15 января
В 1873 году родился Владислав Теодор БЕНДА (в Познани, провинция Позен, Пруссия), польско-американский художник, известный как иллюстратор, дизайнер и создатель знаменитых масок.
Он стал одним из самых заметных художников так называемого «Золотого века американской иллюстрации». Особенно его прославил образ «девушки Бенды». Считается, что среди других красавиц со страниц американских журналов того времени его девушки выделялись загадочностью и утонченной экзотичностью.
* * * * *
Выходец из семьи музыканта и к тому же племянник известной польской актрисы Хелены Моджеевской, он все же решил учиться живописи, что успешно осуществил в Академиях изобразительных искусств Кракова (1892-1894) и Вены.
В 1899 году Владислав Бенда по приглашению родственников отправился в США, где в 1903 году поступил на учебу в Нью-йоркскую художественную школу Чейза (Chase`s Art School). Там же он стал членом Лиги студентов искусства.
Впоследствии художник занимался проектированием декораций и костюмов для театральных постановок. В 1906 году Бенда стал работать в Американской линографической компании. Затем ему была предложена работа в журнале «Scribner», которая со временем принесла ему популярность. В 1911 году он стал гражданином Соединенных Штатов.
Работал иллюстратором в известных американских журналах, в частности, «Cosmopolitan», «Life», «Collier’s», «Vanity Fair», «Vogue», «McCall’s», помещавших работы Владислава Бенды на своих обложках, занимался оформлением книг, создавал театральные маски из папье-маше, писал портреты и т.д.
В 1930-40-х годах он занимался научной деятельностью, путешествовал по Штатам, выступал с лекциями, на которых демонстрировал свою технику изготовления масок и произведений искусства.
До начала и во время I-й мировой войны Владислав Бенда создал ряд агитационных плакатов для США, Франции и Польши. За проявленный патриотизм правительство Польши наградило его орденом Возрождения Польши.
Благодаря своим портретам, особенно женским, художник стал в США признанным авторитетом в области красоты и эстетики, членом жюри на конкурсах «Miss America» и «Miss Polonia».
Скончался Владислав Теодор БЕНДА 30 ноября 1948 года в Ньюарке (штат Нью-Джерси).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Б__
15 января
В 1931 году родился Мурад Магомедович КАЖЛАЕВ (в Баку), советский, азербайджанский, дагестанский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР.
* * * * *
Выходец из семьи врача, маленький Мурад, лакец по национальности, свои музыкальные способности проявил весьма рано. Вначале он неохотно занимался музыкой. Учить «скучные» гаммы, когда за окном солнце, море и крики играющих детей, ему не хотелось. Мальчик поднимал крышку пианино, ставил ноты, а сам убегал.
И все-таки мама настояла, чтобы Мурад пошел учиться в музыкальную среднюю школу при Азербайджанской государственной консерватории. Его приняли по классу фортепиано и определили в группу «детей с абсолютным слухом». Сначала он по-прежнему избегал занятий, но со временем его стало невозможно оторвать от инструмента.
В годы Великой Отечественной войны 12-летний Мурад вместе со своим первым ансамблем из школьных друзей выступал с концертами для раненых.
Музыкальное образование получил в Азербайджанской консерватории по классу композиции, которую окончил в 1955 году. Работал преподавателем музыкального училища в Махачкале, главным дирижером симфонического оркестра Дагестанского радио, художественным руководителем Дагестанской филармонии.
С 1990 года руководил концертным эстрадным оркестром радио и телевидения имени Ю.В. Силантьева.
Мурад Кажлаев автор первого дагестанского балета «Горянка» (1967). Ему принадлежат симфонические, джазовые, фортепьянные, хоровые и другие произведения, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям.
В период 1989-2007 годов – главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра Гостелерадио.
В списках сочинений свыше 350 названий, многие из них звучат в 25 дисках, выпущенных в России, Германии, США и Италии.
Мурад Магомедович КАЖЛАЕВ сновал в 2010 году в Дагестане музыкальную школу для одаренных детей, а в 2011 году создал при ней уникальный музей, посвящённый дагестанской музыкальной культуре.
В настоящее время проживает в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #К__
15 января
В 1896 году родился Леонид Семёнович ХИЖИНСКИЙ (в Киеве), советский художник-график, гравёр, иллюстратор; работал в области иллюстрации и декорирования книг. Излюбленная техника – ксилография.
В ранний период творчества он находился под сильным влиянием художников «Мира искусства», позднее проявил интерес к работам В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, русской гравюре XVII–XVIII веков, к искусству русского и украинского лубка.
Художник начинал свою деятельность в обстановке повышенного интереса к книжной иллюстрации и станковой гравюре: именно с гравюрой связан расцвет советской иллюстрации в 1920-30-е годы.
Его художественные вкусы воспитала культура Киева – старинного города: древняя монументальная живопись, архитектура, мозаики, росписи Врубеля, и особенно книжная культура Киевской Руси, в которой гравюра занимала ведущее место. Хижинский стремился вместить весь предшествующий опыт культуры в свое творчество, сделать «мастерство подножием искусству».
* * * * *
После окончания в 1918 году архитектурного факультета Киевского художественного училища, занимался в Киевской Академии художеств в мастерской М.Л. Бойчука. В период 1922-27 годов обучался на графическом факультете Академии художеств в Петрограде-Ленинграде, где учился у В.М. Конашевича и Д.И. Митрохина.
В 1924 году ленинградские издательства привлекли Хижинского к оформлению книг. Это было время, когда он окончательно выбрал ксилографию, не занимаясь с этих пор ни гравюрой на линолеуме, ни офортом, ни литографией.
Оформление первых книг обнаруживает привязанность художника к романтической литературе. Они давали возможность изображать увлекательные интриги, напряженные сцены, передавать очарование и поэзию старины. Искусство Хижинского ясно, гармонично, его искусство несет печать классичности.
Он был членом Общества поощрения художеств, Нового союза передвижных выставок (1908-1930). Организовал Общество художников-графиков (1928-1932).
В 1930-е годы художник обратился к русской гравюре XVII – XVIII веков, русским и украинским лубкам, сказкам. Его буквально гипнотизировали смачная красочность, неистощимость выдумки, пышная фантазия народного искусства. Характер гравюр имеет много общего со старинным русским лубком. В оформлении сказок О. Озаровской, кроме лубка, художник использовал и элементы пряничных досок, русской набойки. Несколько цветных гравюр увеличивали нарядность книги, сообщая ей веселое и озорное настроение.
Особым мастерством отмечены его экслибрисы конца 1920-х – начала 1930-х годов.
В 1930-х годах художник обратился к жанру пейзажа, трактованного в ксилографиях с особой лиричностью и поэтичностью (серия гравюр «Пушкинские места»). В 1939 году совершил поездки на Кавказ, в Тарханы и Середниково, где сделал с натуры зарисовки, позволившие ему к 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова (1941) создать серию ксилографий видов этих мест из 16 листов.
Серия предназначалась для книги В.А. Мануйлова «Лермонтовские места», тираж которой погиб в 1941 году при бомбёжке Печатного двора в Ленинграде. Позже Хижинский повторил её с небольшими изменениями в технике литографии.
Во время войны художник оставался в блокадном Ленинграде. В 1940-х годах он создал циклы, посвященные разрушенному городу, – «Пригороды Ленинграда, разрушенные фашистами».
В 1948-49 годах им была создана новая серия «Пушкинские места». В 1950-60-е годы появились иллюстрации к комедиям Карло Гольдони, «Хронике времен Карла IX» П. Мериме и другие произведения. Все работы отличаются динамикой изображения, насыщенностью светотеневых решений, проявляющей подлинный талант мастера-иллюстратора.
С 1965 года проживал и работал в Москве.
Скончался Леонид Семёнович ХИЖИНСКИЙ 27 декабря 1972 года в Москве, похоронен на Переделкинском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Х__
15 января
В 1793 году родился Фердинанд Георг ВАЛЬДМЮЛЛЕР (в Вене), один из наиболее известных австрийских художников первой половины XIX века.
Известен как своими пейзажами, так и работами в портретной и жанровой живописи. Творческое наследие Вальдмюллера охватывает около 1200 картин.
* * * * *
Будучи единственным ребенком в семье, он в возрасте 14 лет, вопреки желанию матери, покинул дом, чтобы поступить в венскую Академию изобразительных искусств.
На жизнь зарабатывал портретами-миниатюрами, а в 1811 году получил должность учителя рисования в доме графа Гюлая в Загребе. Здесь он познакомился со своей первой женой певицей придворной оперы, Катариной Вайднер. Первые годы жизни молодые супруги много путешествовали: супруга с гастролями, а Фердинанд Георг в качестве оформителя театральных декораций.
Вальдмюллер брал уроки живописи маслом у Йозефа Ланге, дополнительно занимался пейзажем под началом Иоганна Непомука Шёдльбергера, совершил несколько учебных поездок в Италию. С 1822 года работы художника начинают экспонироваться на выставках в Академии художеств, сначала портреты, а затем и жанровые полотна. Вскоре он увлекся природой и начал писать пейзажи. Начиная с 1825 года, Вальлмюллер постоянно ездил в Италию, где находил вдохновение в итальянских пейзажах.
Постепенно к художнику приходит успех, в 1829 году он получил должность хранителя картинной галереи в Академии и звание профессора, а в 1835 году звание советника Академии.
Однако в 1846 году разразился скандал: Фердинанд Георг Вальдмюллер опубликовал критические статьи в адрес Академии и устаревших методов обучения, применявшихся в ней, за что был исключен из этого заведения и лишен всех званий.
Некоторое время художник находился в сложной моральной и финансовой ситуации, но уже в 1856 году к нему возвращается былая популярность. Благодаря экспозиции в Букингемском дворце, а также кёльнской выставке и лондонской международной выставке имя Вальдмюллера возвращается в ряды крупнейших мастеров европейской живописи средины XIX столетия. Он стал ведущим мастером во всех фундаментальных дисциплинах: из-под его кисти выходили одинаково великолепные портреты, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты.
Но, не смотря на растущее признание его произведений в Австрии и по всему миру, его финансовое состояние было весьма неважным.
Скончался Фердинанд Георг ВАЛЬДМЮЛЛЕР 23 августа 1865 года в Хинтербрюле (близ Мёдлинга), похоронен на католическом кладбище Мацляйнсдорф.
В 1932 году и к 100-летию со дня смерти Вальдмюллера (1965) были выпущены специальные почтовые марки Австрии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #В__
15 января
1919 года родился Морис ЭРЦОГ (в Лионе), известный французский альпинист и спортивный деятель, ставший первым человеком в мире, которому покорилась горная вершина высотой свыше 8000 метров.
В отличие от других четырех участников исторического восхождения на Аннапурну, Эрцог был в альпинизме не профессионалом, а любителем. Его наивысшим достижением было совершённое в 1944 году восхождение на Монблан.
* * * * *
Выходец из семьи инженера и альпиниста Робера Эрцога, он окончил колледж Шапталь, юридический факультет Парижского университета, Лионский университет (бакалавр естественных наук, бакалавр юридических наук).
В период II-й мировой войны Морис Эрцог сражался в рядах французских партизан в Альпах. В 1945 году он поступил на работу в компанию, занимавшуюся изготовлением автомобильных шин, а впоследствии стал совладельцем фирмы и руководил ею до 1958 года.
3 июня 1950 года Морис Эрцог в паре с Луи Лашеналем стали первыми в истории людьми, покорившими восьмитысячник, совершив восхождение на одну из гималайских вершин Аннапурну I, десятую высочайшую вершину мира.
Это событие произвело мировую сенсацию. Аннапурна I высотой 8091 метр всегда считался самым опасным в мире восьмитысячником. Группа Мориса Эрцога состояла из четырех человек, но лишь двое из них сделали последний рывок на вершину, а двое других оставались ждать их несколькими сотнями метров ниже. Восхождение осложнялось отсутствием запасов кислорода, к тому же из-за сложного затяжного подъема альпинисты были вынуждены отказаться от большей части экипировки.
Данное обстоятельство едва не обернулось трагедией. На спуске с горы группе пришлось заночевать в холодной ледяной трещине, с одним спальным мешком на четверых. В результате оба альпиниста, побывавшие на вершине, обморозили пальцы рук и ног, у них начала развиваться гангрена. Врачу пришлось проводить срочные ампутации в полевых условиях без анестезии.
Отчет экспедиции был выпущен Морисом Эрцогом под названием «Аннапурна», 11 млн. экземпляров книги были полностью раскуплены.
Следующий успешный штурм этой горы состоялся лишь спустя 20 лет после восхождения группы Эрцога.
В дальнейшем Эрцог был госсекретарем министерства молодежи и спорта Франции, мэром города Шамони. С 1970 года – член Международного олимпийского комитета, с 1995 – почетный член комитета.
Скончался Морис ЭРЦОГ 13 декабря 2012 года в коммуне Нёйи-сюр-Сен (Франция).
------------------------------------------------
Смотри "Эрцог Морис - Аннапурна ( книга)" по ссылке: http://www.libok.net/writer/5708/kniga/16691/ertsog_moris/annapurna/read
15 января
В 1928 году родился Иван Васильевич УФИМЦЕВ (в Свердловске), советский режиссёр-мультипликатор. Народный артист России (2004).
* * * * *
В 1948 году окончил школу киноактёра в Свердловске, в 1955 — режиссёрский факультет ГИТИСа. Снимался в фильмах «Трудовая жизнь», «Дневные звёзды», «Следствие ведут знатоки. Подпасок с огурцом», «Влюблён по собственному желанию», «Мужчина для молодой женщины» и других.
С 1963 года — режиссёр киностудии «Союзмультфильм». До 1970 года работал в творческом содружестве с М. Каменецким. В 1971 году снял мультфильм «Лошарик». Уже второй мультфильм «Чьи в лесу шишки?» принёс режиссёрам успех. На I МКФ в Мамайе (Румыния) в 1966 году картина получила Серебряную медаль.
Скончался Иван Васильевич Уфимцев 31 августа 2010 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #У__
15 января
В 1973 году родилась Орели ДЮПОН (в Париже), французская балерина.
Орели поступила в Балетную школу Парижской Оперы в 1983 году. В возрасте 16 лет, она была принята в кордебалет Оперы. В 1992 году она получила Золотую медаль на конкурсе в Варне (по младшей группе), в 1993 — Приз зрительских симпатий, а в1994 — Приз Клуба Карпо.
Ролан Пети выбирает ее для исполнения своего балета «В ритме вальса». В 1996 году исполнила партии: Клара («Щелкунчик» в редакции Р. Нуриева), Девушка («Волк» Р. Пети), Мари («Благовещение» А. Прельжокажа). Получает звание Первой солистки.
В 1997-1999 годах она станцевала Раймонду, Китри («Дон Кихот», редакция Р. Нуриева), Гамзатти («Баядерка», редакция Р. Нуриева), Манон («История Манон», К. Макмиллан), Избранницу («Весна Священная», П. Бауш), одну из главных партий в «Казанове» А. Прельжокажа.
31 декабря 1998 года удостоена звания Этуаль.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Д__
15 января
В 1945 году родился Максим Исаакович ДУНАЕВСКИЙ (в Москве), советский и российский композитор, сын известного композитора Исаака Осиповича Дунаевского.
Народный артист России (2006).
В 1970 году окончил теоретико-композиторское отделение Московской консерватории по классу композиции. Помимо основной специальности Максим Дунаевский изучал дирижирование, теорию музыки и обучался игре на фортепиано. Его преподавателями были Николай Раков, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Альфред Шнитке и Андрей Эшпай.
Максим Дунаевский мог стать композитором, пишущим академическую музыку. Но его судьбу определила встреча со студенческим театром МГУ «Наш дом» (музыкальный руководитель студии с августа 1964 года), которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями Максим Дунаевский стал писать музыку для театра, а позднее для кино и эстрады.
Он организовал свой эстрадный, игравший также и рок, ансамбль «Фестиваль» (1977-1990), сотрудничал как автор песен с такими поэтами, как Леонид Дербенёв, Наум Олев, Юрий Ряшенцев, Илья Резник, Роберт Рождественский, Николай Денисов.
Музыка, написанная Максимом Дунаевским, звучит более чем в 60 фильмах и 20 мюзиклах.
Особую известность композитору принесли мюзиклы «Тили-тили-тесто...», «Емелино счастье», «Три мушкетера», «Дети капитана Гранта», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Рыцарский роман».
Настоящими хитами стали его песни «Городские цветы», «Все пройдет – и печаль, и радость» (на стихи Леонила Дербенева), «Листья жгут» (на стихи Наума Олева) и многие другие.
Композитором также написаны: концерт для оркестра; кантата для хора а cappella – «Старые корабли»; камерно-инструментальные ансамбли; сонаты, циклы романсов, хоры.
Прожил в США почти 8 лет (1992-1999), работал в Голливуде, написал музыку к нескольким фильмам.
Помимо творчества, Максим Дунаевский активно занимается общественной деятельностью и благотворительностью. Он является президентом Благотворительного культурного фонда имени Исаака Дунаевского.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Д__
15 января
В 1858 году родился Джованни СЕГАНТИНИ (в Арко, близ Тренто), итальянский художник-пейзажист, один из лидеров символизма в национальном изобразительном искусстве.
Писал картины в пуантилистской технике, работал в разные годы в стилях реализма и символизма.
Живописные поиски Сегантини оказали влияние на мастеров итальянского авангарда 1910-х годов – Балла, Боччони, Карра, Северини, составивших первое поколение итальянских футуристов.
* * * * *
Выходец из бедной семьи он с 1876 года учился живописи в вечерней школе при Академии ди Брера в Милане, испытал влияние Жана-Франсуа Милле; с 1885 работал в Швейцарии.
В 1886 году определяется с тематикой произведений: художника привлекают дальние ландшафты с крестьянами и пастухами, выполненные пуантилистским «точечным» стилем.
Пользуясь техникой раздельного точечного мазка, но сохраняя при этом пластическую определенность формы, Сегантини писал поэтические, часто наполненные социально-утопическим смыслом сцены, воссоздающие патриархальную жизнь крестьянства альпийских предгорий, нерасторжимую связь человека и природы («Две матери», «Пахота в Энгадине»).
В поздних произведениях Джованни отдал дань символизму («Альпийский триптих», состоящий из полотен «Природа», «Жизнь», «Смерть», Музей Сегантини, Санкт-Мориц; «Дурная мать», Новая галерея музея истории искусства, Вена). Содержание и форма его картин указывают на значительное внимание, уделяемое художником деталям изображения.
Обращение художника к символизму ощущается, прежде всего, в его картине «Злые матери». В поздних работах Сегантини, кроме символистских элементов, легко угадываются также тенденции югендштиля.
Художник неоднократно обращался к религиозной тематике: «Вечерние звуки» или «Аve Maria» (1887, Мёршвил, частное собрание).
Скончался Джованни Сегантини 28 сентября 1899 года на горе Шафберг (коммуна Понтрезина в регионе Энгадине, Швейцария).
Похоронен в деревне Малоя. На гранитной плите художника высечено: «Arte ed amore vincono il tempo» («Искусство и любовь побеждают время»).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #С__
15 января
(по некоторым источникам – 13 января)
В 1622 году родился Жан-Батист МОЛЬЕР /урождённый – Жан-Батист Поклен/ (в Париже), французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии.
По профессии актёр и директор театра, более известного как «труппа Мольера» (прим.: Мольер – его театральный псевдоним).
Предпочитал внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги и живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка и макаронизмами. За это Мольера неоднократно награждали почётным титулом «народного» драматурга.
Его пьесам была присуща большая динамичность комедийного действия.
Он оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии, как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII века, отразившая весь сложный переплет классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянско-монархическим строем.
* * * * *
Происходил Мольер из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Его отец, был придворным обойщиком и камердинером короля. Жан-Батист воспитывался в модной иезуитской школе – Клермонском коллеже, где основательно изучил латынь, так что свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевел на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей».
По окончании колледжа (1639) он выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. В 1643 году он стал во главе «Блистательного театра». В жестокой конкурентной борьбе с уже популярными в Париже труппами они проигрывают. Когда через 2 года труппа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.
Юношеские скитания Мольера по французской провинции (1645-1658) в годы гражданской войны – Фронды – обогатили его житейским и театральным опытом. С 1650 года он возглавил труппу Дюфрена. Репертуарный голод труппы Мольера явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы стали годами и его авторской учёбы.
24 октября 1658 года труппа Мольера дебютировала в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюбленный доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661 года, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до конца жизни Мольера.
С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряженность которой не ослабевала до самой его смерти. За эти 15 лет (1658-1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы.
В 1659 году он поставил одноактную комедию в прозе «Смешные жеманницы». Первой подлинно классической комедией стала «Школа жен». В январе 1664 года был сыгран «Брак по принуждению», в мае – «Тартюф, или Обманщик». Весной 1665 года подвергся запрету «Дон Жуан, или Каменный пир». Через год Мольер поставил высокую комедию «Мизантроп».
В 1669-71 годах он поставил комедии «Господин де Пурсоньяк», «Блистательные любовники», «Графиня д’Эскарбарья» и самую лучшую из своих пьес – «Мещанин во дворянстве», а также трагедию-балет «Психея».
В марте 1672 года Мольер представил публике комедию «Ученые женщины», а зимой 1673 года написал свою последнюю комедию-балет «Мнимый больной».
17 февраля 1673 года на её четвертом представлении с ним случился удар, и через несколько часов Жан-Батист Мольер скончался.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #М__ #П__
15 января
В 1850 году родилась Софья Васильевна КОВАЛЕВСКАЯ /урождённая – Корвин-Круковская/ (в Москве), русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики (получившая ранее это звание Мария Аньези никогда не преподавала).
Благодаря своим выдающимся математическим дарованиям, Ковалевская достигла вершин ученого поприща. Наиболее важные исследования относятся к теории вращения твёрдого тела, продвинув вперёд решение задачи, начатое Леонардом Эйлером и Ж.Л. Лагранжем.
Она доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение.
Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов 3-го ранга к эллиптическим интегралам. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики.
* * * * *
Знакомство Софьи Ковалевской с математикой произошло в раннем детстве: стены её детской в усадьбе Полибино были оклеены (случайно, из-за нехватки обоев) лекциями профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Дед Софьи был выдающимся математиком, а прадед ещё более известным астрономом.
Первые уроки ей с 8-летнего возраста давал домашний наставник. В 1866 году она впервые ездила за границу, а потом жила в Санкт-Петербурге, где брала уроки математического анализа у А.Н. Страннолюбского.
В то время поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено. Поэтому Ковалевская могла продолжить обучение только за границей, но выдавать заграничный паспорт можно было только с разрешения родителей или мужа. Отец – генерал-лейтенант артиллерии В.В. Корвин-Круковский – не собирался давать разрешения, т.к. не хотел дальнейшего обучения дочери. Поэтому Софья организовала фиктивный брак с молодым учёным Владимиром Ковалевским, правда, сам он не подозревал, что в итоге влюбится в свою «фиктивную» жену.
Софья Васильевна вышла замуж за Ковалевского в 1868 году, и новобрачные отправились за границу.
В 1869 году она училась в Гейдельбергском университете у Кенигсбергера, а в 1870-74 годах – в Берлинском университете у К.Т.В. Вейерштрасса. Хотя по правилам университета как женщина она слушать лекций не могла, но Вейерштрасс, заинтересованный её математическими дарованиями, руководил занятиями Ковалевской.
В 1874 году Гёттингенский университет, по итогам защиты диссертации «К теории дифференциальных уравнений», присвоил Ковалевской степень доктора философии. В 1879 она делает сообщение на VI-м съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге. В 1881 году Ковалевская избрана в члены Московского математического общества (приват-доцент).
В 1884 году становится профессором кафедры математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго – по-шведски. В скором времени Ковалевская овладевает шведским языком и печатает на этом языке свои математические работы и литературные произведения.
За открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки она в 1888 году становится лауреатом премии Парижской академии наук. На следующий год вторая работа на ту же тему была отмечена премией Шведской академии наук, а Ковалевская избирается членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук.
В 1891 году на пути из Берлина в Стокгольм Софья Васильевна узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Испугавшись, она решила изменить маршрут. Но кроме открытого экипажа для продолжения путешествия не оказалось ничего, и ей пришлось пересесть в него. По дороге она простудилась, простуда перешла в воспаление лёгких…
Скончалась Софья Васильевна Ковалевская 10 февраля 1891 года в возрасте 41 года в Стокгольме. Похоронена на стокгольмском Северном кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #К__
15 января
В 1904 году родился Леонид Вениаминович ЯКОБСОН (в Санкт-Петербурге), выдающийся балетмейстер, артист балета. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Основатель творческого коллектива «Театр балета им. Якобсона».
* * * * *
Балету он обучался в Ленинградском хореографическом училище у В. Семенова и В. Пономарева. Еще будучи учеником создал свои первые хореографические номера на музыку Шопена и Грига.
Первые хореографические произведения Якобсона стояли особняком на фоне всех остальных концертных номеров, которые преподаватели сочиняли для учеников. Его фантазиям было тесно в рамках классического танца. Агриппина Ваганова, слово которой много значило в балетном Ленинграде, и была сторонницей чистой классики, вскоре оказалась в числе яростных противников эстетики Якобсона, и когда его позвали в Москву, он уехал из Ленинграда.
В 1936 году Леонид Якобсон уехал в Свердловск, затем судьба занесла в Ашхабад, где он поставил серию концертных номеров.
Наконец, в 1940 году его послали в Казань, «поднимать» балет Татарской республики. Якобсон должен был поставить балет «Шурале» на музыку татарского композитора Ф. Яруллина.
В «Шурале» все было необычным и прежде всего, говорящая пластика тела, которая развивалась вместе с музыкой. Балет Якобсона стал новым словом в хореографии, его предполагалось показать на Декаде татарского искусства в Москве. Но московская премьера не состоялась: новая постановка была представлена только на генеральной репетиции для театральной общественности Казани. В этот день грянула война…
Премьера же балета «Шурале» состоялась лишь 28 мая 1950 года.
Мало чья балетмейстерская судьба была так тесно увязана со сменой руководства страны. С приходом к власти Хрущева, спустя 6 лет после изгнания, Леонид Якобсон вернулся в труппу Кировского театра, которой теперь руководил Федор Лопухов, очень его ценивший. Он предложил Якобсону поставить балет «Спартак», который в то время уже имел музыку и либретто, но лежал «на полке», так и не поставленный Игорем Моисеевым.
Премьера состоялась 27 декабря 1956 года и по тем временам была одним из счастливейших событий балетной жизни России. «Спартак» принес Якобсону ошеломляющий успех.
За ним последовали новые спектакли – «Двенадцать», «Страна чудес», «Клоп». Но попытка Якобсона воплотить на балетной сцене образы Маяковского и Блока смутила театральных чиновников – все 3 постановки были исключены из репертуара по приказу вышестоящих инстанций.
В 1969 году Леонид Якобсон стал инициатором создания и художественным руководителем ленинградской труппы «Хореографические миниатюры», название которой повторяет название спектакля, поставленного Якобсоном в театре Кирова в 1958 году. Этот спектакль был экранизирован в 1960 году (позже награжден призом «Золотая нимфа» в Монте-Карло, за что Якобсон получил диплом Парижского университета танца).
Первый год в истории труппы был самым сложным, но за 2 года балетмейстер, изголодавшийся по творчеству, сумел создать абсолютно новый и обширный репертуар. В это время родился его знаменитый «Экзерсис XX века» на музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Каждая новая постановка Леонида Якобсона вызывала волну обсуждений в партийных организациях и неодобрительную реакцию. Его хореографические миниатюры долгое время запрещались к постановке, и отстоять большинство из них было очень сложно. О его творчестве молчали в прессе – имя Леонид Якобсон словно бы и не существовало в балете.
Мышление балетмейстера было абсолютно самобытным, фантазия – неистощима. Но мастер не сделал и половины из того, что мог бы сделать.
Он продолжал ставить свои миниатюры и писать книгу «Письма Новеру», которая в России была издана лишь в 2001 году.
Скончался Леонид Вениаминович Якобсон 17 сентября 1975 года в Кремлевской больнице в Москве, похоронен в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Я__
15 января
1795 года родился Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (в Москве), русский поэт и драматург, пианист и композитор, дипломат, дворянин. Статский советник (1828).
Известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз.
* * * * *
Получив домашнее образование, он в 11-летнем возрасте стал студентом Московского университета, обучался на философском факультете, затем на юридическом. В 1810 году получил диплом кандидата прав.
В 1812 году добровольцем пошел в армию, но в военных действиях не участвовал. Выйдя в отставку в 1816 году, Александр Сергеевич переезжает в Петербург, где сближается с передовыми людьми своего времени. В этот период для театра он пишет и переводит комедии «Молодые супруги» и «Своя семья или Замужняя невеста».
В 1817 году Грибоедов поступает на службу в Коллегию иностранных дел, слывёт там на хорошем счету.
Спокойствие и размеренность жизни нарушило участие писателя в дуэли, которая закончилась смертью одного из дуэлянтов. Во многом благодаря связям его матери, Грибоедова отправляют подальше от столицы – секретарём в дипломатическую миссию России в Персии (1818-1820).
Служба оказывается несложной, и у Грибоедова остаётся достаточно времени для занятий литературным творчеством и самообразованием.
В этот период он совершил героический поступок. Отчаянную смелость Грибоедова заметил генерал Ермолов и благодаря его стараниям в 1821 году Александра Сергеевича переводят на Кавказ (в Тифлис). Здесь к 1824 году была завершена комедия «Горя от ума». Грибоедов писал стихи, статьи и пьесы; он автор 30 литературных и публицистических произведений.
Находясь на Кавказе, Александр Сергеевич получает известие о разгроме восстания 14 декабря 1825 года. А в январе 1826 года он был арестован и находился в Петербурге под следствием по делу декабристов до 2 июня 1826 года.
Доказать его участие в заговоре не удалось, но за Грибоедовым был установлен секретный полицейский надзор. Возвратившись в сентябре 1826 года в Тифлис, он продолжил дипломатическую деятельность.
По окончании русско-иранской войны 1826-1828 годов Грибоедов участвовал в выработке выгодного для России Туркманчайского мирного договора, текст которого в марте 1828 года доставил в Петербург, надеясь остаться в столице. Он мечтал продолжать писать стихи, закончить трагедии «Родамист и Зенобия» и «Грузинская ночь», а также начатую драму «1812 год».
Но именно благодаря личному вкладу Александра Сергеевича в составление статей столь выгодного мирного договора царь решает, что на должность посла в Персии больше всего подходит Грибоедов. Отказаться от высочайшего назначения невозможно и писатель вынужден снова ехать в Персию. Грибоедов отнёсся к этому назначению как к политической ссылке.
По пути в Иран он несколько месяцев провел в Грузии; в Тифлисе женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе.
В качестве посла Грибоедов проводил твёрдую политику. Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.
В результате провокации персидских властей на посольство России напала толпа религиозных фанатиков. Во время разгрома миссии в Тегеране 11 февраля 1829 года все, находившиеся в посольстве, были зверски убиты, в том числе и Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ.
Тело поэта было перевезено в Тифлис и погребено на горе святого Давида.
15 января
День рождения ВИКИПЕДИИ
В этот день 2001 года англичане Ларри Сэнгер (Larry Sanger) и Джимми Уэйлс (Jimmy Wales) открыли сайт «Wikipedia».
Википедия (англ. Wikipedia) – универсальная энциклопедия, которая свободно распространяется во всемирной паутине.
Статьи для энциклопедии создаются добровольным трудом авторов на множестве языков мира. Одним из главных достоинств Википедии является возможность выставить информацию на своем родном языке, сохранив ее ценность в аспекте принадлежности к данной культуре.
По объему сведений и тематическому охвату Википедия по праву считается самой полной энциклопедией из когда-либо создававшихся в истории человечества. Любой пользователь сети Интернет может свободно зайти на сайт Википедии, найти и прочитать нужную статью.
При обнаружении ошибок или недостатка информации можно, нажав кнопку «редактировать», исправить эти ошибки, добавить новую информацию или, написав новую статью, внести ее на сайт. Таким образом, пополняются разделы, появляются новые статьи и энциклопедия получает развитие. Знания каждого человека становятся достоянием всех.
Прародителем Википедии следует считать Нупедию (Nupedia) – проект энциклопедии на английском языке, который реализует принципы свободного распространения информации. Статьи Нупедии писались учеными и людьми из академической среды, а основателями были Ларри Сэнгер и Джимми Уэйлс.
Для ускорения пополнения энциклопедии, Сэнгер совместно с Уэйлсом и открыли в этот день сайт Википедия. С тех самых пор принять участие в редактировании энциклопедии может каждый пользователь Всемирной паутины.
Свое название Википедия получила от используемой для ее реализации технологии «wiki». С гавайского языка «вики» означает «быстро».
В мае 2001 года были запущены языковые разделы Википедии: русский, шведский, итальянский, немецкий, французский, португальский, эсперанто, японский, испанский, каталонский, иврит, а чуть позже – венгерский и арабский. В настоящее время Википедия насчитывает более 260 языковых разделов.
Объем Википедии растет неуклонно. Она набирает все большую популярность у пользователей Интернета и входит в список 10 самых посещаемых Интернет-ресурсов мира.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января