18 ноября
1964 года родился Александр Викторович ШЕВЕЛЁВ (в селе Шереховичи, Новгородская область), советский и российский живописец, талантливейший художник нашей современности. Член Союза художников с 1996 года.
Работает в лучших традициях русской школы реалистической живописи в жанре пейзаж, городской пейзаж, историческая картина, натюрморт.
* * * * *
В 1984 году окончил Ярославское художественное училище, затем в 1992 году – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, факультет живописи, мастерская народного художника СССР Е.Е. Моисеенко и народного художника РСФСР П.Т. Фомина.
Большой опыт и мастерство художник наработал в Эрмитаже занимаясь свободной копийной практикой. С 1989 года Александр Викторович ШЕВЕЛЁВ участник областных и республиканских выставок.
С 2013 года он член творческого союза художников России и международной федерации художников секция – живопись. Является победителем международных конкурсов «Моя малая Родина» (2016) и «Времена года /Весна/» (2017).
Работы художника находятся частных собраниях Москвы, Рыбинска, Санкт-Петербурга, Ярославля, а также в Германии, США, Финляндии, Швеции, Голландии.
С 1992 года живет и работает в городе Рыбинск Ярославской области.
18 ноября
В 1870 году родился Александр Алексеевич БУЧКУРИ (в слободе Бутурлиновка, Воронежская губерния), российский советский художник-живописец, жанрист, портретист, проявлявший большой интерес к крестьянской теме.
Ученик легендарного живописца И.Е. Репина, который писал о Бучкури: «…он отличный художник, и я горжусь таким моим бывшим учеником».
* * * * *
Выходец из семьи таганрогского купца, грека турецкого подданства, мальчик с раннего детства жил в доме отчима А.И. Михельсона, человека интеллигентного, поощрявшего стремления будущего художника к рисованию.
Рисовать же Саша начал в восемь лет. После переезда семьи в 1884 году в Воронеж, он получил музыкальное образование – играл в оркестре на рояле и скрипке. Решение стать художником созрело у него во время посещения выставки картин «Товарищества передвижных выставок».
В 23 года Александр начал учиться в Воронежской бесплатной рисовальной школе, у М.И. Пономарева, Л.Г. Соловьева; тогда же и проявился его интерес к крестьянской теме. В 1898 году Бучкури приехал в Петербург, чтобы держать экзамен в Академию художеств. Перед Репиным предстал высокий, богатырского сложения человек. Первый прием оказался неласковым. Тем не менее, Илья Ефимович попросил воронежца написать несколько этюдов. Один из них так ему понравился, что Репин взял Бучкури в студию княгини М.К. Тенишевой, в которой он в то время преподавал. В студии были созданы идеальные условия для учебы талантливых молодых людей всех сословий.
В октябре 1899 года Александр подал заявление о приеме в Высшее художественное училище Академии, его сокурсниками стали Борис Кустодиев и Иван Горюшкин-Сорокопудов.
Переехав в 1907 году с женой в Воронеж, Александр Бучкури устроил близ города, в селе Подгорном, свою мастерскую. Селяне с раздражением восприняли непонятный им интерес художника к их персонам.
После революций 1917 года художник оказался не у дел, его работы долго нигде не экспонировались. Жить пришлось за счет старых накоплений. Только в 1933 году на выставке появилась картина Александра Бучкури «Завтрак на сенокосе», которую он писал в неотапливаемой тесной мастерской, отогревая краски дыханием. Поскольку эту работу приобрела редакция областной газеты «Коммуна», отношение к художнику начало меняться.
Настоящий фурор произвела в 1937 году работа художника «Вывод». Картина вызвала противоречивые толки, что снизило количество заказов.
Основную часть своего времени Бучкури уделял теперь ученикам, терпеливо передавая им свои знания и опыт. Они безумно любили своего учителя, он для них был кумиром. Прежде всего их восхищала его недюжинная физическая сила. Во время работы кистью мастер прекрасно пел басом арии из опер. Иногда молодые художники устраивали ему настоящую овацию.
Перелом произошел в 1940 году, после того как картины живописца попали на московскую «Выставку мастеров старшего поколения художников РСФСР» и произвели там сенсацию.
Погиб Александр Алексеевич БУЧКУРИ летом 1942 года от рук фашистских захватчиков, в период временной оккупации Воронежа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #Б__
18 ноября
В 1900 году родился Константин Иванович АЛАДЖАЛОВ (в городе Нахичевань-на-Дону, Российская империя; ныне часть района в Ростове-на-Дону), американский художник армянского происхождения из России, график, иллюстратор, акварелист, эмигрант первой волны.
Его младшие братья – Семён и Степан Аладжаловы, ставшие впоследствии знаменитыми советскими художниками-плакатистами.
* * * * *
Детство Константин прошло в Ростове-на-Дону. Окончив гимназию, он самостоятельно занялся рисованием.
В 1917-18 годах учился в Петроградском университете. Во время революции примкнул к группе художников, обслуживающих революционную власть. По заказу рисовал агитплакаты, портреты вождей революции, расписывал агитпоезд. В 1920 году встречался с Сергеем Есениным и нарисовал его портрет, который через 9 лет был опубликован в книге Мэри Дэсти «Конец Исидоры Дункан». В 1923 году Константин Аладжалов эмигрировал в США.
После долгого поиска работы был приглашён расписывать стены в новом ресторане русской графини Анны Зарнекау. Первые годы он часто писал фрески в частных домах, оформлял русские ночные клубы на Манхэттане, писал заказные портреты, занимался сценографией, рисовал афиши для театра и кино.
Приобретя популярность среди американских представителей прессы, Аладжалов стал автором иллюстраций в нескольких популярных американских журналах. Большинство из них выполнено в мягкой юмористической манере. Иллюстрировал книги по заказам издательств.
В период 1940-50-х годов Константин Иванович преподавал композицию и рисунок в рисовальной школе «Феникс», читал лекции по композиции в художественной школе «Священники» и в художественной студии А. Архипенко.
Аладжалов работал в разных жанрах, но полюбился публике благодаря сатирическим зарисовкам о современной Америке. В своих иллюстрациях он уделял большое внимание мелким деталям, изображая комичность повседневности в собирательных чертах своих персонажей. Сочетание их с продуманностью каждого мелкого элемента, изящной работой с цветом и сюжетом делало карикатуру в его иллюстрации более утончённой.
Работы художника находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке и в Бруклинском музее.
Скончался Константин Иванович АЛАДЖАЛОВ 23 октября 1987 года в городке Амения (штат Нью-Йорк).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #А__
18 ноября
В 1736 году родился Антон ГРАФ (в Винтертуре, кантон Цюрих), великий немецкий художник, швейцарец по происхождению, профессор Дрезденской Академии художеств.
Будучи выдающимся портретистом того времени, создал целую галерею образов своих современников.
* * * * *
Выходец из семьи ремесленника, он обучался живописи на родине и в немецком городе Аугсбурге, специализировался на портретной живописи.
В 1766 году Антон Граф получил должность придворного художника в Дрездене и преподавателя в Академии художеств, которую сохранил до самой своей смерти. Он отклонял даже более выгодные предложения из Берлина. Естественно, многие его работы попали в Дрезденскую галерею.
На портретах кисти мастера изображены великие личности того времени, в частности, Готхольд Эфраим Лессинг, Мозес Мендельсон, Иоганн Готфрид Гердер, Фридрих Шиллер, Христиан Феликс Вейсе, Христоф Виллибальд Глюк, Генрих фон Клейст и Даниэль Николаус Ходовецкий, Фридрих Гедике.
Главным творением Графа считается портрет прусского короля Фридриха Великого. Мастер создал более 2000 работ (их большая часть сохранилась), главным образом портретов, причем в основном мужских. В них он необычайно точно передал облик и характер своих моделей, представил их в естественных позах. Эти портреты являются надежным документом эпохи, когда еще не было фотографии, они дают адекватное представление о личности портретируемого.
В 1796 году по заказу царицы Екатерины II художник копирует ряд картин из Дрезденской галереи для Эрмитажа.
В позднем периоде творчества Граф обратился к пейзажу. Его работы повлияли на творчество художников Филиппа Отто Рунге и Каспара Давида Фридрихе.
Скончался Антон ГРАФ 22 июня 1813 года в Дрездене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #Г__
18 ноября
В 1872 году родился Иван Гаврилович БЛИНОВ (в деревне Кудашиха, неподалеку от Городца, Нижегородская губерния), выдающийся русский художник-миниатюрист и каллиграф, последний книгописец старославянского языка, владевший в совершенстве практически всеми видами древнерусских почерков, в том числе – уставом и полууставом.
За свой творческий период книжных дел мастер переписал и оформил около 200 средневековых рукописей самых разных жанров, ряд из которых до сих пор не выявлен и не описан.
Иван Блинов – уникальный городецкий изограф – создал более 100 книг-шедевров, среди переписанных им произведений: «Житие Василия Нового», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре», «Изборник Святослава», «Повесть об убиении царевича Димитрия», «Слово о полку Игореве» и др.
* * * * *
Детство Иван провел в доме деда, там же выучился чтению и письму; рано начал рисовать. В подростковом возрасте увлекся перепиской книг. Его первыми работами были тетради с текстами канонов избранным праздникам и святым, которые он переписывал по заказу одного из городецких книготорговцев. В 1887 году начинающий каллиграф создает своё первое крупное произведение – Канонник объемом в 219 листов, а год спустя юноша переписывает лицевой Толковый Апокалипсис.
На рубеже 1880-90-х годов художник начинает работать на купцов-коллекционеров. Из произведений, выполненных Блиновым в тот период, выделяются несколько лицевых списков «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Канон Честному Кресту», демонстрировавшийся на палеографической выставке 1899 году, и роскошный лицевой Канонник.
В процессе работы он параллельно изучает богатейшие книжные собрания своих заказчиков, знакомится с другими переписчиками, художниками-миниатюристами и иконописцами, еще более шлифуя собственный навык. К концу 1890-х годов Иван Гаврилович становится общепризнанным мастером – каллиграфом и миниатюристом.
Блинов стал пробовать себя в реставрации: досконально освоив манеру и технику различных книгописных школ, художник дописывает утраченные фрагменты различных рукописей, украшает манускрипты орнаментами и «картинами».
Связи в среде старообрядческих предпринимателей приводят мастера в Москву, где он посещает Московский публичный и Румянцевский музеи, работает в хранилищах Исторического музея и Третьяковской галереи, изучает Синодальную библиотеку и библиотеку Троице-Сергиевой лавры, штудируя старинные манускрипты.
В Петербурге художник знакомится с книжно-рукописным собранием Императорской публичной библиотеки.
В период 1909-16 годов Иван Гаврилович работал старшим корректором славянского шрифта в Московской старообрядческой книгопечатне. Параллельно он выполнял частные заказы, причем его профессиональная репутация была столь высока, что в числе его заказчиков был и Императорский двор.
Результатом знакомства создателя рукописных книг с художником Д.С. Стеллецким стал плод их совместных творческих усилий – лицевой список «Слова о полку Игореве» (не сохранился). Его текст был написан Блиновым, а иллюстрации выполнены Стеллецким.
Также книгописец сотрудничал с художниками А.И. Савиновым, В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, Б.В. Зворыкиным.
В 1916 году Ивана Гавриловича мобилизовали в Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд Её Императорского Величества. В период прохождения воинской службы он знакомится с рядом известных современников: художниками И.А. Шарлеманем и П.С. Наумовым, поэтом С.А. Есениным.
После революционных событий 1917 года его талант книгописца оказался совершенно чужд для новой власти. Тем не менее художник продолжал активно работать, и следующий, 1918 год, стал наиболее плодотворным в творчестве Блинова.
Через 2 года художник становится директором Городецкого краеведческого музея, одним из организаторов которого он являлся. В 1925 году Иван Гаврилович по семейным обстоятельствам возвращается в родную деревню.
Ему пришлось сменить несколько профессий: работал в колхозе, был лектором и оформителем в сельском клубе, ответственным редактором городецкой газеты, учителем в колонии. Постоянно находясь под подозрением властей, художник то и дело возвращался к любимому занятию – переписке и оформлению рукописей.
Но в реалиях того времени книгописный труд не только не приносит Блинову какого-либо дохода, но лишь усиливает его репутацию «неблагонадежного».
Незадолго до своей кончины он получил заказ на книгу для Румянцевского музея, которой вновь оказалось «Слово о полку Игореве». Однако этот его последний рукотворный список шедевра древнерусской литературы так и остался незавершенным.
Скончался Иван Гаврилович БЛИНОВ 8 июня 1944 года в деревне Кудашихе (Горьковская область; ныне – Нижегородская).
В 1985 году кладбище, на котором покоился мастер книжных дел, было уничтожено. Но по настоянию родственников и общественности города Городец в 1988 году могила художника восстановлена.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #Б__
18 ноября
В 1786 году родилась Екатерина Семёновна СЕМЁНОВА (в Смоленской губернии), знаменитая русская драматическая актриса Императорских театров.
Благодаря своему выдающемуся дарованию и трудолюбию, по определению А.С. Пушкина, стала «царицей русской сцены». Театральная ученица Н.И. Гнедича она, играя в Петербурге с 1803 года, имела необычайный успех в трагедиях Расина, Корнеля, Вольтера, Шекспира и Шиллера.
«Семёнова была крестьянка, – рассказывал о ней в романе «Пушкин» Юрий Тынянов. – Она родилась крепостной, а цариц играла как царица... Обе сестры Семёновы, Екатерина и Нимфодора, будили жгучее любопытство, вызывали удивление. Нимфодора, певица, была роскошна, величава, спокойна…
А Екатерину, великую её сестру, давно сопровождало несчастье. Быть может, такой и должна быть трагедия героическая? И в памятные дни, когда народным, единым и дружным, страшным по силе движением был уничтожен Наполеон, была в театре поставлена пьеса Озерова «Димитрий Донской». И молоденькая, еще не расцветшая Семёнова играла в пиесе главную роль. Это был вечер неслыханный... Гром рукоплесканий, рыдания встретили Семёнову... Она стала великой русской артисткой в один этот вечер, бесспорной народной любовью. Рукоплескания услышала вся страна. Чудесный голос Семёновой стал голосом русской победы».
* * * * *
Её мать была крепостной крестьянкой по имени Дарья, а сведения об отце противоречивы – то ли смоленский высокопоставленный владелец крепостных И.С. Путята, то ли учитель кадетского корпуса И.П. Жданов, которому тот подарил её (вместе с другим крепостным – Семёном), в благодарность за воспитание сына. Дарья подарена была еще девушкой, и когда она забеременела от барина, тот выдал её замуж за Семёна, который и стал, таким образом, номинальным отцом Екатерины, от кого и пошла фамилия – Семёнова.
Иван Прохорович Жданов, обладавший тонким вкусом, первым заметил в Екатерине талант актрисы и отправил девушку в Петербургскую театральную школу. Через 2 года он определил туда и её младшую сестру Нимфодору, также ставшую известной актрисой.
Обучалась Екатерина Семёнова у В.Ф. Рыкалова и И.А. Дмитревского. В 1802 году впервые появилась на школьной сцене в пьесах А. Коцебу «Примирение двух братьев» (Софья) и «Корсиканцы» (Наталья); в феврале 1803 года дебютировала на профессиональной сцене Александринского театра в комедии «Нанина». В 1805 году вошла в труппу театра.
В Александринском театре Семёнова играла роли первых любовниц. Она была необыкновенно красива; черты лица её поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи.
Следившие за стремительным взлетом Семеновой современники отмечали самобытную силу ее таланта, отсутствие подражательности и умение отдаваться чувству. Расцвет славы артистки знаменательно совпал с ростом популярности пьес Озерова, в которых ее дарование проявилось особенно ярко.
В 1809-12 годах во время гастролей в России французской актрисы М.Ж. Жорж между ней и Семеновой состоялась своеобразная сценическая «дуэль», турнир, затянувшийся почти на 3 года. Творческое состязание актрис, вызвавшее горячую полемику среди критиков и зрителей, завершилось признанием победы Семеновой.
А.С. Пушкин утверждал: «Семенова не имеет соперниц... она осталась единодержавною царицею трагической сцены...».
Серьезное воздействие на исполнительский талант Семеновой оказали начатые в 1808 году занятия с Н.И. Гнедичем, под чьим руководством был подготовлен целый ряд ролей, в т.ч. Мария Стюарт («Мария Стюарт» по Фр. Шиллеру, 1809), Ариана («Ариана» П. Корнеля, 1811), Клитемнестра («Ифигения в Авлиде» Ж. Расина, 1815).
Пушкин многократно пытался примирить ее с актрисой А.М. Колосовой, с которой Екатерина Семеновна постоянно конфликтовала. В 1826 году Семенова покинула театральные подмостки, представ напоследок перед публикой в роли Федры. Перебравшись в Москву, вышла замуж за сенатора, князя И.А. Гагарина, став княгиней Гагариной-Семеновой.
Изредка появлялась на подмостках домашних театров; последнее выступление – благотворительный спектакль в доме Энгельгардта в 1847 году.
Скончалась Екатерина Семёновна Семёнова 13 марта 1849 года в Петербурге, была похоронена на Митрофаниевском кладбище.
В связи с полным уничтожением Митрофаньевского кладбища актриса была перезахоронена в 1936 году на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #С__
18 ноября
В 1785 году родился Сэр Дэвид УИЛКИ (в Калтсе), один из самых известных шотландских художников.
К 14 годам молодой человек твёрдо решил стать художником, сообщил о своём желании отцу, а тот очень неохотно, но всё же согласился.
Уилки был принят в Художественную Академию в Эдинбурге, и началось систематическое обучение под руководством Джона Грэма. Будущий художник обладал не по годам крепким характером. Среди картин периода ученичества особенно выделяются «Церера в поисках Прозерпины» и «Диана и Калисто», которая в 1803 году получила премию в 10 гиней от Попечительского Совета академии.
В 1804 году Уилки покидает Академию и решает вернуться домой, чтобы начать работать самостоятельно. Он берётся за монументальное полотно с изображением традиционной ежегодной городской ярмарки с более чем 140 персонажами, среди которых немало его соседей и членов семьи. Большую практику художник получил, выполняя частные работы, как правило, портреты, разъезжая по всей Шотландии.
Несколько следующих работ Мастер выполнил по заказу довольно известных в Англии людей, одна из которых была приобретена за довольно большую по тем временам сумму в 800 гиней.
Успехи Уилки привели к избранию его в ноябре 1809 года ассоциированным членом Королевской Академии. Он был самым молодым из когда-либо получавшим это звание за всю историю Академии. В феврале 1811 года художник стал полноправным академиком.
В 1814 году Уилки совершает свой визит в Париж, в Лувр, а через 2 года он уже в Голландии и Бельгии в компании с гравёром многих своих картин Раймбахом.
Неожиданно выясняется, что здоровье художника оставляет желать много лучшего. С 1825 года он начинает искать по Европе возможные места лечения. Париж, Рим, Флоренция, Прага, Вена, Венеция, Женева, затем даже Испания. Только в июне 1828 года художник возвращается в Англию. Все работы его этого периода, а он, несмотря на недомогание, много работал, находятся под большим влиянием итальянского и испанского искусства, так полюбившегося ему Веласкеса.
Изменение стиля работ Уилки с непониманием встретила критика на Родине. Тем не менее, художник по-прежнему очень известен, а король не забывает в 1836 году произвести его в рыцарский сан.
Осенью 1840 года Уилки решает отправиться в путешествие на Восток. Через Голландию и Германию он достиг Константинополя, затем художник отплыл в Иерусалим. В конце концов Уилки решает вернуться в Европу, но ему вновь стало плохо и прямо во время перехода от Мальты к Гибралтару.
Скончался сэр Дэвид Уилки 1 июня 1841 года, похоронен по морской традиции прямо в море, в заливе Гибралтар.
* * * * *
Уилки, в своё время, по просьбе своего друга академика Уильяма Коллинза стал крёстным отцом его сына. Прошло много лет, крестник вырос и стал знаменитым писателем Уилки Коллинзом.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #У__
18 ноября
1852 года родился Миколаш АЛЕШ (в Миротице), чешский художник и иллюстратор. Один из крупнейших чешских художников XIX столетия.
При жизни он был известен в первую очередь как график и декоратор, иллюстратор сборников сказок, народных песенников и исторических сочинений.
Художник оставил также большое количество графических работ, изображающих улицы и здания Праги, Пльзеня и других чешских городов.
Картины маслом работы Алеша стали широко известны уже после его смерти.
Его ранние работы созданы в романтическом стиле, в них чувствуется влияние творчества Йозефа Манеса. Позднее Алеш писал в стиле модерн.
* * * * *
Рисовать он начал в возрасте четырёх лет. Обучался в гимназии, затем в реальном училище. После сдачи экзаменов в 1869 году Миколаш уехал в Прагу учиться в Академии художеств.
Во время обучения в Академии зарабатывал рисованием и иллюстрированием. В 1876 году, за участие в протесте студентов против реакционной профессуры (а именно профессора Альфреда Вольтмана) был арестован и затем исключён из Академии.
В 1879 году Миколаш Алеш выиграл конкурс на право художественного декорирования внутренних помещений здания Национального театра в Праге. В том же году художник женился и совершил учебную поездку в Италию. После возвращения, в 1880-1881 годах, он работает над 14 большими панелями для Национального театра.
В 1889 году художник создаёт цикл иллюстраций на темы народных чешских песен и пишет акварели. В 1895 году состоялась выставка художника в Праге.
К его 60-летнему юбилею Миколашу Алешу присвоили звание почётного гражданина Праги, а также титул «Инспектора живописи и советника по изобразительному искусству».
Последняя серия иллюстраций художника относится к 1913 году.
Скончался Миколаш АЛЕШ 10 июля 1913 года в Праге.
18 ноября
1899 году родился Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ (в селе Большие Студёнки, Липецкий уезд, Тамбовская губерния), советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, шестой Герой Советского Союза (1934).
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, он обучался в лётной школе «Добролёт» и Московской лётно-технической школе. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне, воевал против Колчака и Врангеля.
В 1930 году совершил четырёхдневный перелёт по маршруту Хабаровск – Нижнетамбовское – Мариинское – Николаевск – Оха, первым открыв воздушную линию на остров Сахалин.
Летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва – Ленинград, Москва – Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в село Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, впервые в мире осуществил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, награждён орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года – командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.
В 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Член Союза писателей СССР, активно занимался литературной деятельностью.
Скончался Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ 11 августа 1980 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
18 ноября
В 1938 году родился Владимир Львович ЛЕВИ (в Москве), советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии. Кандидат медицинских наук.
Окончил Первый московский медицинский институт и впоследствии аспирантуру, работал ординатором и врачом-психиатром в Больнице имени П.П. Кащенко, затем психотерапевтом, научным сотрудником Института психиатрии Минздрава РСФСР.
В дальнейшем работал в области научной и практической психологии в Институтах психологии РАН и Академии образования. Занимался проблемами воспитания детей, психотерапией детей и подростков, психологической помощью семьям, психотерапией экстремальных состояний и личностных кризисов, психологией искусства.
В 1980-е годы занимался также педагогической психологией. На протяжении многих лет сотрудничал с журналом и издательством «Семья и школа».
Владимир Леви – автор ряда книг по популярной психологии и психотерапии для широкого круга читателей.
На протяжении 1960-х годов публиковал научно-популярные статьи в журнале «Знание – сила» и других периодических изданиях.
Первая книга «Охота за мыслью» вышла в 1967 году в издательстве «Молодая гвардия». Далее последовали: «Я и Мы», «Искусство быть собой», «Искусство быть другим», «Разговор в письмах», «Цвет судьбы», «Везёт же людям», «Нестандартный ребёнок», трёхтомник «Исповедь гипнотизёра». Книги многократно переиздавались, переведены на иностранные языки.
В 2000 году выпустил сборник стихов «Зачёркнутый профиль» и книги «Приручение страха», «Травматология любви», «Вагон удачи», «Семейные войны», «Ближе к телу» (вместе составившие книгу «Азбука здравомыслия»), «Лекарство от лени», «Куда жить», «Ошибки здоровья», «Наёмный бог» (с романом и подборкой стихов), «Одинокий друг одиноких». Иллюстрации в ряде изданий выполнены самим автором.
С 1974 года – член Союза писателей. С 2005 года – автор и ведущий популярной радиопрограммы «Музыкальная аптека».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #Л__
18 ноября
(по другим данным 19 ноября)
1786 года родился барон Карл Мария Фридрих Август /Эрнст/ фон ВЕБЕР (в Ойтине), немецкий композитор, дирижер, пианист и музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.
Обладал обширными познаниями в области искусства, поэзии и литературы, предшественник Вагнера.
* * * * *
Выходец из семьи музыканта (отец был оперным капельмейстером), он как будущий композитор формировался в той среде, в которой находился с раннего детства. Занятия с известными педагогами – Михаэлем Гайдном, братом всемирно известного композитора Иозефа Гайдна, и аббатом Фоглером – оказали заметное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения.
С 1804 года Вебер работает в различных театрах Германии, Швейцарии, а в 1813 году занимает пост директора оперного театра в Праге. Он приобретает известность не только как выдающийся пианист и дирижер, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре (по группам инструментов), новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменяется статус дирижера – Вебер, принимая на себя роль режиссера, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля.
В 1821 году именно в Дрездене прошла премьера самой знаменитой оперы Вебера – «Вольный стрелок», которая сразу завоевала всенародное признание и принесла автору славу. А через 2 года композитор написал оперу «Эврианта», увертюра до сих пор часто звучит в концертах. Так же, как и увертюра еще одной, последней его оперы – «Оберон», над которой он работал уже будучи тяжело больным. Для представления «Оберона» Карл Мария фон ВЕБЕР отправился в Лондон, но вскоре после премьеры скончался – 5 июня 1826 года – в доме дирижёра Джорджа Смарта.
Вебер оставил не очень большое наследие. Из-за нехватки времени он писал не быстро, тем не менее, он успел написать около 10 опер, 2 мессы, 2 симфонии, 3 увертюры, инструментальные концерты, песни, камерно-инструментальные сочинения…
Его фортепианная пьеса «Приглашение к танцу» была первой в истории музыки программной концертной пьесой в форме вальса. В 1841 году Берлиоз переложил это великолепное произведение для оркестра.
Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888 году).
На одной из площадей Дрездена стоит памятник Карлу Мария фон Веберу, который из своих неполных 40 лет жизни почти 10 руководил местным немецким музыкальным театром. И хотя он родился не в Дрездене, горожане чтут музыканта, превратившего заштатный местный театр в не менее достойный, чем была в то время итальянская опера.
* * * * *
Вебер считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он оставался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина».
Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом.
18 ноября
В 1787 году родился Луи ДАГЕР /полное имя – Луи Жак Манде Дагер/ (в городке Кормей-ан-Паризи близ Парижа), французский художник, химик и изобретатель, создатель первых фотоснимков, называемых в соответствии с именем автора «дагерротипами».
Его имя внесено в список величайших учёных Франции, размещённый на первом этаже Эйфелевой башни.
* * * * *
Школьного образования он практически не получил, в 13 лет отец отдал его в ученики к архитектору. Когда же Луи Дагеру исполнилось 16 лет, отец отвёз его в Париж и устроил учеником в мастерскую театрального декоратора «Гранд Опера» Деготти.
Дагер был также известен как танцор, канатоходец, театральный художник. К моменту прихода к Деготти он уже знал законы перспективы, поэтому декоратор и взял его в ученики. Природный дар художника сразу выделил постановки Дагера, его стали отмечать критики. Он творил чудеса на сцене, например, вместе со своим компаньоном построил диораму: сидящие зрители могли увидеть какой-нибудь огромный собор снаружи, а потом вдруг оказаться внутри. Для этого писались две картины, размером до 22-х метров в высоту. Диорама имела огромный успех в Париже и прославила Дагера.
Чтобы упростить себе работу при создании таких огромных картин, Дагер использовал камеру обскуру, однако никак не мог закрепить изображение на экране. Он провёл огромное количество опытов, экспериментируя с химическими веществами, а потом узнал о Жозефе Ньепсе, который занимался примерно такими же опытами. Дагер написал ему письмо, и Ньепс предложил заключить договор о сотрудничестве.
Вскоре изобретатель ушел из театра и с головой окунулся в создание фотографии. В конце 1820-х годов он вместе с Жозефом Ньепсом работал над созданием метода фотографии, но в 1833 году Ньепс скончался. Дагерротипия была изобретена уже после этого, практически случайно, как следствие очередного опыта.
Дагер сделал всё, чтобы превратить изобретение Ньепса в реально применимую технологию, правда, с использованием химических веществ, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после 11 лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Дагер превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Так появился дагерротип – предшественник фотографии.
В 1839 году Луи Дагер продемонстрировал свою технологию во французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя же Ньепса было практически забыто.
Несмотря на то, что поначалу люди побаивались делать дагерротипы, опасаясь, что таким образом можно украсть душу, жажда нового очень скоро поборола страх, и изобретение Дагера обрело огромную популярность.
В течение нескольких лет его изобретение завоевывало мировое признание. С его помощью каждый желающий в течение примерно 20 минут мог зафиксировать пейзажи и события своей жизни. И для этого вовсе не обязательно было иметь художественный дар.
Скончался Луи Дагер 10 июля 1851 года в Бри-сюр-Марне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #Д__