26 января
1877 года родился Кес ван ДОНГЕН /настоящее имя – Корнелис Теодор Мария ван Донген/ (в Дельфсхафене, пригород Роттердама), известный голландский художник, один из основоположников фовизма, мастер типажных женских образов, портретист.
Он рисовал женщин с большими глазами: стройных танцовщиц, девушек из экзотических стран, обнаженных женщин, женщин, одетых в платья знаменитого модельера Поля Пуаре, своих жен, подруг и любовниц. Для ван Донгена женщины были красивее пейзажей. Он изобрел свой стиль. «Живописец элегантных неврозов» – писал о нём литератор и критик Поль Гзель.
Слава художника связана с авангардным течением фовистов (хотя сам он не любил «измов» и не причислял себя ни к одному стилю). Но прославился ван Донген не только яркими, насыщенными цветами картинами, но и своим стилем жизни. Вечеринки и приемы в его ателье посещали знаменитые в 1920-1930-х годах парижские политики, художники, кинозвезды.
* * * * *
Обучался в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме (1892-1897). Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад». От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.
После окончания Академии, он посетил Париж, пленивший его своей яркой, открытой, и праздничной атмосферой, но, не решившись остаться в городе-мечте, ван Донген возвращается на родину, правда, ненадолго.
Окончательно переехав в Париж в 1929 году, художник обосновался в легендарном Бато Лавуар, но он влачил полунищенское существование. Близкий ван Донгену карикатурный жанр снова помогал выжить. Помимо этого, наделенный отменной физической силой, художник не стеснялся участвовать в борцовских схватках в цирке.
Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме. В 1905 году он принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне в Париже.
Кес ван Донген также рисовал карикатуры для парижской газеты «La Revue blanche». В 1926 иллюстрировал французское издание скандального романа Виктора Маргерита «Холостячка».
В 1929 году художник получил французское гражданство, и на это время пришлось изменение стиля живописи, приблизившегося к «арт-деко». Великосветская публика наперебой заказывала портреты, а в картинах стало появляться больше символизма.
Поздние работы ван Донгена (в их числе, в частности, портрет Бриджит Бардо, 1958, на котором французская знаменитость устало смотрит на зрителя) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры.
Шесть работ художника находятся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Скончался Кес ван ДОНГЕН 28 мая 1968 года на собственной вилле в Монте Карло (Монако).
26 января
1861 года родился Луи АНКЕТЕН (в Этрепаньи), французский художник и теоретик искусства, один из основателей синтетизма в живописи. Кавалер ордена Почётного легиона.
* * * * *
Раннее увлечение мальчика живописью нашло понимание и поддержку со стороны родителей, но до полного служения искусству, Анкетен прошел службу воинскую, отдав ей десять лет.
В 1882 году, после завершения карьеры военного, молодой человек приступил к изучению живописи в студии Леона Бонна в Париже. Здесь он познакомился с Анри Тулуз-Лотреком, с которым впоследствии был дружен многие годы. После закрытия студии Бонна друзья поступили в Ателье Кормона, у которого Луи Анкетен считался самым перспективным учеником.
Клод Моне способствовал «знакомству» Анкетена с импрессионизмом. Новый стиль пришелся молодому художнику по душе, но, как настоящая творческая личность, Луи искал приемы живописи, выходящей за рамки импрессионизма. Знакомство с Жоржем Сёра, принесло Анкетену открытие дивизионизма. В 1887 году при непосредственном участии Эмиля Бернара, мир живописи обогащается новым направлением – клуазонизмом. С рождением «синтетического» символизма, к Анкетену пришли слава и признание.
Успех и далее сопутствовал художнику, в 1889 году он выставляет свои работы сначала на Парижской всемирной выставке, а затем и на выставке в Брюсселе.
Салон Независимых 1891 года продолжил триумф Анкетена, и его десять наилучших работ понравились не только публике, но и критике. Особое внимание заслужила картина «Женщина на Елисейских полях ночью».
Знаковым для художника стал 1894 год, когда он со старым другом Тулуз-Лотреком отправился в Бельгию и Голландию изучать классическую живопись Нидерландов. Восторгаясь работами великих мастеров прошлого, Анкетен решил, что он недостаточно внимания уделял живописи маслом, и что для совершенствования, ему недостает знаний в области анатомии. На протяжении двух лет художник изучает эту науку, а также экспериментирует с техникой письма маслом, и это, в скором времени, «возвращает» его живопись к классицизму, а его «новая» манера представляет собой подражание Рубенсу.
Вернувшись, Луи Анкетен дискутировал с другими импрессионистами (в первую очередь с Ренуаром) о различных подходах в живописи маслом старых и современных мастеров. Значительную часть своего внимания художник уделял реконструкции утерянных техник живописи старых мастеров и возвращению их в современную живопись. Так, например, Анкетен предполагал, что работы Рубенса сперва наносились на полотно в чёрно-белой гамме, а затем уже они заполнялись красками. В первой половине XX века работы Анкетена служили образцами для изготовления гобеленов на специализированных мануфактурах Франции.
Скончался Луи АНКЕТЕН 19 августа 1932 года в Париже.
26 января
В 1933 году родился Питер ЗИНОВЬЕВ /имя при рождении – Пётр Львович Зиновьев/ (в Лондоне), этнически русский британец, инженер и изобретатель электронных музыкальных инструментов, наиболее известный созданием компании «EMS», выпустившей синтезатор «VCS 3» в конце 1960-х годов.
* * * * *
Выходец из семьи инженера Льва Зиновьева и княгини Софьи Долгорукой (оба принадлежали к дворянским семьям России, бежавшим в Великобританию после революции), он окончил Оксфордский университет, где получил степень доктора геологии, однако, увлекся электронной музыкой, что и определило всю его жизнь (Питер ещё в детстве учился играть на фортепиано). Он даже собрал свой музыкальный коллектив, в котором сам играл на пианино и записывал творчество своего ансамбля на магнитофон, используя такие трюки, как замедление или увеличение скорости вращения бобин.
В 1960 году Питер Зиновьев женился на «невероятно красивой девушке Виктории, которая оказалась владелицей немыслимого состояния». Это богатство и обеспечило начальный этап карьеры Питера.
В 1966-67 годах он вместе с Делией Дербишир и Брайаном Ходгсоном с целью создания и пропаганды электронной музыки основал организацию «Unit Delta Plus». Свое же личное состояние Питер Зиновьев направил на создание огромной аналоговой студии в Лондоне.
Когда это занятие стало неподъемным для одного человека, он пригласил на работу инженера Дэйва Коккерелла и программиста Питера Грогно. Они помогли Зиновьеву в создании обширной электронной системы «MUSYS» (аналого-цифровой музыкальный контроллер), основанной на базе микрокомпьютеров, которая могла управлять аналоговыми (т.е. управляемыми напряжением электричества) модулями первых синтезаторов Зиновьева. Она оказалась более «дружелюбной» в работе и управлении, нежели предыдущие системы и походила на современные компьютерные студии – управление оборудованием и инструментами осуществлялось при помощи стандартной QWERTY-клавиатуры и чувствительной к касанию клавиатуры фортепианного типа.
Если учесть, что Роберт Муг, американский изобретатель и пионер электронной музыки, в те годы только начинал исследования в области контролируемого напряжения, становится ясным, что технические идеи Зиновьева были поистине невероятны. За 20 лет до появления первых доступных по цене компьютеров, Питер Зиновьев уже мог с помощью своей системы «MUSYS» сохранять и воспроизводить целые композиции, а также контролировать параметры звука. Его программное обеспечение даже было способно переводить готовую музыку в новые странные звуки и эффекты.
В 1969 году Зиновьев вместе с Д. Кокереллом и композитором Т. Кэри открыл фирму «EMS» («Electronic Music Studios Ltd»), которая собиралась производить и продавать синтезаторы. В тот же период состоялось знакомство Питера и Джона Лорда, клавишника группы «Deep Purple». Лорд рассказывал, что Зиновьев был настоящим «чокнутым профессором» (в лучшем смысле этого понятия). А авторы книгу «Аналоговые дни», посвященной истории синтезатора, отзывались о Зиновьеве как о человеке, испытывавшем «врожденное аристократическое отвращение к какой-либо торговле».
Вскоре на свет появился новый синтезатор, «VCS 1». Это был довольно компактный звуковой модуль, собранный вручную. Однако в те времена понятие «синтезатор» ассоциировалось с огромными модульными системами Р. Муга. Поэтому, резонно опасаясь, что потенциальные покупатели их не поймут, команда «EMS» сразу же приступила к разработке следующего синтезатора «VCS 3».
Он получился также компактным, но чрезвычайно мощным и гибким в управлении. Именно «VCS 3» и стал известен во всем музыкальном мире, именно он теперь является культовой коллекционной и музыкальной ценностью. Среди тех, кто им пользовался: «Pink Floyd», «White Noise», «Kraftwerk», «Tangerine Dream», «Yes», «The Who», Брайан Ино, Дэвид Боуи, Клаус Шульце, «Depeche Mode», «Portishead» и др.
Как композитор Питер ЗИНОВЬЕВ известен значительно меньше, его музыка, которую он писал с 1960-х годов, часто оставалось в тени его изобретений. Но на протяжении всей своей карьеры продолжал сочинять электронную музыку.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #З__
26 января
1947 года родился Мишель САРДУ (в Париже), французский актёр, автор и исполнитель песен. Занимает второе место по количеству проданных во Франции дисков за период 1955-2009 годов.
* * * * *
Он имеет артистические корни, еще в XIX веке предки Сарду работали акробатами на ярмарках, пели в мюзик-холлах Марселя.
Детство Мишель провёл, гастролируя по мюзик-холлам Франции вместе с родителями. В сентябре 1963 года он вместе с товарищем по классу бросил школу и решил улететь в Бразилию, чтобы там «устроить кабачок со стриптизом». Отец настиг его в аэропорту Орли, и они договорились о том, что сын прекратит учёбу, но будет работать в отцовском ресторане официантом и певцом.
В 1965 году Мишель Сарду переезжает в Париж. Он начинает брать уроки актёрского мастерства, а по вечерам выступает в кабаре. Также он знакомится с молодым певцом Мишелем Фюгеном, вместе с которым начинает писать песни. В том же году Сарду успешно проходит прослушивание в звукозаписывающей компании «Barclay».
В 1966 году певец знакомится с композитором Жаком Рево, который стал автором музыки ко множеству его хитов. Однако карьера Сарду неожиданно прерывается.
Лишь в 1970 году певец записал первый студийный альбом «J’habite en France», достигший 2-й строчки в национальном альбомном чарте. Через год Мишель Сарду выступает в «Олимпии», получает престижные награды. За короткий период времени ему удаётся стать одним из самых популярных шансонье в истории.
Мишель САРДУ выходил на одну сцену с такими артистами, как Мишель Фюген, Вероник Сансон, Джонни Халлидей, Лара Фабиан, Шимен Бади, Грегори Лемаршаль и другими.
В 2004 году его дуэт с Гару – песня «La rivière de notre enfance» – впервые за долгие годы принёс музыканту 1-е место в национальном хит-параде Франции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #С__
26 января
В 1908 году родился Стефан ГРАППЕЛЛИ (в Париже), французский джазовый скрипач.
На скрипке он начал играть в двенадцатилетнем возрасте, а карьеру музыканта начал в качестве уличного скрипача на Монмартре. В 1924-1928 годах изучал теорию музыки в Парижской консерватории. Во время учёбы продолжал играть на улице, работал тапёром, научился играть на саксофоне и аккордеоне.
Раннюю известность приобрёл, играя в основанном им совместно с Джанго Рейнхардтом коллективе «Quintette du Hot Club de France», просуществовавшем до 1939 года.
После войны участвовал в записях в различных составах, включавших Дюка Эллингтона, Оскара Питерсона, Жана-Люка Понти, Стаффа Смита, Лакшминараяна Субраманиама, Гэри Бёртона, Пола Саймона, Иегуди Менухина, Андре Превина, Баки Пиццарели, Джо Пасса, Йо-Йо-Ма, Марка О’Коннора и др. Тринадцать альбомов записаны им совместно с британскими гитаристами Дизом Дисли и Мартином Тэйлором.
В 1997 году Граппелли получил Премию Грэмми за достижения всей жизни.
Скончался Стефан Граппелли 1 декабря 1997 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #Г__
26 января
В 1787 года родился Александр Лаврентьевич ВИТБЕРГ /настоящее имя – Карл Магнус Витберг/ (в шведской семье, проживающей в Санкт-Петербурге), российский художник и архитектор, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве (не завершен), Александро-Невского собора в Вятке.
Молодой Карл Витберг поступил сначала в Горный корпус, затем перешел в Академию художеств. Он оказался очень успешен в учебе: его работы одна за другой получали медали академии. После окончания обучения он остался работать в академии.
В 1813 году Карл Витберг, уехав в Москву, написал несколько портретов героев Отечественной войны 1812 года, благодаря чему обзавелся многими знакомыми. Один из них, князь Александр Голицын, посоветовал молодому художнику изучать зодчество.
Возможность проявить себя в архитектуре представилась Витбергу уже в 1814 году, когда был объявлен конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве. Император Александр I задумал возвести его в честь победы России в Отечественной войне. Самым грандиозным проектом оказалась работа Витберга. «Вы заставили камни говорить», – сказал император архитектору, когда ознакомился с проектом.
Храм торжественно заложили в октябре 1817 года, а спустя год Карл Витберг принял православие, получив новое имя – Александр. Кстати, в этом же году его отцу было пожаловано дворянство.
Строительство храма продолжалось семь лет и, в конце концов, совсем остановилось (не было завершено). Как выяснилось, миллион рублей, выделенных на возведение храма, был расхищен. В растратах обвинили Александра Витберга и других руководителей. В 1835 году архитектора сослали в Вятку.
В Вятке архитектор познакомился, а позже и сдружился с другим ссыльным, Александром Герценом (Витберг нарисовал один из лучших портретов писателя). Это скрасило его пребывание в небольшом губернском городе. Кроме того, смена обстановки хорошо повлияла на архитектора, и он вновь занялся творчеством. Главной его работой здесь стал проект Александро-Невского собора. Витберг создал также проект портала и ограды Александровского сада и ряда других построек.
В 1840 году Александру Витбергу было позволено вернуться в Санкт-Петербург. В столице архитектор жил в бедности и лишь в 1844 году выхлопотал пенсию в 400 рублей, положенную ему как академику. После пожара, сгубившего большую часть его чертежей, его разбил паралич.
Скончался Александр Лаврентьевич Витберг 24 января 1855 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #В__
26 января
1804 года родился Эжен СЮ /полное имя – Мари Жозеф Эжен Сю/ (в Париже), французский писатель, один из основоположников массовой литературы.
Виднейший представитель массовой социальной беллетристики 1840-х годов во Франции.
В России интерес к творчеству Сю проявился уже в начале 1830-х годов. Роман «Плин и Плок», которым он дебютировал в 1831 году, уже на следующий год появился в русском переводе.
Особый же успех выпал в России на долю «Парижских тайн» (во многом по их образцу были написаны «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского).
* * * * *
Отец его, Жан-Батист Сю, за несколько лет, последовавших за Великой революцией, сделал головокружительную карьеру: из рядового врача превратился в главного лекаря императорской гвардии, личного друга Наполеона, а после реставрации Бурбонов – в королевского врача и члена Медицинской академии.
Младенец Мари Жозеф получит блестящих крестных: Жозефину Богарне (вскоре превратившуюся в императрицу), и пасынка Наполеона Евгения Богарне (будущего принца).
Его определят учиться в аристократический Коллеж де Бурбон, где Мари Жозеф обзаведется великосветскими связями и прославится богемными забавами, чудачествами и кутежами, «от нечего делать» время от времени обращается к литературе.
В 1825-1827 годах в качестве военного врача участвовал в морских экспедициях на Гваделупу, Мартинику и Антильские острова. Корвет «Бреслав», на котором он плыл, принял участие в кровопролитном Наваринском сражении.
В 1830 году молодой Эжен становится наследником фантастической ренты в 80 000 франков, возвращается в Париж, где ведет жизнь «светского льва».
Как литератор Сю начинает с авантюрно-морских романов («Атар-Гулл» и «Саламандра»), затем пишет «Историю французского флота», а в дальнейшем переходит к романам историческим. Вращаясь в аристократическом обществе, Эжен Сю пристально изучает быт «высшего света». И вот на протяжении всех 1830-х годов его романы становятся все социальнее, а сатира в них на аристократию и дворянство – все острее.
Аристократы, вчерашние друзья Эжена Сю, проворачивают несколько тщательно подготовленных финансовых операций – и живущий на широкую ногу писатель разоряется. Под воздействием произошедшего он сближается с кругом левобуржуазной интеллигенции.
В 1841 году знакомство с рабочим Фюжером изменило всю дальнейшую жизнь писателя. Писатель-сноб, относившийся до того к рабочим как к «низшей породе», просто отказывался верить, что обычный рабочий, не получивший никакого образования, мог блестяще разбираться в вопросах новейшей философии, политики и юриспруденции.
Эжен Сю вступает в партию социалистов-демократов Луи Блана, активно участвует в политической жизни, но быстро разочаровывается. После бонапартистского переворота 1851 года Сю оказывается в заключении, а после освобождения добровольно удаляется в эмиграцию.
Эжен СЮ скоропостижно скончался 3 августа 1857 году в Анси при загадочных обстоятельствах, в момент кратковременной отлучки местного врача, друга и преданного поклонника писателя.
26 января
В 1921 году родился Юрий Николаевич ОЗЕРОВ (в Москве), советский российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР.
Автор монументальных киноэпопей, посвящённых Великой Отечественной войне: «Освобождение» (1972), «Солдаты свободы» (1977), «Битва за Москву» (1985), «Сталинград» (1989).
Родной брат Николая Озерова, знаменитого спортивного комментатора, теннисиста, актёра.
* * * * *
Выходец из семьи известного оперного певца, солиста Большого театра Николая Николаевича Озерова, он обучался в художественной школе, в 1939 году поступил в ГИТИС.
В 1941 году был призван в РККА. Великую Отечественную войну прошёл связистом, от рядового до майора, участвовал во многих боях, дошёл до Германии. В 1944 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе.
После войны продолжил обучение на театроведческом факультете ГИТИСа, затем учился на режиссёрском факультете ВГИКа.
С 1949 года работал на Мосфильме, с 1979 года – преподавал во ВГИКе.
В кино дебютировал в 1952 году фильмом «В Никитском ботаническом саду», затем снял картину о цирке «Арена смелых». Первый свой художественный фильм «Сын» поставил в 1955 году.
Заметным событием стал выход на экраны его фильма «Большая дорога» о жизни замечательного чешского писателя Ярослава Гашека.
В 1981 году по заказу Международного Олимпийского комитета создал фильм о московской Олимпиаде «О спорт, ты – мир!». Трогательные кадры о прощании с олимпийским Мишкой в день закрытия Игр никого не могли оставить равнодушным.
В постсоветское время (1993-1994) смонтировал из снятых им фильмов – «Освобождение» (1972), «Солдаты свободы» (1977), «Битва за Москву» (1985), «Сталинград» (1989) – сериал «Трагедия века», а также (с незначительными досъёмками) фильмы «Ангелы смерти» и «Великий полководец Георгий Жуков» (целиком смонтирован из кадров киноэпопей, кинохроники с новыми комментариями А. Карапетяна. Плюс ко всему, добавлено несколько секунд из киноэпопеи «Блокада»).
Скончался Юрий Николаевич Озеров 15 октября 2001 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище рядом со своим братом Николаем Озеровым.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #О__
26 января
В 1925 году родился Пол Леонард НЬЮМАН (в Кливленде, штат Огайо), американский актёр, режиссёр, продюсер, которого называют одним из столпов Голливуда и обладателем самых знаменитых голубых глаз в истории кино. Десять раз выдвигался на премию «Оскар».
Бизнесмен и общественный деятель, он собрал и пожертвовал более 250 млн. долларов на образование и благотворительность.
Известен также как спортсмен-автогонщик, выигравший гонку «24 часа Ле-Мана» и несколько чемпионатов США по автогонкам как водитель.
* * * * *
Обучался в Школе актёрского мастерства Йельского университета, первые роли Пол Ньюман исполнил в телесериалах (1952-1958) и на Бродвее. Признание пришло в 1956 году с ролью боксёра Рокки Грациано в фильме «Кто-то там наверху любит меня».
Игра Ньюмана в «Долгом жарком лете» была отмечена призом Каннского кинофестиваля.
В 1958 году на экраны вышла «Кошка на раскалённой крыше». За этот фильм актёр и его партнерша – Элизабет Тейлор – были выдвинуты на «Оскар».
Ньюману удалось закрепить свой успех у публики, сыграв в фильмах «С террасы» и «Исход».
Большим успехом пользовались и следующие его работы – в криминальной драме «Мошенник» и вестерне «Хад».
Сыграв в боевике «Хладнокровный Люк» (1967), Пол Ньюман заработал четвертую номинацию на «Оскар».
Два года спустя он снялся вместе с Робертом Редфордом в самом кассовом вестерне в истории кино – «Бутч Кэссиди и Санденс Кид».
В 1973 году он и Редфорд вновь объединили усилия, на этот раз на съемках фильма «Афера», который при вручении «Оскаров» сочли лучшим фильмом года.
Тогда же актёр основал вместе с Барброй Стрейзанд особую студию, которая была призвана отстаивать интересы актёров.
В течение последующих двух десятилетий Ньюман продолжал неутомимо работать. В 1986 году получил «Оскара» за лучшую мужскую роль (в фильме Мартина Скорсезе «Цвет денег»).
Актёр также известен как большой поклонник автоспорта – гонщик и владелец команд. Впервые он заинтересовался этим видом спорта во время съемок кинофильма «Победители» в 1969 году.
Сам Пол Ньюман в первый раз принял участие в профессиональной гонке в 1972 году.
В 1979 году он участвовал в знаменитой 24-часовой гонке в Ле-Мане, финишировав вторым в составе команды Порше.
В 70-летнем возрасте Ньюман принял участие в 24-часовой гонке в Дейтоне (1995), став при этом старейшим гонщиком, чья команда выиграла официальную гонку.
Скончался Пол Леонард Ньюман 26 сентября 2008 года в Уэстпорте, штат Коннектикут.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #Н__
26 января
1714 года родился Жан-Батист ПИГАЛЬ (в городке Рюэй-Мальмезон, под Парижем), разносторонний французский скульптор.
Самая популярная из его работ, статуя «Меркурий, завязывающий сандалию», сделана в терракоте в Риме, где Пигаль учился в 1736-1739 годах. В 1744 году он выполнил мраморный вариант статуи. В том же году за это произведение скульптор удостоился звания члена Академии.
Именем Пигаля названы площадь и квартал в Париже.
* * * * *
Будучи сыном резчика по дереву, работавшего при дворе, первоначальное художественное образование он получил под руководством Лелоррена и Лемуана.
Потом некоторое время жил в Италии – он участвовал в конкурсе на Римскую премию, но занял 3-е место. Раздосадованный неудачей Жан-Батист Пигаль решил отправиться в Италию пешком. Добрался до Рима тяжело больным и остался в живых лишь благодаря заботам друга – скульптора Г. Кусту (бывшего в то время пенсионером Французской академии в Риме).
Находясь в Италии, Пигаль изучал античную скульптуру, выполнял частные заказы, здесь же создал первый вариант статуи «Меркурий, завязывающий сандалию» (1744, Париж, Лувр), представленную затем при поступлении в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже.
По возвращении на родину им были исполнены изваяние Мадонны для церкви Инвалидов и две статуи Людовика XV, из которых одна отправлена в Реймс, а другая помещена во дворце Бельвю.
В течение 1750-х годов Пигаль пользовался покровительством маркизы де Помпадур, работал по её заказам, а также сделал несколько её портретов.
Жан-Батист Пигаль – автор ряда камерных композиций, которые прекрасно вписывались в дворцовые интерьеры, декорированные в стиле рококо: «Любовь и Дружба» (1758), «Мальчики с клеткой» (1749), обе находятся в Лувре (Париж).
Мастер успешно работал и в области портрета, его взгляд отмечен объективностью, умением раскрыть внутренний мир модели: портрет хирурга королевских армий Герена (ок. 1775); прекрасный бюст Дидро, снабженный надписью: «Дидро, вылеплен его приятелем Пигалем в 1777, обоим по 63 года»; автопортрет (1780).
Наиболее монументальные произведения Пигаля – напоминающие театральное представление гробницы герцога д’Аркура в соборе Парижской Богоматери и маршала Морица Саксонского в церкви Сен-Тома в Страсбурге.
В 1744 года художник стал членом Королевской академии живописи и скульптуры, с 1752 года преподавал в Академии, а в январе 1785 года – стал ее президентом.
Для дворца в Сан-Суси он исполнил статую «Меркурия и Венеры», для Лувра – «Девушку, вынимающую из ноги занозу». После смерти Бушардона скульптор закончил начатую тем конную статую Людовика XV, которая была установлена на площади, ныне носящей имя Согласия.
Скончался Жан-Батист ПИГАЛЬ 21 августа 1785 года в Париже.
26 января
В 1928 году родился РОЖЕ ВАДИМ /наст. имя – Роже Владимир Игоревич Племянников/ (в Париже), легендарный французский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер.
Его отец – русский эмигрант Игорь Николаевич Племянников – состоял на должности вице-консула Франции. Мать – Мари-Антуанетт Ардилю – была французской аристократкой. Мальчика назвали Роже Владимир, фамилия – естественно, Племянников.
Это потом он сам придумал себе псевдоним «Роже Вадим», сократив второе имя. Но вовсе не потому, что он стеснялся своего русского происхождения – ему всегда нравилось выделяться среди остальных, а русских во Франции считали натурами загадочными и непредсказуемыми. Просто после окончания школы Роже стал журналистом, и ему потребовался ёмкий и запоминающийся псевдоним.
Его детство прошло в Египте и Турции, где отец был французским дипломатом.
До того как прийти в кино, играл в театре, писал статьи для популярного журнала «Пари матч».
В 1956 году Роже Вадим снял фильм «И бог создал женщину», который стал классикой французского кинематографа. Лента, которая в своё время была запрещена к показу в нескольких странах и подверглась осуждению Ватикана, положила начало новой волне фильмов молодых французских режиссёров 1950-х годов.
Роже Вадим всегда интересовался красивыми женщинами. И его интерес был не чисто плотским, как у других молодых мужчин: нет, это был интерес художника, подобный тому интересу, который ювелир питает к прекрасным драгоценным камням — в отличие от интереса к тем же камням какого-нибудь скряги.
Им снято около 20 фильмов. За Роже Вадимом прочно закрепилась слава человека, который «зажигает звёзды» – в его лентах зритель впервые увидел Брижит Бардо, Джейн Фонду, Катрин Денёв. Более того, он был мужем и «создателем» этих актрис.
А вообще-то он был женат 5 раз. Во Франции его называют «одним из величайших любовников ХХ века». Хотя – непонятно: почему «любовником»? Роже Вадим все-таки старался на них на всех жениться…
Он создавал самые очаровательные фильмы эпохи, в которых снимал самых очаровательных дебютанток.
В начале 1980-х годов Роже Вадим играл в американских фильмах, снимал телефильмы, был постановщиком спектаклей. В последние годы жизни занимался литературной деятельностью, вышло несколько его книг.
От разных браков он имел четверых детей: с Аннетт – дочь Натали, с Катрин Денёв – сына Кристиана, с Джейн Фондой – дочь Ванессу, с Катрин Денёв – младшего сына – Ваню.
Скончался Роже Вадим 11 февраля 2000 года в Сен-Тропе, где жил последние годы. У гроба стояли все пять его жен (включая и первую – Брижит Бардо)… И все они были искренне опечалены этой утратой.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #Р__ #В__
26 января
В 1582 году родился Джованни ЛАНФРАНКО (в Парме), итальянский художник и выдающийся представитель фресковой живописи высокого барокко.
Помимо фресок знаменит своими алтарными изображениями.
* * * * *
Учился в Болонье у Агостино Карраччи, а позднее у его брата – Аннибале Карраччи. Последний содействовал своему ученику в получении заказов на оформление палаццо Фарнезе. Затем Ланфранко жил и работал в родном городе, позднее вновь появился в Риме.
Его растущая слава в Риме обеспечила ему обилие заказов. Большая роспись купола «Вознесение Марии» пользовалась особенным успехом. Заваленный заказами, Ланфранко стал писать свои картины в небрежной, выхолощенной манере.
За мозаикой для алтаря делла Навичелла в Соборе Святого Петра с изображением апостола Петра, идущего по воде с Иисусом, в 1634 году последовала работа по росписи церкви ордена иезуитов «Gesù Nuovo» в Неаполе.
В Риме художнику покровительствовали папа Павел V и папа Урбан VIII. Последней работой Джованни Ланфранко была капелла «Сан Карло Катенари».
Искусствоведы относят художника к переходному периоду в итальянской живописи – от школы Карраччи к манере письма Пьетро да Кортон.
Скончался Джованни Ланфранко 30 ноября 1647 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #Л__
26 января
В этот день 1924 года город Петроград переименован в Ленинград.
«Вторая столица России» – Санкт-Петербург, признан всем миром как один из красивейших городов на Земле. В настоящее время город пользуется особым статусом – это город боевой славы, город федерального подчинения, а также крупнейший научно-культурный и промышленный центр России, важнейший морской порт.
В 1703 году в период Северной войны, император Петр I, основал на Заячьем острове, русскую крепость Санкт-Питер-Бурх. Город фактически начал строиться с возведения собора Петра и Павла, после чего, стал очень быстро расстраиваться.
Петербург возводился по строго утвержденному архитектурному проекту. К строительству города были привлечены выдающиеся архитекторы и инженеры. Большинство архитектурных сооружений города стали знаменитыми на весь мир памятниками и музеями.
В дореволюционное время Санкт-Петербург был столицей Российской империей. Когда Россия вступила в I-ю мировую войну, император Николай II, по не совсем понятным причинам, издал указ о переименовании Санкт-Петербурга в Петроград.
В 1917 году в городе произошли две, противоположные по идеологии, революции: буржуазно-демократическая, а позднее социалистическая – в город пришла Советская власть.
После смерти Владимира Ильича Ленина город переименовали в Ленинград в его честь.
Истинное историческое название города – Санкт-Петербург – было возвращено ему в 1991 году.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января
26 января
В 1921 году родился Акио МОРИТА (в Нагоя), японский бизнесмен, один из основателей корпорации «Sony» («Сони»).
Его пристрастие к электрическим устройствам и западной классической музыке зародилось, когда семейство Морита обзавелось редкой по тем временам вещицей – электрическим фонографом.
Судьба юноши была решена! Наперекор отцовской воле Акио пренебрег семейным бизнесом – 15 поколений занимались производством saké («сакé») – и отправился поступать в Императорский университет Осаки, который окончил в 1944 году с дипломом физика.
Во время II-ой мировой войны Морита служил офицером в японском флоте. В военном исследовательском комитете он познакомился с Масару Ибукой, который в то время искал молодых и талантливых инженеров для собственной компании.
Датой рождения «Sony» (первоначально она называлась «Токио цусин кэнкусе» – «Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций») стало 7 мая 1946 года. Фирма с первоначальным капиталом, равным $500, была создана двумя бывшими военными инженерами роли, которых разделились: Морита занимался в первую очередь общим управлением, Ибука – технической стороной. Этот деловой тандем просуществовал около полувека.
Акио Морита успел сделать немало. Например, заставить мир уважать товары с клеймом Made in Japan (до II-ой мировой войны знак «сделано в Японии» ассоциировался лишь с плохим качеством). Создать с нуля крупнейшую корпорацию. Изобрести ряд неизвестных до того товаров. Сблизить рынки Японии и Америки.
Японец по рождению и крови, в бизнесе Акио Морита больше походил на американца. У «старых японцев» было принято ругать США за «кока-кольную цивилизацию», они считали – японский бизнес надо было делать по-японски, в соответствии со старинными национальными традициями.
Тем же, что связано с электричеством, занимались старинные фирмы, принадлежащие к кланам-дзайбацу, например «Hitachi», «Toshiba» (вышедшая из группы «Mitsui»), «Mitsubishi Electric». В XIX веке они торговали продуктами, галантереей, скобяными товарами, во второй половине ХХ-го – перешли на бытовую технику. С их точки зрения даже основанные в 1912 году «Sharp» и в 1918 году «Matsushita Electric» были «молодыми». Что уж говорить про «Sony», созданную в 1946 году?
Но… В 1949 году компания разработала магнитную записываемую пленку, и в 1950 году продала первый магнитофон в Японии. В 1957 году компания выпустила карманное радио, а годом позже переименовалась в «Sony» (sonus – по-латыни, звук, а Sonny-boys – в японском сленге, «движущиеся со свистом парни»). В 1960 году «Sony» выпускает первый транзисторный телевизор в мире.
В 1961 году «Sony Corporation of America» стала первой японской компанией, числящейся в списках Нью-Йоркской биржи. В 1989 году «Sony» купила киностудию «Columbia Pictures».
25 ноября 1994 года Морита заявил об уходе с поста главы «Sony», после того как получил кровоизлияние в мозг в ходе игры в теннис. Его преемник, Норио Ога, стал сотрудником компании после того, как послал Морите письмо, в котором жаловался на плохое качество магнитофонов, производимых компанией.
Акио Морита был награжден Медалью Альберта Британским Королевским Обществом Искусств (1982), став первым японцем, получившим это звание.
Он оставил после себя книгу воспоминаний «Сделано в Японии».
Скончался Акио Морита 3 октября 1999 года в Токио.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_января #М__
26 января
В 1875 году американец Джордж Грин запатентовал первую бормашину, которая работала от электрических батарей.
Ее ранним предшественником являлся ручной бор, который в 1680-е годы изобрел хирург Корнелиус Золинген. Хотя он был и неудобен, но сохранялся в зубоврачебной практике вплоть до середины XIX века.
В конце XVIII века для сверления зубов впервые стали использовать ручные дрели, однако заметного распространения они не получили. Подлинной революцией в стоматологии стало появление педальной бормашины с ножным приводом – его в 1790 году изготовил Джон Гринвуд, личный дантист первого президента США Джорджа Вашингтона.
Однако настоящую бормашину изобрел в 1871 году американский врач Джеймс Моррисон. В дальнейшем были созданы и другие варианты педальных машин. Самые продвинутые обеспечивали скорость вращения бора 2000 оборотов в минуту.
Хотя первый патент на бормашину с электрическим приводом был выдан в 1875 году, в кабинетах дантистов такие агрегаты стали в заметных количествах появляться только с начала XX века.
Скорость вращения зубного электросверла не превышала нескольких тысяч оборотов в минуту, однако к середине прошлого столетия она дошла до 30 тыс. оборотов. К этому времени стоматологи убедились, что высокоскоростное просверливание зубной ткани куда лучше переносится пациентами.
Вскоре были созданы новые системы электроприводов со скоростью вращения бора в 100 и более тысяч оборотов в минуту. А в 1950-е годы появились экспериментальные бормашины с турбинными наконечниками, которые давали до 250 тыс. оборотов в минуту (сейчас – до 4 млн. оборотов). Когда эти системы пошли в массовое производство, они довольно быстро вытеснили бормашины с электрическим приводом.
[club48234198|Все события]
26 января
В 1921 году родился Акио Морита, японский бизнесмен, один из основателей корпорации Sony («Сони»).
Его пристрастие к электрическим устройствам и западной классической музыке зародилось, когда семейство Морита обзавелось редкой по тем временам вещицей – электрическим фонографом. Судьба юноши была решена! Наперекор отцовской воле Акио пренебрег семейным бизнесом [15 поколений занимались производством saké («саке»)] и отправился поступать в Императорский университет Осаки, который окончил в 1944 году с дипломом физика.
Морита успел сделать немало. Например, заставить мир уважать товары с клеймом Made in Japan (до II-ой мировой войны знак «сделано в Японии» ассоциировался лишь с плохим качеством). Создать с нуля крупнейшую корпорацию. Изобрести ряд неизвестных до того товаров. Сблизить рынки Японии и Америки.
Японец по рождению и крови, в бизнесе Акио Морита больше походил на американца. У «старых японцев» было принято ругать США за «кока-кольную цивилизацию», они считали – японский бизнес надо было делать по-японски, в соответствии со старинными национальными традициями.
Тем же, что связано с электричеством, занимались старинные фирмы, принадлежащие к кланам-дзайбацу, например Hitachi, Toshiba (вышедшая из группы Mitsui), Mitsubishi Electric. В XIX веке они торговали продуктами, галантереей, скобяными товарами, во второй половине ХХ-го перешли на бытовую технику. С их точки зрения даже основанные в 1912 году Sharp и в 1918 году Matsushita Electric были «молодыми». Что уж говорить про Sony, созданную в 1946 году?
День рождения Sony (первоначально она называлась «Токио цусин кэнкусе» – Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций) – 7 мая 1946 года.
Фирма с первоначальным капиталом, равным $500, была создана двумя бывшими военными инженерами – Акио Моритой и Масару Ибукой. Роли их разделились: Морита занимался в первую очередь общим управлением, Ибука – технической стороной. Этот деловой тандем просуществовал около полувека.
[club48234198|Все события]
26 января
В 1924 году город Петроград переименован в Ленинград.
«Вторая столица России» – Санкт-Петербург, признан всем миром как один из красивейших городов на Земле. В настоящее время город пользуется особым статусом – это город боевой славы, город федерального подчинения, а так же крупнейший научно-культурный и промышленный центр России, важнейший морской порт.
В 1703 году в период Северной войны, император Петр I, основал на Заячьем острове, русскую крепость Санкт-Питер-Бурх. Город фактически начал строиться с возведения собора Петра и Павла, после чего, стал очень быстро расстраиваться.
Петербург возводился по строго утвержденному архитектурному проекту. К строительству города были привлечены выдающиеся архитекторы и инженеры. Большинство архитектурных сооружений города стали знаменитыми на весь мир памятниками и музеями.
В дореволюционное время Санкт-Петербург был столицей Российской империей. Когда великая Россия вступила в I-ю мировую войну, император Николай II, по не совсем понятным причинам, издал указ о переименовании Санкт-Петербурга в Петроград.
В 1917 году в городе произошли две, противоположные по идеологии, революции: буржуазно-демократическая, а позднее социалистическая – в город пришла советская власть. После смерти Владимира Ильича Ленина город переименовали в Ленинград в его честь.
Истинное историческое название города было возвращено ему в 1991 году.
[club48234198|Все события]