17 июня
В 1814 году родился Карл Вильгельм ХЮБНЕР (в Кёнигсберге; ныне Калининград, Россия), немецкий художник романтического направления, представитель дюссельдорфской школы.
Для него характерны масляные полотна – жанрового содержания и пейзажи. Стремясь придать жанровой живописи социальное звучание, обращался к злободневным остродраматическим темам.
* * * * *
В 1837 году молодой художник поступает в дюссельдорфскую Академию живописи, обучался у таких мастеров, как Вильгельм фон Шадов и Карл Фердинанд Зон. В 1841 году он открывает собственную художественную мастерскую.
Жанровые картины Хюбнера – это сценки из повседневной жизни, зачастую изображающие будни представителей социального дна: воров, контрабандистов и браконьеров, художник не избегал и тем острой социальной значимости.
В 1847 году он совершает длительное рабочее путешествие по США. Сделанные во время этой поездки зарисовки стали основой для многих его написанных позднее полотен. Художник старался идти в ногу со временем, приветствовал различные новации, в том числе и в искусстве. В связи с этим ряд художественных критиков отмечали отсутствие в его полотнах «духа академизма». В августе 1848 года Хюбнер становится одним из основателей художественного общества «Палитра» и в течение некоторого времени возглавляет его. Он был также одним из руководителей общества «Дюссельдорфские художники» и членом ряда художественных академий.
Скончался Карл Вильгельм ХЮБНЕР 5 декабря 1879 года в Дюссельдорфе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #Х__
17 июня
В 1885 году родился Владимир Иванович ЮРКЕВИЧ (в Москве), русский и американский инженер-кораблестроитель. Известен, прежде всего, как конструктор лайнера «Нормандия».
* * * * *
Выходец из дворян, окончив с золотой медалью гимназию в 1903 году, Владимир поступил на вновь открывшееся кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института, готовившее морских инженеров-кораблестроителей.
В 1909 году, защитив дипломную работу, продолжил обучение на последнем курсе Кронштадтского морского инженерного училища военного флота и через год, получив диплом корабельного инженера, был произведен в подпоручики.
Работал в Кронштадтском порту в должности корабельного инженера, в конструкторском бюро Балтийского завода, участвовал в разработке проектов линкоров типа «Севастополь» и линейных крейсеров типа «Измаил». Был строителем подводных лодок «Форель» и «Ерш». Активно содействовал организации в Петербурге в 1915 году Союза морских инженеров, став впоследствии его секретарем.
В 1918 году был назначен помощником руководителя отделения Балтийского завода в Николаеве. В 1920 году Владимир Юркевич покинул Россию. Совершив обычное для белых офицеров плавание через Черное море, с группой таких же эмигрантов организовал в Константинополе кооперативную мастерскую по ремонту и восстановлению старых автомобилей. Спустя 2 года он перебрался в Париж, где устроился токарем на завод фирмы «Рено».
Благодаря рекомендации адмирала Погуляева, ставшего к тому времени адмиралом французского Морского генерального штаба, Юркевич устроился работать в судостроительную компанию "Penhoët", строившую крупные пассажирские корабли.
Владимир Юркевич разработал проект большого пассажирского океанского лайнера для трансатлантических маршрутов, предложив оригинальный профиль корпуса корабля. Опытные испытания модели в гамбургском бассейне подтвердили высокие ходовые качества конструкции.
Из более чем 20 представленных вариантов проект Юркевича оказался лучшим и был положен в основу при создании парохода «Нормандия». Построенный в начале 1930-х годов, этот лайнер стал одним из самых больших, быстроходных и комфортабельных судов. После первого рейса в 1935 году лайнер стал обладателем приза «Голубая лента Атлантики», установив рекорды наименьшей продолжительности перехода и наивысшей средней скорости.
После успеха «Нормандии» Юркевич основал собственное проектировочное бюро, разрабатывал корпуса морских судов. В 1937 году переехал в США. Работал техническим консультантом Управления морского флота США. Преподавал в университете Мичигана и Массачусетском технологическом институте. Возглавлял Союз русских морских инженеров в эмиграции.
Скончался Владимир Иванович Юркевич 14 декабря 1964 года в Нью-Йорке, похоронен на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря в Нанует (Нью-Йорк).
* * * * *
После смерти Юркевича Колумбийский университет обратился к вдове покойного с просьбой передать ему архив выдающегося кораблестроителя. Но в соответствии с желанием самого Юркевича его жена Ольга Всеволодовна Крестовская-Юркевич в 1965 году передала богатое собрание документов в Центральный Государственный Архив Народного Хозяйства СССР в Москве.
Исследователи полагают, что на это решение Владимира Ивановича во многом повлияла гибель «Нормандии», которую он простить не смог.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #Ю__
17 июня
В 1911 году родился Виктор Платонович НЕКРАСОВ (в Киеве), русский советский писатель, сценарист, затем диссидент и эмигрант. Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1947).
* * * * *
В 1936 году окончил архитектурное отделение Киевского инженерно-строительного института, одновременно занимался в студии при Театре русской драмы. После окончания института Виктор работал актёром и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова, Ростова-на-Дону.
В августе 1942 года он ушёл на фронт, служил в сапёрных войсках, командовал батальоном, участвовал в Сталинградской битве, после ранения, в начале 1945 года, был демобилизован.
Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя», была одной из первых книг о войне, написанных объективно и правдиво, и принесла писателю подлинную славу. Виктор Некрасов получил Сталинскую премию 2-й степени. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля.
В 1960-е годы он посетил Италию, США и Францию. Свои впечатления писатель описал в очерках, за которые был обвинен в «низкопоклонстве перед Западом», а его книги перестали печатать.
В 1974 году Виктор Некрасов эмигрировал во Францию. За границей писал для газет и журналов, делал радиопередачи, читал лекции о русской литературе, продолжал творческую работу, написал роман «Сталинград» (1981), «Как я стал шевалье» (1986). Последнее произведение писателя – «Маленькая печальная повесть», однако отсутствие отзывчивой среды и своего читателя очень его угнетало.
Скончался Виктор Платонович Некрасов 3 сентября 1987 года в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
---------------------------------------------
Прочесть произведения Виктора Некрасова можно по ссылке:
http://lib.ru/PROZA/NEKRASOW/
---------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #Н__
17 июня
В 1920 году родилась Сэцуко ХАРА /наст. имя – Масаэ Айда/ (в городе Йокогама), легендарная японская актриса, известная прежде всего по своей роли в «Токийской повести» Ясудзиро Одзу.
Считается одной из самых популярных актрис за всю историю японского кинематографа и символом его золотого века, пришедшегося на 1950-е годы (сыграла более чем в 100 фильмах).
* * * * *
Обучалась в частной старшей женской школе в Йокогаме, но прервала образование из-за начала актёрской карьеры. В кинематографе дебютировала в 1935 году в фильме режиссёра Сатоси Тагути «Не сомневайся!». После фильма имя героини, Сэцуко, закрепилось за актрисой и стало её псевдонимом.
Известность к ней пришла в 1937 году, когда Хара была выбрана на главную роль в первом совместном японско-немецком фильме «Дочь самурая», который снимали Мансаку Итами и Арнольд Фанк. Фильм завоевал большую популярность в Японии и в Германии. Хара и исполнители других ролей в фильме вместе с режиссёром в качестве почётных гостей были приглашены в Германию, где произвели фурор. Совершив кругосветное путешествие и вернувшись в Японию, Хара подписала контракт со студией «Тохо».
С 1949 года началось плодотворное сотрудничество актрисы с режиссёром Ясудзиро Одзу, в шести фильмах которого Хара исполнила роли. Среди них наиболее известен ее образ вдовы Норико – постоянное имя ее персонажа в фильмах Одзу, которая заботится о родителях своего покойного мужа в «Токийской повести» (1953). Эти работы относятся к золотому фонду японского кинематографа и принесли актрисе мировую известность.
В 1962 году после съемок в фильме «47 ронинов», Сэцуко Хара объявила об окончании актерской карьеры в возрасте 42 года, чем шокировала всех любителей японского кинематографа. После своей отставки актриса не давала никаких интервью и не появлялась на светских мероприятиях, прожив долгую спокойную жизнь в своем доме в 30 милях от Токио.
Скончалась Сэцуко Хара 5 сентября 2015 года в Канагава (регион Канто).
По результатам проведённого в 2000 году в Японии опроса, Сэцуко Хара была признана японской актрисой XX века номер один.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #Х__
17 июня
В 1903 году родился Михаил Аркадьевич СВЕТЛОВ /наст. фамилия — Шейнкман/ (в Екатеринославе, Российская империя; ныне Днепропетровск), русский и советский поэт и драматург.
Строки из его стихотворений становились цитатами, а песни, положенные композиторами на музыку, считались народными. Он стал кумиром целого поколения.
* * * * *
В 1917 году Михаил окончил начальное училище, тогда же было опубликовано его первое стихотворение. Вскоре он ушел добровольцем в Красную Армию.
В 1921 году Светлов перебрался в Харьков, где был назначен редактором журнала «Юный пролетарий». Здесь вышел его первый сборник стихов «Рельсы». Через год он уехал в Москву: обучался на рабфаке, потом на литературном факультете Московского университета, в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова.
В эти годы один за другим выходили его сборники «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Книга стихов», в которых центральное место занимали героизм и романтика гражданской войны.
В 1926 году Светлов написал знаменитую «Гренаду», которая принесла ему всенародную известность и любовь. На слова этого популярного стихотворения множество композиторов разных стран написали музыку, а Маяковский читал наизусть на своих концертах.
Поэт и занимался переводами, преподавал в Литературном институте. Одно из лучших его произведений 1930-х годов – стихотворение «Каховка», которое вскоре стало песней и приобрело огромную популярность.
В годы Великой Отечественной войны он был корреспондентом нескольких фронтовых изданий. Наиболее известные из его военных произведений – стихотворение «Итальянец» и поэма «Двадцать восемь». Фронтовые впечатления Михаила Аркадьевича также отразились в пьесе «Бранденбургские ворота».
В послевоенные годы творчество Светлова было в опале, его не печатали, не упоминали критики, ему не разрешали выезжать за границу. Он вновь занялся преподаванием и стал одним из самых любимых профессоров Литературного института. Михаил Аркадьевич постоянно был окружен молодежью, студенты обожали его, а он не мог без них.
Лишь в 1954 году после съезда писателей, на котором в защиту поэта выступили С. Кирсанов и О. Берггольц, Светлов вернулся в литературу.
Его последние произведения – пьесы «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956), «Любовь к трем апельсинам» (1964), а работу над пьесой об Антуане Сент-Экзюпери он не успел завершить.
Скончался Михаил Аркадьевич Светлов 28 сентября 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
-----------------------------------
Читай "Все стихи М. Светлова на одной странице" по ссылке:
http://rupoem.ru/svetlov/all.aspx
-----------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #С__
17 июня
В 1891 году родилась Ольга Степановна ХОХЛОВА (в Нежине), балетная танцовщица русско-украинского происхождения, жена Пабло Пикассо.
* * * * *
Она родилась в семье полковника русской армии. С детства мечтала стать балериной, пошла в балет вопреки запретам родителей, стала танцовщицей «Русского балета» Сергея Дягилева.
Имя Ольги Хохловой неразрывно связано с именем великого художника Пабло Пикассо. Они встретились во Флоренции в 1916 году. Пикассо уже известный художник. Его картины хорошо продаются. Ольга Хохлова была юной балериной Дягилевской труппы, гастролировавшей тогда в Италии.
18 мая 1917 года она танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.
Вскоре после того, как они познакомились, группа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Его мать сначала была встревожена решением сына жениться на иностранке, и поэтому художник для матери исполнил портрет Хохловой в испанском наряде.
В 1918 году Ольга и Пабло сочетаются браком в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.
В июле 1919 года они отправились в Лондон на новую премьеру «Русского балета» — балет «Треуголка», для которого Пикассо снова создавал костюмы и декорации. Балет был показан в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Пикассо были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях и вращались в высших кругах Франции.
Ольге Хохловой, дочери русского офицера, богемное окружение мужа не по сердцу. Она стремится к буржуазной жизни и не хочет видеть разночинных приятелей своего мужа. Всегда элегантная и шикарно одетая, она стремится преобразить и Пикассо.
Но неприятие мира своего мужа, стремление переделать его в соответствии со своим эталоном стало той роковой ошибкой Ольги, которая позже привела ее жизнь к краху.
Она до конца своей жизни так и не дала согласия на развод. Последние годы прожила в Ницце в бедности, и закончила свою жизнь в пансионе для престарелых. Ольга осталась одна брошенной, отвергнутой мужем и обществом – мадам Пикассо.
Скончалась Ольга Степановна Хохлова 11 февраля 1955 года в Каннах (Франция) .
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #Х__
17 июня
В 1929 году родился Тигран Варданович ПЕТРОСЯН (в Тбилиси), великий советский шахматист, международный гроссмейстер, 9-й чемпион мира по шахматам, заслуженный мастер спорта; кандидат философских наук, журналист.
Свое прозвище «Железный Тигран» Тигран Петросян получил за великолепное искусство защиты, а второе – «Шахматный Левша» стало его спутником из-за необычной манеры игры, которая десятилетиями могла поставить в тупик даже самых искушенных соперников по матчу.
* * * * *
Шахматами начал заниматься в 13 лет во Дворце пионеров под руководством мастера А. Эбралидзе, который обратил внимание на удивительно логичную игру мальчика. Тигран не стремился к жертвам фигур и комбинациям, что так характерно для молодых шахматистов, а защищался упорно и изобретательно, глубоко и дальновидно оценивал позицию. Большое влияние на развитие его таланта, по словам самого Петросяна, оказала книга А. Нимцовича «Моя система на практике».
Первых успехов Тигран добился во всесоюзных юношеских первенствах 1945-46 годов, и уже через год стал чемпионом Армении и выполнил норму на звание Мастера спорта СССР. Переехав в Москву, стал в 1951 году призером на мужском чемпионате СССР, разделив 2-3 места с Геллером.
В течение 10 лет улучшал свои результаты в соревнованиях на первенство мира. В 1962 году Петросян добился блестящего успеха в турнире претендентов на острове Кюрасао, опередив М. Таля, Р. Фишера, П. Кереса, Е. Геллера, В. Корчного, П. Бенко, М. Филипа. Сенсационны его результаты – он не проиграл ни одной из 27 партий, занял 1-е место и получил право на матч с действующим чемпионом мира.
В 1963 году Тигран Петросян становится чемпионом мира по шахматам, выиграв у Михаила Ботвинника со счетом 12,5:9,5. В следующем матче с Б. Спасским в 1966 году во второй раз завоевал мировой титул (12,5:11,5). . Как и его шахматный кумир Капабланка, он 6 лет подряд владел короной шахматного короля. За эти годы Петросян стал победителем в таких крупнейших международных турнирах, как Лос-Анджелес (1963) и Буэнос-Айрес (1964), возглавлял советскую команду на Всемирных олимпиадах в Тель-Авиве (1964), Гаване (1966) и Лугано (1968), показывая лучший результат на первой доске.
В 1969 году он вновь встретился в матче за мировое первенство со Спасским, но уступил ему со счетом 10,5:12,5.
Еще многие годы Петросян оставался в числе сильнейших шахматистов планеты: в 1969 и 1975 годах он становился чемпионом СССР, побеждал на крупных международных турнирах и матчах претендентов. В возрасте 50 лет в 1979 году он одержал победу на межзональном турнире вместе с Хюбнером и Портишем.
За Тиграном Петросяном числится немало впечатляющих рекордов. Он сумел провести 6 чемпионатов СССР, не потерпев ни единого поражения. Играя в составе сборной команды Советского Союза на десяти Всемирных шахматных Олимпиадах, проходивших с 1958 по 1978 годы, Петросян показал просто поразительные результаты – одно поражение, 50 ничьих и 79 побед. В свои лучшие годы Тиграна Петросяна было не победить. В шахматах он больше всего ценил логику, говоря, что в этом виде спорта нет ничего случайного.
Шахматист яркого таланта, Петросян обладал оригинальным стилем, гармонично сочетающим атаку и защиту, стратегию и тактику. В его партиях и глубокие знания, и точный расчет, и тонкая интуиция. Сам он так определял свое творческое кредо: «Ограничение возможностей соперника, стратегия игры по всей доске, окружение и постепенное сжимание кольца вокруг неприятельского короля».
Петросян лучше всех в мире использовал свою пехоту в атаке и защите, умело следуя идеям знаменитого французского шахматиста Филидора, что пешки являются душой шахмат. Петросяна считали гениальным защитником. Его учебник «Шахматные лекции» считается одним из талантливейших и доступных для понимания пособий по обучению древней игре.
В 1968-77 годах Тигран Петросян был главным редактором газеты «Шахматная Москва», а затем основателем и главным редактором журнала «64». Открыв свою собственную шахматную школу, передавал знания и опыт молодым шахматистам, став одним из лучших преподавателей. Занимался научной работой, результатом многих лет размышлений и исследований стала его кандидатская диссертация «Некоторые проблемы логики шахматного мышления» (1968).
Он автор книги «Стратегия надежности» (1985), которая вышла уже после его смерти.
В 1964 году Арпадом Эло был выпущен первый неофициальный международный список, составленный по рейтингу Эло. Возглавили его Петросян и Фишер, имея по 2690 очков рейтинга. После официального признания рейтинга Эло, Петросян входил в шестерку лучших шахматистов мира в 1970-72, 1974-77, а также 1980 годов. По версии Кина-Дивински (охватывающую период с XVIII века по 1987 год) Петросян находится в первой десятке списка лучших мировых шахматистов новых времен. Это же звание подтверждает и версия Ирвинга Чернева, а также компьютерный метод «наименьших ошибок» Гуида-Братко, сравнивающего шаги шахматистов с лучшими шагами по определению компьютерной программы «Crafty».
За достижения в области шахмат был награждён орденами «Дружбы народов», «Знак Почёта» и медалью «За трудовую доблесть». Именем Петросяна названы Центральный дом шахматиста Армении и несколько шахматных клубов в России.
С 1984 года проводятся турниры его имени – мемориалы Петросяна, а в 1987 году учреждена медаль памяти Петросяна.
Скончался Тигран Варданович Петросян 13 августа 1984 года в Москве, похоронен на Армянском кладбище столицы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #П__
17 июня
В 1691 году родился Джованни Паоло ПАНИНИ /или Паннини/ (в городе Пьяченце), знаменитый итальянский художник и зодчий, мастер городского пейзажа – «ведуты» (с итал.: «виденная»).
Как художник, он стал известен своими картинами достопримечательностей Рима, где античные руины вдохновили его на создание исторических композиций, сцен из современной ему жизни и воображаемых видов реальных построек, находящихся в разных частях города, но собранных вместе («Римская фантазия»).
Самые известные его работы – интерьер Пантеона и рисунки картинных галерей видов Рима в стиле ведута. Большая часть его работ, в особенности пейзажи руин, имеют особенную и причудливую атмосферу с нереальной красотой интерьеров и декораций, которые характеризуют уникальный стиль каприччио. Он также известен своими портретами известных людей, включая самого Папу Бенедикта XIV.
* * * * *
В юношестве Панини учился под предводительством Джузеппе Натали и Андреа Галуцци, а чуть позже, под руководством театрального художника Франческо Галли-Бибьена. В 1711 году он переехал в Рим, где он обучался художественному рисунку с Бенедетто Лути, и достиг популярности своими работами по декорированию дворцов и Римской семинарии.
Известность получил своими росписями на вилле Патрици и декорациями для праздника в честь рождения дофина (1729, Лувр, Париж; 1731, Дублин).
В 1719 году Панини начал преподавать в Риме в Академии Святого Луки и Французской академии, где повлиял на творчество Жан Оноре Фрагонара. В 1755 году избран президентом Академии Св. Луки в Риме.
Джованни Паоло Панини – один из родоначальников архитектурного или руинного пейзажа. Свои архитектурные виды, интерьеры («Интерьер церкви Сан Джовани ин Латерано», Музей изобразительных искусств, Москва); руины («Руины», Эрмитаж, Санкт-Петербург и Музей изобразительных искусств, Москва) художник населял маленькими человеческими фигурками, обыгрывая излюбленную тему XVIII века – сопоставление величия древнего прошлого и тривиальности настоящего.
Скончался Джованни Паоло ПАНИНИ 21 октября 1765 года в Риме.
http://gallerix.ru/storeroom/459208198/
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #П__
17 июня
В 1882 году родился Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (в Ораниенбауме), русский, французский (гражданство с 1934) и американский (гражданство с 1945) композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.
Его творчество вобрало в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи.
Творческое наследие Стравинского очень велико: 4 оперы, 12 балетов, кантаты, симфонии, концерты, хоры и др. Считается одним из самых значительных новаторов в музыке прошлого столетия.
* * * * *
Его отец, Фёдор Стравинский – русский певец польского происхождения, солист Мариинского театра. Мать будущего композитора – одарённая пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская.
С девяти лет Игорь брал частные уроки фортепиано, в 19 лет после окончания гимназии Гуревича, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин.
С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал частные уроки у Н.А. Римского-Корсакова, который предложил Стравинскому занятия 2 раза в неделю, параллельно с его уроками у В. Калафати. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел профессией в совершенстве.
Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора, поручил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал 3 балета, принёсших ему мировую известность – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы Стравинский периодически ездил из России в Париж и обратно.
Перед началом I-й мировой войны он выехал с семьёй в Швейцарию. Из-за начавшейся войны Стравинские в Россию не вернулись. С 1920 жил преимущественно в Париже.
Среди сочинений этого времени – опера «Соловей» по сказке Х.К. Андерсена (1914) и «История солдата» (1918). Этим же временем датируется сближение Стравинского с французской «Шестёркой».
После окончания войны он принял решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время переехал во Францию. В 1919 году композитор по заказу Дягилева написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя.
Стравинский жил во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его оперы «Мавра» (1922), танцевальной кантаты (балета с пением) «Свадебка» (1923) – итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим».
С 1936 года Стравинский периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. В 1937 году в Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя – исполнен концерт «Дамбартон-Окс». Композитора приглашают прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Наконец, в связи с начавшейся II-й мировой войной, Стравинский решает переехать в США.
Апофеозом всего его творчества является «Requiem Canticles» («Заупокойные песнопения», Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра (1966): «…"Заупокойные песнопения" завершили всю мою творческую картину…», «…Реквием в моём возрасте слишком задевает за живое…», «…сочиняю шедевр своих последних лет» – И. Стравинский.
Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва композитор приезжал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде.
Скончался Игорь Фёдорович Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке; похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #С__
17 июня
В 1944 году родилась Жанна Владимировна БИЧЕВСКАЯ (в Москве), советская и российская певица, собирательница и исполнительница старинных баллад и притч, городских романсов. Народная артистка России. Она называет свой стиль «русский кантри-фолк».
Репертуар певицы насчитывает несколько сотен произведений – песен духовного и общественного содержания, русских народных песен, а также на стихи поэтов «Серебряного века».
* * * * *
Окончила музыкальную школу по классу гитары. В 1966-71 годах училась в государственном училище циркового и эстрадного искусства, где продолжала совершенствоваться в игре на гитаре, училась пению у Елены Яковлевны Петкер, потом у Ирмы Петровны Яунзем.
Во время учёбы начала собирать и записывать русские народные песни. Одновременно работала преподавателем по классу гитары в Загорской вечерней музыкальной школе, позже – солисткой-вокалисткой в оркестре Эдди Рознера. В 1971-73 годах – солистка вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы», затем работала в Москонцерте.
В 1970-е годы в репертуар певицы вошли старые русские народные песни, которые исполнялись бардовским способом. Благодаря талантливому и оригинальному исполнению (с использованием лучших достижений стилей фолк и кантри) Жанна Бичевская начала быстро обретать популярность. В 1973 году она становится лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. С гастролями посещала Финляндию, Венгрию, Румынию, Чехословакию, Югославию и многие города СССР. Пластинки с записями народных песен расходились миллионными тиражами в более чем 40 странах мира.
Жанна единственная певица на российской эстраде, которая исполняет фольклор по-бардовски, балладно: «Каждая песня продолжительно вынашивается, продумывается и появляется на свет в муках, как ребенок… я вкладываю в неё частицу своего сердца».
Она 8 раз подряд с аншлагом заполняла престижный в Западной Европе парижский зал «Олимпия». На Международном конкурсе артистов эстрады в Познани в 1980 году помимо звания лауреата Жанна Бичевская удостоилась звания «Мисс творческая индивидуальность».
В 1989 году на Международном конкурсе в Сан-Ремо за выдающийся вклад в мировое исполнительное искусство ей был присвоен титул «Золотая гитара», которого до неё из женщин удостоилась лишь известная исполнительница в стиле кантри, американка Джоан Баез.
В 1990-е годы обратилась к духовной музыке, которая исполняется ею с глубоким проникновением. Исполняет песни, написанные её мужем, поэтом, композитором и певцом Геннадием Пономарёвым («Жанна Бичевская поёт песни Иеромонаха Романа», «Имени Твоему, Господи», «Осень музыканта»).
В конце 1990-х и начале 2000-х годов певица выпустила несколько альбомов песен известных бардов (в том числе Андрея Макаревича, Александра Вертинского, Булата Окуджавы), а также ряд альбомов патриотической тематики («Мы – русские», «Царь Николай» и др.).
C декабря 1999 по 2008 год Жанна Бичевская вела авторскую духовную передачу «От сердца к сердцу» на международной радиостанции «Голос России».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_июня #Б__
17 июня
1898 года родился Мауриц Корнелис ЭШЕР (в Леувардене, Нидерланды), великий голландский художник-график, выдающийся мастер графического представления отношений между пространством и плоскими поверхностями и между пространственными структурами.
Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта.
Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т.д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.
В то же самое время работы Эшера подчёркнуто относятся к элитарному искусству. Это даже вызывало критику его творчества как непонятного рядовому зрителю.
* * * * *
С детства Мауриц учился плотницкому делу и игре на пианино. В школе учитель рисования заметил талант у мальчика и научил его делать гравюры по дереву.
В 1918 году он стал брать уроки архитектуры в Техническом училище Делфта. Из-за плохого здоровья Эшер не справился с учёбой и был отчислен, но позже поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме.
Он совершенно сознательно выбрал карьеру гравёра, а не художника (маслом). Эшера привлекала возможность получения множества оттисков, которую предоставляли графические техники, т.к. его уже в раннем возрасте интересовала возможность повторения образов.
В 1921 году семья Эшера посетила Ривьеру и Италию. Очарованный растительностью и цветами средиземноморского климата, Мауриц сделал детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Он зарисовал много эскизов горных пейзажей, которые позже легли в основу его работ. Художник получил возможность познакомиться с искусством итальянского Возрождения, которое произвело на него сильнейшее впечатление.
Конец 1920-х годов оказался очень плодотворным периодом для Эшера. Его работы демонстрировались на многих выставках Голландии, а к 1929 году популярность достигла такого уровня, что за один год прошли 5 персональных выставок в Голландии и Швейцарии. Именно в этот период его картины впервые были названы «механическими» и «логическими».
Переходным в творчестве Эшера стал 1937 год, когда он сменил жанр пейзажа на создание произведений, воплощающих геометрические конструкции. В это время создана гравюра «Метаморфозы», где показано, как один из блоков города превращается в человека. На новой картине «Метаморфозы-2» представлена последовательность 10 трансформаций. Это самая большая картина Эшера размерами 19 см на 3,9 м.
В период оккупации Голландии и Бельгии художник с семьей в феврале 1941 года переезжает в Барну.
В 1950-х годах Эшер приобрёл большую популярность в качестве публичного лектора, а в 1950 году в Вашингтоне проходит его первая персональная выставка в США. После этого там резко увеличиваются продажи его произведений.
27 апреля 1955 года Маурица Эшера посвящают в рыцари и он становится дворянином.
После изучения статьи геометра Дональда Коксетера из Оттавы, который проиллюстрировал систему образцов, уменьшающихся по мере удаления от центра, Эшер создаёт ряд работ с уменьшением объектов при приближении к центру или при удалении от него.
В начале 1960-х годов вышла в свет первая книга с работами Эшера, в которой 76 работ прокомментировал сам автор. Книга помогла обрести понимание его творчества среди математиков и кристаллографов.
Математические и кристаллографические аспекты творчества Эшера становятся очень популярными. В 1965 году профессор Каролина МакГиллаври опубликовала книгу «Аспекты симметрии в творчестве М.К. Эшера».
Скончался Мауриц Корнелис ЭШЕР 27 марта 1972 года в Хилверсюме, похоронен в Барне.
17 июня
1818 года родился Шарль Франсуа ГУНО (в Париже), французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист.
Основатель жанра французской лирической оперы.
* * * * *
Выходец из семьи художника и преподавательницы музыки и одарённой пианистки, Шарль в 11 лет поступил в лицей. За время обучения он солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Его желание сочинять особенно усилилось после посещений оперного театра.
Гуно стал изучать гармонию и контрапункт у Антона Рейха. В дальнейшем обучался в Парижской консерватории под руководством Ж.Ф. Галеви, Ж.Ф. Лесюэра и Ф. Паэра.
В 1839 году получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины (коммуна в Италии, располагается в провинции Рим).
По возвращении в Париж, в 1843-48 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения.
Шарль Гуно посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, одно время жил в кармелитском монастыре и носил сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.
Он обращается к опере, т.к. считал, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы – «Сафо» – состоялась в 1851 году. Заглавная роль в ней предназначалась для Полины Виардо-Гарсиа.
В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией.
В 1858 году композитор создал оперу «Лекарь поневоле», а через год – своё главное и лучшее произведение – оперу «Фауст» на сюжет первой части одноимённой трагедии И.В. Гёте (либретто М. Карре и Ж. Борбье; поставлена на сцене «Лирического театра» в Париже).
Именно «Фауст» явился тем произведением, в котором Гуно нашел свой стиль. Но зрители не сразу полюбили эту оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через 10 лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.
Следующие оперы композитора – «Филимон и Бавкида» (1860) и «Мирейль» (1864) – такого успеха уже не имели.
Вторым взлётом творческого вдохновения Гуно стала опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом – в течение двух лет состоялось 90 спектаклей.
Написав ряд неудачных опер, он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений две оратории – «Искупление» (1881) и «Смерть и жизнь» (1884). В это же время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.
Во время франко-прусской войны композитор переехал из Парижа в Лондон, был дирижёром лондонского Королевского хорового общества.
В 1875 году вернулся на родину. Последние годы жизни он провёл, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.
Скончался Шарль Франсуа ГУНО 18 октября 1893 года в Сен-Клу под Парижем.
17 июня
1856 года родился Франц Алексеевич РУБО (в Одессе), русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около 200 монументальных полотен.
* * * * *
Из семьи французского коммерсанта, обосновавшегося в России, Франц учился в Одесской рисовальной школе (1865-1877), а в период 1878-1883 годов – в мюнхенской Академии художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.
После окончания академии Франц Рубо начал создавать серию картин о жизни народов Кавказа и истории их присоединения к России. В 1880-1890 годах появились его этюды «В горах Кавказа», «Всадник» и 18 больших батальных картин для Тифлисского военно-исторического музея, которые сделали художника известным не только в России, но и в Европе.
В период 1901-1904 годов Рубо работал над панорамой «Оборона Севастополя», посвященной героической обороне города во время Крымской войны 1854-1855 годов. Это произведение он создавал в Мюнхене, где в специальном павильоне был закреплен холст размером 14*115 метров. Ему помогали Л. Шенхен, К. Фрош и Мерте.
Художник сделал много этюдов непосредственно в Севастополе, изучил документы, встречался с участниками обороны. Все герои – люди с глубоким чувством достоинства, они не красуются, а просто честно выполняют свой долг.
Летом 1903 года Рубо пригласили руководить батальной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств. Его лучшие ученики М. Греков, М. Авилов, К. Тир помогали ему в установке и реставрации панорамы «Оборона Севастополя».
Преподавая в училище, Рубо добивался демократического реформирования процесса обучения, привлекал к преподаванию своих талантливых учеников.
В 1911 году он создал панораму «Бородинская битва». До нашего времени, к сожалению, дошел только фрагмент этого полотна, который вмонтирован в новый, написанный советскими художниками вариант панорамы (с 1962 года находится в отдельном, специально построенном здании в Москве).
Француз по национальности, проживший большую часть жизни в Мюнхене, Франц Рубо был поистине русским художником, пропагандистом русского искусства.
Живя за рубежом, Рубо не создал значительных произведений, но очень много сделал для пропаганды русского искусства. По его инициативе на традиционной Международной выставке в Мюнхене был образован специальный русский отдел, в ней принимали участие многие русские художники.
Скончался Франц Алексеевич РУБО практически забытым 13 марта 1928 года в Мюнхене.