказался от слова Бэлфур в своём имени.
В 1873-79 годах жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора и редкие денежные переводы из дома, сделался своим человеком в «городках» французских художников.
Первая книга, «Пентландское восстание», вышла в 1866 году. Мировую славу писателю принёс роман «Остров сокровищ» – классический образец приключенческой литературы.
Затем последовали историко-приключенческие романы «Принц Отто», «Похищенный», «Чёрная стрела», «Владелец Баллантре», «Катриона», «Сент-Ив». Все эти романы отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей. Последний роман Стивенсона «Уир Гермистон», обещавший стать его шедевром, остался неоконченным.
В 1880 году Стивенсону был поставлен диагноз – туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и в 1887-88 годах Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, ради экономии решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье).
Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений.
Вместе со своим пасынком, Ллойдом Осборном, Стивенсон написал романы из современной жизни «Несусветный багаж», «Потерпевшие кораблекрушение», «Отлив».
Стивенсон является автором нескольких сборников рассказов: «Новые арабские ночи» (здесь вводится популярный образ Флоризеля, Принца Богемского), «Ещё раз Новые Арабские ночи» (в соавторстве с Фанни Стивенсон, женой писателя, 1885), «Весёлые ребята и другие истории», «Вечерние беседы на острове».
Писатель выступал также и как поэт (сборники «Детский цветник стихов»; «Баллады»; в России пользуется большой популярностью баллада «Вересковый мёд» в переводе С. Маршака), эссеист и публицист.
Его произведения на русский язык переводили К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Кашкин, К. Чуковский. Леонид Борисов написал о нём роман «Под флагом Катрионы».
Скончался Роберт Льюис Стивенсон 3 декабря 1894 года на острове Уполу (Самоа).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_ноября #C__